В данном разделе следует привести данные о расчетах налоговых доходов при разработке законопроектов о консолидированных бюджетах по субъекту федерации. Здесь в качестве примеров приведены соответствующие материалы по гор. Москва.
ПОДХОДЫК ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫНА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013и 2014 ГОДОВ
Таблица 10. ПРОГНОЗ ОБЪЕМА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ ГОРОДА МОСКВЫИ УЧТЕННЫМИ В КАЧЕСТВЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ГОРОДА МОСКВЫНА 2012 2014 ГОДЫ
Налоги, по которым предоставляются льготы | Количество налогоплатель- щиков, заявивших льготу за 2010 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Налог на имущество организаций (55% льготы «Метрополитен» и «Мосгортранс» 14,8% бюджетные организации) | 3 951 | 40 003,5 | 42 803,8 | 46 442,1 | |
Налог на прибыль применение пониженной ставки) | 402,9 | 454,9 | 506,8 | ||
Земельный налог | 3 099 | 13 382,4 | 14 051,5 | 14 754,1 | |
Транспортный налог (юр.лица) | 127,0 | 130,8 | 135,5 | ||
ИТОГО | 53 915,8 | 57 441 | 61 838,5 | ||
Таблица 11. ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ГОРОДА МОСКВЫНА 2012- 2014 ГОДЫ
(млн. рублей) Госпрограммы | Наименование налогов | 2012год | 2013год | 2014год |
01"Развитие транспортной системы" | Налог на имущество | 24 532,2 | 26 856,0 | 29 069,7 |
Транспортный налог | 125,8 | 129,6 | 133,4 | |
Программы социальной направленности: 02 "Развитие здравоохранения города Москвы03 "Развитие образования города Москвы" 04 "Социальная поддержка жителей города Москвы"09 "Культура Москвы"10 "Спорт Москвы" | Налог на имущество | 6 031,6 | 6 453,8 | 7 002,4 |
Земельный налог | 13 114,6 | 13 820,4 | 14 054,1 |
|
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫНА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ (1)
Бюджет утверждается на 3 года, с разбивкой по годам. При этом используется скользящий метод среднесрочного планирования. Сформированные и утвержденные 5 летние госпрограммы позволяют прогнозировать основные параметры бюджета по соответствующим годам пятилетки.
Разработчики прогноза бюджета по городу Москве отмечают, что по доходам использован умеренно консервативный прогноз налогов и рост поступлений неналоговых доходов за счет продажи непрофильных активов (в 2011 году плановые поступления от приватизации минимальны);
По расходам переход к формированию программно-целевого бюджета. Программная часть бюджета не менее 90% расходов (в 2011 году14%);
Сохранение социальной направленности расходов бюджета (60% от программной части) (в 2011 году 56% расходов);
Рост инвестиционной составляющей расходов (АИП 29% от программных расходов) (в 2011 году 26% расходов);
Реформирование сети государственных учреждений Москвы, финансовое обеспечение деятельности госучреждений в форме субсидий на реализацию госзаданий (в 2011 году частичная реформа учреждений образования).
Таблица 12 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫБЮДЖЕТА гор. Москвы
млрд. руб.
2010 год | 2011 год | Темп роста | 2012 год | Темп роста | Плановый период | ||||
Утверждено законом (без учета средств федерального бюджета) | 2013 год | Темп роста | 2014 год | Темп роста | |||||
Налоговые доходы – ВСЕГО | 971,7 | 1146,6 | 1,18 | 1343,5 | 1,17 | 1487,6 | 1,11 | 1644,6 | 1,11 |
Из них: | |||||||||
Уд. вес в общем объеме доходов,% | 93,2 | 93,5 | 92,7 | 95,7 | 96,0 | ||||
-налог на прибыль | 417,8 | 521,1 | 1,25 | 628,7 | 1,21 | 698,5 | 1,11 | 777,9 | 1,11 |
Удельный вес в налоговых доходах,% | 43,0 | 43,4 | 46,8 | 47,0 | 47,3 | ||||
- от предприятий нефтяной и газовой отраслей | 126,4 | 161,8 | 1,52 | 203,2 | 1,06 | 237,3 | 1,17 | 268,3 | 1,13 |
Удельный вес в налоговых доходах,% | 13,0 | 14,1 | 15,1 | 16,0 | 16,3 | ||||
- налог на доходы физических лиц | 430,0 | 476,8 | 1,11 | 543,6 | 1,14 | 602,8 | 1,11 | 667,3 | 1,11 |
Удельный вес в налоговых доходах,% | 44,3 | 41,6 | 40,5 | 40,5 | 40,6 | ||||
*Прогноз налогов – оптимально консервативный; Доля налога на прибыль от предприятий нефтяной и газовой отрасли в 2012 году составит всего 15,1 %
|
Разработка и обоснование прогноза налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта РФ на текущий год
Налог на прибыль.
Алгоритм приведен в табл. 13.
Таблица 13. Расчет суммы поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа на 2009 год
№ п/п | Показатели | Прогнозируемая величина, млн рублей |
Прибыль по предприятиям, применяющим общий режим налогообложения, облагаемая по основной ставке налога | 364973,8 | |
Суммы, на которые корректируется прибыль для исчисления налога (сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу) | ||
Налоговая база для исчисления налога по основной ставке (стр.1.− стр.2) | 361925,8 | |
Ставка налога на прибыль % | ||
Сумма налога на прибыль, исчисленная по основной ставке (стр.3 х стр.4) | 72385,16 | |
Сумма налогов с доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, а так же процентов по государственным и муниципальным ЦБ | 2 365 | |
Итого расчетная сумма налога (стр.5 + стр. 6) | 74750,16 | |
Коэффициент собираемости налога | 98,78 % | |
Итого сумма налога на прибыль с учетом коэффициента собираемости (стр.7 х стр.8) | 73838,2 | |
Дополнительные поступления (за счет годовых перерасчетов, за счет проведения мероприятий по реструктуризации задолженности, за счет погашения недоимки прошлых лет и прочие поступления, включая контрольную работу) | 1102,4 | |
Итого сумма налога на прибыль с учетом дополнительных поступлений, всего (стр.9+стр.10) | 74940.6 | |
в том числе: | ||
в федеральный бюджет | 7494,06 | |
в консолидированный бюджет субъекта РФ | 67446,54 | |
Уменьшение налога на прибыль в связи с предоставлением региональной льготы согласно ст. 284 НК РФ | ||
Прогноз суммы налога на прибыль в консолидированный бюджет субъекта РФ (стр.12-стр.14) | 66146,5 |
|
Для обоснования рекомендуется использовать:
- динамику начисленных и поступивших сумм налога на прибыль по данным отчетов 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов и сборов» и 5-ПМ «О налоговой базе и структуре налоговых начислений по ННП» по субъекту федерации за 3-5 предшествующих лет;
- основные характеристики прогноза социально-экономического развития региона на ближайшие три года, подготовленного Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли.
- прогноз прибыли прибыльных организаций, применяющих общий режим налогообложения, облагаемых по основной ставке;
- прогноз убытков прошлых лет, уменьшающих налоговую базу;
- прогноздоходов, облагаемых по иным ставкам (доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
- прогноз коэффициент собираемости (фактически поступающие налоги/ сумма начисленных налогов) на основе динамики этого показателя и повышения результативности работы налоговых органовпо данным отчета 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов»;
- прогноза взыскания задолженности по данным отчета 4-НОМ «Отчет о задолженности по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям по видам экономической деятельности»;
- оценка влияния региональной льготы согласно ст. 284 НК РФ на уменьшение налоговых поступлений.