II. Типы и структура уроков музыки




ТЕМА 2.1.3. УРОК МУКЗЫКИ – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА. ТИПЫИ СТРУКТУРА УРОКОВ МУЗЫКИ

Цель: ознакомление с особенностями уроков музыки, их типами и структурой.

«Урок – важнейшая сфера жизни, в которой

соприкасаются педагог и ученики».

В.А.Сухомлинский.

План

1. Особенности уроков музыки.

2. Типы и структура уроков музыки.

I. Особенности уроков музыки

«Музыка» – составная часть общеобразовательного процесса в школе, а урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания, один из элементов всей системы музыкального обучения. И хотя в школе имеют место музыкальные кружки, факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Сущность любого школьного урока составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому в уроке должны быть представлены все основные компоненты учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, содержание, методы обучения).

Каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развития в деятельности учителя и учащихся. В общей педагогике особо подчеркивается положение о том, что тема должны объединить урок. Всё это характерно и для уроков музыки.

Отличительной особенностью урока музыки является то, что урок музыки – это урок искусства, а в музыкальном искусстве существует и особая форма отражения действительности, где главную роль играют чувства и эмоции. Познание в процессе обучения музыке специфично, так как оно объединяет воедино эмоции и разум, сознание и чувства.

Ещё одной особенностью уроков музыки является коллективная форма работы, поскольку все одновременно слушают музыку или исполняют музыкальное произведение (поют, выполняют музыкально-ритмические движения, играют на детских музыкальных инструментах).

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что урок музыки, имея черты, сближающие его с другими школьными уроками, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие и неповторимость, т. к. результаты музыкальной работы обусловлены:

• Содержанием учебного материала;

• Уровнем развития познавательных способностей детей, их общим и специальным (музыкальным) развитием;

• Эффективностью применяемых методов обучения;

• Используемыми техническими средствами;

• Личностью учителя.

Поскольку все названные факторы не могут быть установлены раз и навсегда (т.к. нет одинаковых детей, одинаковых классов, одинаковых учителей и т.п.), то не может быть принятой также раз и навсегда структуры урока. В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средства, методов при постоянной опоре на общие и специфические дидактические принципы.

В программе Д. Кабалевского (в отличие от ранее существующих) в связи с усвоением ключевых знаний, находящихся в темах четвертей, осуществляется целостная организация урока. Урок – часть темы четверти. Функция урока обусловлена местом, которое он занимает в той или иной теме.

II. Типы и структура уроков музыки

В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки:

- урок введения в тему;

- урок углубления темы;

- урок обобщения темы.

Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.

УРОКИ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ

(В четверти их, как правило, один, реже – 2 урока)

Главный признак – наличие в содержание урока первоначальной обобщённой характеристики ключевого знания.

Процесс введения в тему:

1. Активизация накопленного опыта учащихся (жизненного и музыкального) под углом зрения нового ключевого знания.

2. Само введение в тему при создании поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся с помощью учителя приходят к решению поставленной задачи.

3. Закрепление первоначального обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

Пример. Урок 2.1.1. (2 класс, 1 четверть, 1 урок).

1этап – активизация имеющегося опыта детей под углом зрения изучаемой темы на основе легенды о «трёх китах».

2этап – само введение в тему через поисковую ситуацию на основе живого звучания музыки с решением поставленной проблемы. «Что хочется делать под эту музыку?» (маршировать, значит – это марш; танцевать, значит – танец, петь – песня). Дети приходят к выводу о существовании «3 китов» – 3 типов, жанров музыки: марша, танца, песни.

3этап – закрепление на других примерах. С. Прокофьев «Марш», Д. Кабалевский «Песня о школе», С. Рахманинов «Итальянская полька» (см. Программа «Музыка», 1-3 кл.)

Примерами уроков введения в тему могут явиться следующие: 2.2.2; 3.3.1. Они строятся аналогично уроку 2.1.1., но могут иметь свои варианты построения.

В III классе в программе представлена тема «Интонация» (II четверть), введение в которую рассчитано на 2 занятия. Урок 3.2.1. связан с выявлением связей между речевой и музыкальной интонациями, а урок 3.2.3. – с рассматриванием понятия «зерна-интонации» в музыке.

УРОКИ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕМЫ

(Таких уроков в четверти большинство)

Главный признак – наличие в содержание урока новой характеристики ключево­го знания.

Процесс углубления темы:

1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (знание, которое усваивается в данной четверти, а также слуховой опыт, необходимый для углубления темы).

2. Само углубление темы - познание новых граней изучаемой темы через разнообразные средства и приемы обучения, создание поисковых ситуаций на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников.

3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений в разнообразных формах и видах деятельности.

Пример. Урок 2.1.2.

1этап – активизация имеющегося опыта на основе слушания музыки «Марша» С. Прокофьева, под которую входят в класс, в проверке д/з (с какими «китами» встречались дома, слушая радио, магнитофон, телепередачи), в беседе по выяснению тех жизненных обстоятельств, при которых звучат мар­ши («Кто может сказать, где и когда вы слышали марши?», «Кто под них маршировал?»).

2этап – само углубление темы – познание новых граней «кита» марш на основе живого восприятия. («Где может исполняться эта музыка?», «Кто под неё марширует?», «Вы обратили внимание, этот марш играл один чело­век или много?», «Правильно, военную музыку исполняют оркестры» и т.д.). Звучат марши: С. Чернецкий «Встречный марш» М. Блантер «Футбольный марш».

3этап – закрепление нового качества понимания темы на новом материале, включая музыкально-ритмические движения.

Учитель: - «Теперь самая трудная задача. Надо решить, для кого этот марш?». (Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чай­ковского).

Ситуация трудная. Её придется решать с помощью наводящих вопросов учителя:

- Так для кого же этот марш, кому удобно маршировать под эту музы­ку? (Для нас).

- Что ж, попробуйте помаршировать. (Неудобно, темп этого марша на­много быстрее обычного). Путем проб и рассуждений приходят к вы­воду, что этот марш для игрушечных солдатиков.

Решение проблемы на уроках углубления темы будет зависеть от разнообразных средств, приемов работы, выбранных учителем, его творческого мастерства.

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ

Главный признак – наличие в содержании урока целостной, обогащенной характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти

Внимание учителя должно быть сосредоточено прежде всего на тех положениях, которые изложены в программе на уроках обобщения темы.

Обобщающие уроки могут быть построены в нетрадиционной, игровой форме. Это различные конкурсы, викторины, путешествия, соревнования, ярмарки, музыкальные гостиные и другие; могут использоваться групповые и индивидуальные задания, содержащие методы контроля или их элементы (напр., во 2 классе).

В этих уроках могут иметь место:

- концентрация внимания учителя на тех моментах, которые недостаточно усвоены учащимися;

- слушание и исполнение музыки по усмотрению учителя и по желанию учащихся;

- знакомство с новыми произведениями, в которых учащиеся сами смогли бы обна­ружить главные аспекты, составляющие основу данной четверти;

- установление связей как с предыдущими, так и с последующими темами.

В качестве примера можно обратиться к теме «Развитие музыки» (3кл., 3 четверть). Учащиеся должны показать знания о развитии музыки, прежде всего в двух направлениях: композиторском и исполнительском, а также о темповом, тембровом, жанровом, ладовом, динамическом, мелодическом, полифоническом («Со вьюном я хожу»: 1 куплет – унисон, 2 – канон, 3 – подголосочная полифония).

Такова в общих чертах характеристика уроков обобщения темы.

В чём же своеобразие уроков, которые посвящены итоговому обобщению тем всего учебного года?

В программе указывается, что обобщение тем учебного года может проводиться вслед за уроками обобщения темы четверти и даже охватывающие 2 занятия.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ГОДА

1. Проверка степени усвоения тем всего учебного года.

2. Подготовка класса к заключительному уроку-концерту.

3. Концентрация внимания учителя на тех темах, которые усвоены учащимися с наименьшим успехом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК-КОНЦЕРТ ГОДА

Цель – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. На этом уроке необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сущности искусства;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознан­ное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;

- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен ре­пертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельно-практическое отношение к музыке;

- в чём и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной
музыкальной деятельности.

Урок-концерт необходимо провести в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно объединение нескольких классов одной параллели. В урок желательно внести какие-то новые элементы. Новыми должны быть и музыкальные произведения, и вопросы к прослушанной музыке, и исполнительская интерпретация произведения. Желательно, чтобы во время урока-концерта учитель выступил в качестве солиста (певца, инструменталиста), ярко исполнив то или иное произведение.

Урок-концерт можно построить следующим образом:

1. Учитель музыки рассказывает родителя о задачах и содержании музыкальных занятий в прошедшем году, концентрируя внимание на тематизме программы. Слово учителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Желательно обратить внимание на выполнение учащимися домашних заданий, привести примеры.(Д/3 - Слушать музыку и рассказать о ней, сделать рисунки или записи в «Дневнике музыкальных впечатлений»). Опыт показывает, что родители с удовольствием дополняют этот рассказ.

2. Учитель приглашает в зал учащихся. Они входят под музыку.

3. В основе урока-концерта 4 темы года, которые придают ему определенную логику и завершенность. В программе урока-концерта хоровая и сольная музыка; «игровое четырехручье» с учителем; музыкально-ритмические движения, импровизация; народная и профессиональная музыка, классическая и современная; музыка, исполняемая одноголосно, каноном и двухголосно; пение по нотам (сольфеджио) и со словами, с сопровождением и а капелла (без сопровождения).

4. Важна эмоциональная драматургия урока-концерта. Как правило, он строится на основе контрастных по характеру произведений, форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников. Во вторую половину урока целесообразно включать произведения, исполняемые ребятами уверенно и с наибольшим удовольствием.

5. Завершение урока-концерта – исполнение песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление. «Пусть школьники уйдут с заключительного урока, как с праздника музыки!» – подчеркивается в программе.

ВЫВОД

Проектируя урок любого типа, каждый учитель должен:

- определить смысловую значимость;

- рассмотреть урок сквозь призму всей программы, и, прежде всего, тему учеб­ной деятельности;

- не допускать диспропорции между музыкой, звучащей на уроке, и разговорами о ней (не в пользу музыки);

- в построении урока соблюдать принцип целостности.

Д/З:

1. Знать особенности, типы и структуру уроков музыки.

2. Самостоятельно изучить тему «Межпредметные связи урока музыки с другими дисциплинами»

Литература: Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 37-39.

Практическая работа № 12

Тема: Анализ конспектов различных типов уроков в зависимости от цели и места урока в теме

Цель: проанализировать конспекты с целью выявления типов уроков музыки в соответствии с их содержанием и структурой.

Оборудование: конспекты уроков музыки в начальных классах (А, Б, В, Г)

Задание:

1. Внимательно прочтите конспект урока музыки.

2. Вдумайтесь в содержание определите недостающие компоненты урока:

- …, …, ….

Класс, четверть, место (№) урока. Например: 1.2.3., где 1 – класс, 2 – четверть, 3 – номер урока в четверти (в теме четверти);

- Тема четверти …

- Цель урока …

- Задачи урока: - воспитательная …;

- образовательная …;

- развивающая ….

3. Определите тип урока по его содержанию и структуре. Оформите выводы в таблице по предложенной схеме:

Шифр конспекта (А, Б, В, Г) Тип урока Главный признак Структурные компоненты урока (примеры с урока)
       

 

Критерии оценок

«отл» – правильно определены компоненты урока, типы уроков;
«хор» – определено большинство компонентов урока и типы уроков;
«уд» – частично определены компоненты урока и типы уроков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: