Изобразительное искусство в Третьем Рейхе




После прихода Гитлера к власти многие наиболее известные германские художники оказались в изгнании. Пауль Клее вернулся в Швейцарию, Кандинский уехал в Париж и стал французским подданным, Оскар Кокошка перебрался в Англию, Георг Гросс эмигрировал в США, Макс Бекман обосновался в Амстердаме.

И, действительно, в условиях нацистского режима было просто невозможно творить. Дело в том, что Гитлер все современные течения изобразительного искусства называл «дегенеративным искусством», или «вырождающимся искусством».

Итак, «дегенеративное искусство» - это используемое нацистской пропагандой определение, отражавшее личный негативизм фюрера по поводу современного изобразительного искусства. «Дегенеративное искусство», по мнению Гитлера, «есть болезненный результат сумасшествия».

В начале 1936 г. Гитлер приказал четырем нацистским художникам во главе с профессором Адольфом Циглером, президентом Имперской палаты изобразительного искусства, обследовать все основные галереи и музеи Германии с целью убрать все «декадентское искусство».

Комиссия изъяла 12 890 картин, рисунков, эскизов и скульптур немецких и европейских художников, в том числе работы Пикассо, Гогена, Сезанна и Ван Гога. 31 марта 1936 г. эти конфискованные произведения искусства были представлены на специальной выставке «дегенеративного искусства» в Мюнхене. Эффект оказался обратным: огромные толпы народа стекались, чтобы полюбоваться на творения, отвергнутые Гитлером. Проходившая одновременно по соседству «Великая германская художественная выставка», на которой было выставлено около 900 работ, одобренных Гитлером, привлекла куда меньшее внимание публики.

Кроме того, незадолго до начала Второй мировой войны, в марте 1939 г., в Берлине были сожжены тысячи замечательных полотен. А в конце июля 1939 г. по распоряжению Гитлера на аукционах в Швейцарии был продан целый ряд картин, чтобы получить валюту.

Образ Гитлера

Вполне естественно, что, прежде всего, весьма популярен был образ нацистского фюрера – Гитлера. Бесчисленные портреты Гитлера украшали все официальные учреждения и частные квартиры. В качестве выразительных примеров можно привести 2 картины.

Первая, выполненная Отто Хойлером, носит название «Вначале было слово». В ней Гитлер предстает народным трибуном, возвещающим о скором начале «Нового царства». Он окружен группой единомышленников, внимательно слушающих его. Поза фюрера говорит об уверенности и стойкости, твердости и целеустремленности.

Вторая картина – «Гитлер-знаменосец» - написана Хубертом Ланцингером и представляет фюрера в доспехах средневекового рыцаря. Гитлер сидит на коне, большая часть которого срезана краем картины, его взгляд направлен вперед, сосредоточен. Холодный металл доспехов резко контрастирует с лицом. Картина говорит зрителю: фюрер тверд как металл, он неуклонно движется к своей цели.

Тема войны

Самой популярной в изобразительном искусстве Третьего Рейха, без сомнения, была военная тематика.

У большинства картин военной тематики можно выделить объединяющие признаки:

- большой формат

- композиционная простота

- героизм немецких солдат и офицеров

- пафос побед и самопожертвования.

С 1939 г. на Больших немецких художественных выставках стали появляться картины о Первой мировой войне, которые, помимо всего прочего, должны были, по замыслу нацистских идеологов, «из боевого товарищества солдат выводить единство немецкого народа».

На Большой немецкой художественной выставке 1940 г. демонстрировались 8 гобеленов Вернера Пайнера, которые украшали стены мраморной галереи Новой рейхсканцелярии и изображали великие битвы как решающие этапы немецкой истории. Серия начиналась «Битвой в Теотобургском лесу» и заканчивалась «Танковой атакой под Камброном». Гобелены имели 10 м в длину и 5,4 м в ширину, т.е. представляли собой действительно монументальное произведение живописного и ткацкого искусства. Главное в этом цикле гобеленов – тема войны, имеющая почти надисторический смысл. Вероятно, при последовательном созерцании гобеленов создавалось впечатление, что история Германии – это цикл великих и победоносных сражений, имеющих мировое значение. Об этих гобеленах в журнале «Искусство в Третьем Рейхе» Иоганн Зоммер написал следующее: «… автор точно следовал историческим фактам, воплотил мечты немецкого народа, точно передал атмосферу, реальные ландшафты, духовное пространство».

В 1944 г. в Зальцбурге прошла выставка «Немецкие деятели искусства и СС». На этой выставке были представлены работы людей, которые либо сами принадлежали к отрядам СС, либо с СС было связано духовное наполнение их творчества.

Одно из самых примечательных произведений выставки – картина Эрнста Краузе «Танковые гренадеры СС». Это тройной портрет одного офицера и двух рядовых в униформе с оружием (один даже держит в руках танковый снаряд в качестве атрибута ратного дела).

Также стоит отметить картину Вилли Чеха «Части СС в бою». Эсэсовцы в полевой форме и стальных касках прячутся за развалинами. Их внешне статичные позы полны внутренней динамики: солдаты замерли, но готовы в следующий момент ринуться в атаку. Они повернуты к зрителю спиной, что может рассматриваться как недвусмысленный намек на «безымянных героев».

В целом, по поводу выставки Карл-Хорст Берендт писал: «Выставка производит впечатление культурной воли СС, а также является свидетельством того, с какой серьезностью охранные отряды стараются во благо сферы немецкой жизни. Воинские и этические идеалы СС, наивысшие народные ценности, честь и верность, находят свое отражение в значениях художественных работ. Таким образом, через выставку искусств посетитель познакомиться с сутью работы СС».

Труд и образ рабочего в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве фашистского периода раскрытию темы работы, напряженного, производительного труда придавалось особое значение.

Прежде всего, труд и образ рабочего зачастую были темами выставок и конкурсов. Примером могут служить выставка «Похвала работе» (Берлин, 1936 г.), выставка «Работа в искусстве» (Мюнхен, 1937 г.) и т.д.

Все живописные произведения, так или иначе раскрывающие тему труда, можно разделить на несколько групп:

- сцены коллективного труда

- аллегорические изображения (аллегория - (греч. allegorla - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев- сила, власть или царственность).

- индустриальные ландшафты (труд в каменоломнях и на строительстве).

Едва ли не самым ярким воплощением нацистской идеи коллективного труда может служить картина Фердинанда Штайгера «Мы – солдаты завода», выполненная в 1938 г. Композиция картины чрезвычайно проста: зритель видит перед собой колонну молодых поющих песню рабочих, которые с лопатами на плечах поднимаются в гору. Линия горизонта максимально опущена, что придает образам монументальность. Лопаты, лежащие на плечах людей, могут ассоциироваться с винтовками. Однотипная одежда людей напоминает униформу солдат. Художник как будто говорит зрителю: «Сейчас эти бравые сильные мужчины с песней маршируют на работу, а завтра они также сплоченно и смело пойдут в бой».

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что воплощение труда в искусстве Третьего рейха в большинстве случаев связано с применением простейших инструментов и проводится через мускульные усилия тела.

Образ крестьянина

В одной из своих речей Гитлер провозгласил: «Третий рейх должен быть рейхом крестьян». Художники очень оперативно отреагировали на этот политический призыв. Например, на мюнхенских выставках около четверти всей художественной продукции иллюстрировало крестьянскую жизнь.

Крестьянская тема в изобразительном искусстве Третьего Рейха должна была:

- отражать народно-национальные традиции, уходящие корнями в прошлые века

- демонстрировать приверженность крестьян напряженному труду

- воплощать идеал семейно-брачных отношений, основанный на патриархальных традициях.

Классическим произведением на крестьянскую тематику, без сомнения, является картина Адольфа Визеля «Крестьянская семья Каленбергеров». В 1996 г. эта картина демонстрировалась на выставке «Берлин-Москва» в Московском Государственном музее им. Пушкина. Семья в картине представлена за воскресным столом, у всех ее членов открытые и спокойные лица. Картина создает ощущение очень сплоченной семьи, где отец – руководящее начало. В правой части композиции находится сын. Отец смотрит на бабушку, а мать держит в руках ребенка.

Женские образы и тема материнства

Если взять весь массив живописных произведений, посвященный женской теме, то можно обнаружить, что он условно делится на 2 группы:

- изображения обнаженной натуры (так называемые «акты»)

- тема матери и ребенка.

Изображение обнаженной натуры в Третьем рейхе имеет вполне определенный стилистический источник: французскую салонную живопись XIX в. В целом, подобные изображения могли иметь реалистический, романтический или аллегорический характер.

Наиболее известные произведения:

- «Четыре стихии» Адольфа Циглера

- «Кокетство» Зеппа Хильца

- «Крестьянская грация» Оскара Мартина Аморбаха

- «Купание в горном озере» Юлиуса Энгельхарта

- «Ожидание» Йохана Шульта

- «Суд Париса» Иво Салигера и т.д.

Тема материнства художниками Третьего рейха рассматривалась в контексте общечеловеческих идеалов. Сейчас даже при пристальном изучении таких живописных произведений трудно найти в них какие-либо специфические отличия или даже заметные акценты, указывающие на идеологическое давление. Их символика, образный язык приобретали особое звучание только в контексте нацистской эпохи, позволяя интерпретировать вечные темы как подтверждение идей «расовой чистоты», «здорового народного духа», «исконной роли женщины» и т.д.

Тема молодого поколения

Нацисты, несомненно, осознавали значимость молодежи в деле построения нового общества и государства. По этой причине в изобразительном искусстве молодежь занимала одно из основных мест.

Примечателен фрагмент фрескового цикла Франса Айхорста «Лицо юной Германии», которые представляет собой живописный апофеоз величественных надежд нацистского режима. Осн. участниками данного произведения являются только юноши-штурмовики и мальчики из Гитлерюгенда.

Аллегорическое воплощение места и роли молодежи в нацистском государстве можно встретить у Юргена Вегенера в картине «Германская молодежь». В ней представлены все направления деятельности подрастающего поколения Третьего рейха. В центре композиции барабанщики из Гитлерюгенда стоят тесной группой под знаменем со свастикой, символизируя собой готовность к армейской службе. Справа юноши с моделями самолетов воплощают собой трудолюбие и усердие, слева играющие девушки создают ощущение беззаботной радости детства.

Основной идеей изображения молодежи в художественных произведениях нацистской Германии была идея добровольного фанатичного повиновения и послушания, желания любой ценой исполнить волю рейха. Прекрасной иллюстрацией здесь может служить картина Элька Эбера «Призыв 23 февраля 1933 г.», на которых 2 молодых штурмовика готовятся вступить в бой с врагами.

Изобразительное искусство Третьего рейха было одним из элементов системы нацисткой пропаганды. В силу этого для художника в тоталитарном государстве складывалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, он становился зависимым, так как не мог выйти из идеологических рамок; с другой стороны, он являлся «инженером человеческих душ», возможности которого поддерживала вся огромная государственная машина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: