Материал для практической части




Методические рекомендации по подготовке учащихся старшей школы к написанию эссе по обществознанию

 

Обучение учащихся написанию эссе по обществознанию проходит в несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга. Сначала это – теоретические положения, уяснение особенностей эссе как жанра, определение его общих признаков. Затем происходит знакомство со структурой эссе, учитель объясняет, что значит написать эссе в контексте темы. Особое внимание необходимо сосредоточить на отработке последовательных шагов, мыслительных операций, которые нужно осуществить, чтобы определить оптимальную для себя тему эссе. Затем идёт разбор конкретных примеров начала эссе, когда показывается, когда учащиеся должны применить теоретические свои познания на практике и определить, в каком случае ученик наиболее верно и полно раскрыл смысл проблемы, заложенной автором высказывания, а когда это сделано не совсем удачно или совсем не сделано.

После этого ребятам предлагаются полные тексты эссе написанные выпускниками, и учитель начинает работу по детальному разбору этих примеров. Сначала нужно организовать коллективную работу, опираясь на критерии, предложенные в листе оценки. Главное, чтобы учащиеся определили факт наличия или отсутствия в эссе тех или иных позиций, сумели правильно определить качество аргументации.

 

Эссе по обществознанию

1. «Эссе» - (опыт, набросок, очерк – от фр.) – вид литературного жанра. Признаки эссе:

1) наличие конкретной темы или вопроса

2) личностный характер восприятия проблемы и ее осмысливания

3) небольшой объем

4) свободная композиция

5) непринужденность повествования

6) парадоксальность (эссе рождается из удивления)

7) внутреннее смысловое единство

8) открытость (нет окончательного решения проблемы).

 

Эссе по обществознанию – творческое мини – сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук (философии, экономике, социологии, политологии, социальной психологии, правоведению).

 

2. Структура эссе:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы («Я согласен…» или «Я не согласен ….»);

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

 

3. Эссе должно быть написано в контексте задания. Для этого:

1) оно должно соответствовать базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема

2) автор грамотно, с опорой на обществоведческие знания должен определить круг подлежащих рассмотрению вопросов

3) должно быть ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней

4) использованные термины, обобщения, факты должны быть конкретны и относиться к конкретной проблеме.

 

Дополнительные аргументы в пользу автора эссе:

  1. краткая информация об авторе высказывания («выдающийся французский философ – просветитель», «великий мыслитель Серебряного века»)
  2. указание имен его предшественников, последователей или научных наставников
  3. описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению
  4. указания на многозначность используемых терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе
  5. указания на альтернативные варианты решения проблемы.

 

4. Выбор темы эссе – ответственный этап работы, когда необходимо:

1) ознакомиться с предложенными темами;

2) уяснить, к какой базовой науке относится каждая тема;

3) определить смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»);

4) осмыслить проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»);

5) сформулировать свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»);

6) определить обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие понятия и термины из курса обществознания я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

7) отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?

Написание эссе (п.п. 5 – 7)

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывании, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность.

 

5. Примеры.

  1. «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам).

Выпускник: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос – всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науку?»

  1. «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир)

Выпускник: «Я согласен с данным высказыванием. И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».

  1. «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

Выпускник: «Я не согласен с мнением автора. Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям 21 века, слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?

 

 

Материал для практической части

 

1. Философия. «Познание и жизнь неотделимы». (Л. Фейхтвангер)

 

«Познание и жизнь неотделимы», - так сказал великий философ Л. Фейхтвангер. И я согласна с ним, считая, что жизнь человека – это процесс непрерывного познания окружающего мира и себя.

Современные обществоведы и философы определяют познание как процесс интеллектуальной деятельности, направленный на воспроизведение действительности идеальным образом. Посредством и на основе познания человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой духовный мир, свою культуру. Из этого можно сделать вывод, что познание неотделимо от жизни человека, но и жизнь невозможна без познания.

В философии анализом сущности познания занимается такая сфера философского знания как гносеология. Именно она определяет познание как неотъемлемый компонент жизни и не представляет жизнь без познания. И на самом деле, я считаю, что познание и жизнь – это синонимы.

Представим, что мы живем, не познавая себя, свой внутренний мир и окружающую действительность, тогда единственной нашей целью станет удовлетворение примитивных потребностей. Люди перестанут быть людьми и их человеческая жизнь перестанет существовать и станет животной.

Познание – это жизнь, как я сказала бы. Ведь это то, что дано человеку свыше, как и сама жизнь, это то, что является наибольшей ценностью в существовании человечества, как и сама жизнь. Познание является и результатом накопленных знаний и способом воспроизведения действительности, а без этих элементов жизнь человека невозможна.

 

2. Философия. «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро)

Я согласен с высказыванием знаменитого французского философа Д. Дидро. Искусство должно учить нас добру, а не злу и раскрывать в нас только самые лучшие, высшие чувства и искоренять низменные.

Недаром в искусстве существует множество разных культурных направлений, такие как: театры, музеи, дворцы культуры, делающие разнообразной нашу духовную жизнь.

Я думаю, что человек уже с самого детства проявляет свое отношение к искусству. Возможно, если с детства начинать прививать различные ориентиры и взгляды на культурные ценности, то это может положительно изменить дальнейшую духовную жизнь этих индивидов.

 

3.Философия. «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин)

Я согласен с высказыванием, так как природа создает все то, чем мы питаемся и место, где мы это выращиваем. Но она не преподносит нам все готовое, мы сами должны вырастить, собрать, очистить и т.д. Я считаю, что мое мнение по этой проблеме и мнение Мичурина очень похожи.

Человечеству нужно более экономно тратить природные ресурсы и перестать загрязнять природу.

Природа создала овощи и фрукты, которые со временем люди научились готовить и выращивать в различных местах.

 

4.Философия. «Природа есть Бог для человека» (Л. Фейербах)

Я согласен с этим высказыванием, как и большинство социологов. По моему мнению, в высказывании говорится, что без природы мы бы не жили, не добывали пищу и воду и т.п. Поэтому природу можно назвать Богом, она, как и Бог, дарит нам жизнь, поддерживает ее и терпит все наши грехи (в данном случае это загрязнение окружающей среды). Автор поднимает проблему ценности природы, ведь она нам дает все, но мы ее убиваем.

Когда мы добываем еду путем выращивания, мы со временем портим почву и стараемся ее восстановить, что в большинстве случаев приводит к еще более плохому результату.

5. Социология. «Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок» (Пифагор)

Я согласна с высказыванием древнегреческого мыслителя и философа Пифагора, ученика Фалеса. Если человек действительно не только хочет, но и может быть сильным, то он должен оставаться таким в любых слоях общества, а не только там, где большинство людей слабее его. «Орел» сам по себе является сильной птицей, лидером по натуре. «Галки» же находятся на более низкой ступени социальной лестницы. Именно поэтому эти «орлы» и «галки» составляют социальную дифференциацию, то есть разделение общества на социальные группы, которые занимают разное социальное положение. В данном высказывании люди занимают разное социальное положение.

Например, влияние среди своего сообщества. В истории России такое положение в обществе занимали дворяне, помещики, буржуазия, священники, крестьяне. Причем крестьяне тоже занимали разное положение: помещичьи, монастырские, вольные и государственные.

 

6. Социология. «Свой долг родителям дети отдают своим детям» (Шевелев И.М.)

Я согласна с данным высказыванием Шевелева о том, что как родители, так и их дети должны заботиться друг о друге. Долг родителей перед детьми заключается в их правильном воспитании. Вообще в этой фразе речь идет о семье, о семье как социальном институте и малой группе. Семья, как социальный институт является объединением, характеризующимся совокупностью социальных норм и образцов поведения, регулирующим отношения между родителями и детьми (в данном случае). Семья как малая группа является основанным на кровном родстве объединением людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Вообще семья выполняет две основные функции: репродуктивную и воспитательную. Родители, воспитывая своих детей, закладывают в них определенные традиции, ценности, чувства. Воспитание детей является общественной ценностью.

В качестве примера можно взять мою семью. Мои родители уже научили меня многому и еще, конечно, научат. Они исходят из своего же опыта. но еще, несомненно, их самих научили мои бабушки и дедушки. Теперь родители отдают им долг, воспитывая меня с сестрой. В дальнейшей жизни этот долг мы отдадим своим детям.

 

7. Социология. «Свой долг родителям дети отдают своим детям» (Шевелев И.М.)

Я полностью согласна с высказыванием И.М. Шевелева, ведь заботясь о своих детях, воспитывая их подобающим образом, мы отдаем дань своим родителям (берем с них пример, вкладываем в детей то, что когда – то было вложено в нас). Вообще, наша семья – это для нас самое главное. Это социальный институт, который позволяет нам формировать отношение к миру, характер и т.п. В семье как в малой группе устанавливаются очень теплые, близкие межличностные отношения, основанные на браке или родстве.

Семья выполняет множество функций, например, экономическую, рекреационную и т.д., но, наверное, самой важной является воспитательная. Люди во всем мире уделяют семье главное место в жизни. Почти все родители (за редким исключением) стремятся дать своим детям образование, помочь им «встать на ноги», прививают им самые достойные качества. И мне также знакома ситуация, когда бабушки и дедушки гордятся тем, что благодаря этим качествам я чего – то добилась, тем, что я забочусь о своих родителях, о них. И именно так воздается долг за их воспитание, старание, переживания и родительскую любовь.

 


Лист оценки эссе

  1.Собст. точка зрения (позиция) (согласен, не согласен)   2. Формулировка понимания высказывания, ставшего темой эссе     3. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне   4. Использование обществоведческих терминов и понятий 5. Агшрументация   Дополнительные аргументы в пользу автора эссе Общее количество баллов отметка
краткая инф. об авторе   указание имен его предшественников, последователей или научных наставников   описание разл. точек зрения на проблему или разл. подходов к ее решению   указания на многозначность используемых терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе   указания на альтернативные варианты решения проблемы    
1.                      
                       
                       
4.                      
5.                      
6.                      
7.                      
8.                      

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт  
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт  
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт  
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации  
Проблема не раскрыта, ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания  

Используемая литература

 

1. Лазебникова А.Ю., М.Ю. Брандт. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Издательство «Экзамен», 2007

2. ЕГЭ 2007-2008: Обществознание /авт.- сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова.-М.: АСТ:Астрель, 2007

 

· «В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор)
С. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Что же такое политика? Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания влияние есть все условия. Это политические организации, партии, чиновничий аппарат, политические отношения, политическая идеология и все это направлено на организацию жизнедеятельности.
При демократическом режиме – государство, являясь главным политическим институтом, который осуществляет власть от имени народа, принимает законы, кодексы и другие документы по которым живет страна. Например, подошел пенсионный возраст человеку, он оформляется по закону о пенсионном обеспечении, желает человек вступить в брак - действует Семейный кодекс.
На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть так же международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой. Геополитическое устройство мира строится на принципах однополярности или многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны. Сегодня на мировой арене действуют такие международные организации как МВФ,ООН,ОПЕК,МККК,ВТО и другие и множество международных документов, которые регламентируют жизнь людей в мире.
Например, желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные документы о предоставлении двойного гражданства, причем страны договорились, что тройного гражданства не может быть. Нарушаются в какой-либо стране права человека международные организации вправе вмешаться.
В заключении я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человеку и обществу.

· prokol
June 2010 # +1 -1

Сообщений: 100

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают».
(А.Г.Асмолов)

«Личностью не родятся, личностью становятся».
(А.Н.Леонтьев)


Фундаментальная цель жизни человека – развить и выразить себя. Но ребенок не самодостаточен. Он слаб и физически, и духовно, зависим от окружающих, нуждается в особой помощи взрослых.

Для подростка актуален вопрос: «Каким быть именно мне?», для юноши: «Кем быть?», отсюда вытекает совершенно самостоятельный вопрос: «Как жить?» И здесь мы выходим на необходимость педагогической поддержки, оказание педагогической помощи ребенку в его индивидуальном развитии. Анализируя работу с детьми разного возраста, особенно девиантного поведения, мы видим, что перенос на подростковый возраст привычных воспитательных мер оказывается неэффективным. Особенно остро стоит на сегодня вопрос по сохранению контингента. Еще совсем недавно в нашей школе, так называемый «отсев» составлял 4 человека. Высветилась проблема, стали появляться находки, новинки, новые приемы работы. Была составлена развернутая комплексно-целевая программа. Первая заповедь которой - педагогическая этика: «Быть с ребятами рядом и чуть «впереди» (принцип гуманистической педагогики). Вторая – поиск причин нежелательного поведения ребенка. Собираем общие сведения о нем самом, о его родителях, других членах семьи микросоциальной среде, в которой развивался ребенок, его личностных качествах, - все, что влияет на его развитие.

Результаты педагогических выводов фиксируется в социально- педагогической карте школьника.

Для школы «трудные» дети - прежде всего неуспевающие дети, а это - школьная проблема номер один. Здесь главное для педагогов создать условия, ситуацию успеха. На одном из педагогических советов нами разработана и реализуется «Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися». В комплексе это и работа с родителями, и индивидуальные программы обучения, досуговая деятельность и хобби. Нередко родители понимают, что отношения с ребенком нужно менять. Но как? Тогда мы предлагаем игру: Взрослый исполняет роль ребенка, учитель - авторитарный родитель. Этот прием дает сильный эффект.

И еще один аспект. Четыре конфликтных периода, которые ребенок проходит в процессе обучения – период адаптации. «Адаптационная программа», предлагает такую форму педагогической поддержки, как «Дни активного взаимодействия»,помогает преодолеть столь сложный процесс.

Конечно, мы используем и традиционные методы воспитания: заседания Совета профилактики правонарушений, малые педагогические советы индивидуальные беседы, вовлечение школьников в секции, кружки; педагогическое просвещение родителей через «Родительский всеобуч» и многое другое.

Главное – бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.

На сегодняшний день в школе нет «отсева», снизилось число второгодников. Но и у нас не все так благополучно. Вызывает тревогу тот факт, что из 13 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, пятеро – учащиеся начальной школы!

Все, что в наших силах, мы стараемся делать для этих детей. Выделены бесплатные путевки в санаторий «Обские зори» Никулиной Ксении, Рудаковым Александру и Дмитрию, Волчек Валентине, в первую очередь эти дети получают талоны на питание. Попечительский Совет школы не отказывает и в материальной помощи на приобретение учебников и дидактического материала. Родители же находятся в позиции безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одни, в силу свой «высокой компетенции» (Балакина О.Н.), другие – в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни (семья Степановых, Гуляевых). Ребенок становится свидетелем неблаговидных поступков своих родителей, и получает своего рода инструкцию, как жить.

На мой взгляд, в плане идеи педагогической поддержки Россия хоть и «не впереди платы всей», но идет вровень. Однако, родители, или так называемые неблагополучные семьи, следует ставить в более ответственное положение. И здесь следует обратиться к опыту западных школ - созданию ювенальных судов.

· prokol
June 2010 # +1 -1

Сообщений: 100

Психология личности
Сейчас у нас бум психологии личности. Все о ней говорят. Не размывается ли из-за этого понятие личности? Размывается - уже давно и не из-за "бума". "Бум" лишь демонстрирует массовидность этого процесса. И не только у нас.
В Западной психологии всегда «чудесная» (по определению А.Ф.Лосева), не обыденная, не заурядная личность сплошь и рядом отождествляется с индивидуальностью и даже «индивидностью», которая при всей своей уникальности и неповторимости может оставаться «ходячей обыденностью». Нельзя путать «уникальный и неповторимый» способ завязывания шнурков с художественной манерой Босха или даже с индивидуальной стратегией решения сколь-нибудь сложной жизненной проблемы (впрочем, «птицу видно по полету», и уж тем более психолог, в значительно большей степени чем орнитолог, должен быть наделен даром такого видения - об этом я еще скажу несколько слов ниже). Не всех убеждают попытки «разведения» понятий индивид - индивидуальность - личность, которые сделаны и отечественными психологами - Леонтьевым, Ананьевым и др. Чеканная формула: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» больше напоминает политический манифест, нежели рациональный дискурс.
Разумеется, мы также смотрим на проблему с определенной позиции и потому можем оказаться её заложниками. А не оказаться заложниками действительно сложно. Правда, еще сложнее выстроить саму эту позицию. К примеру, Ром Харре, весьма вдумчивый теоретик, вводит понятие personal being (личностное бытие) и, как большинство западных исследователей, пользуется им (или близкими понятиями) для раскрытия тех или иных аспектов «индивидуальной психологии». Но не психологии личности. Сам за себя говорит уже подзаголовок его книги ‘Personal Being’ - ‘A Theory of Individual psychology’ («Теория индивидуальной психологии»). Понятия индивидуальности и личности, таким образом, сливаются. Что находит своей отражение и при разработке инструментов исследования личности, в том числе – генетического. Достаточно упоминуть, например, статью Coan R.W. Child Personality and Developmental, написанную для Handbook of Multivariate Experimental Psychology (Chicago, 1966), по которой западные возрастные психологи около 40 лет назад постигали азы экспериментального изучения личности. Можно много говорить о тенденциях в этой области, но очевидно, что положение с тех пор мало изменилось.
Это же можно сказать и об исторических традициях и современных нормах русского словоупотребления - повседневного и научного. Раскроем В.Даля. В его времена под личностью понималось «лицо, самостоятельное, отдельное существо». Практически то же обозначается терминами «особа» и «персона». В этом (основном) значении сохраняет данные термины и современный русский язык (см.: Словарь русского языка. М., 1983. С. 651; 1984. С. 111). С самостоятельностью, относительной обособленностью, т.е. «индивидностью» идентифицируется одновременно и «личность». По определению словаря, это - «отдельный человек в обществе, индивидуум». Указание на «общество» (а, скажем, не на человечество) закономерно возникло в социоцентрированной атмосфере советских времен. Но здесь появляется более принципиальное новшество: в 1-м значении «личность» рассматривается как «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность». Однако тот смысл термина «личность», который, отталкиваясь от известных философско-психологических подходов, вкладывают в него, к примеру, Э.В.Ильенков и В.В.Давыдов, отсутствует в нормативном словаре. Этот - между прочим, имеющий хождение в культуре, - смысл не сводится к значениям «индивидность» и «индивидуальность». Он обычно передается при помощи ряда эпитетов. Это, правда, приводит лишь к «умножению сущностей». В итоге мы получаем личность - творческую, талантливую, одаренную, способную, яркую, универсальную, гармоничную, целостную, целеустремленную, живую, свободную, волевую, ответственную, духовную, масштабную, подлинную, уникальную, неординарную и т.д. Легко заметить, что последние два эпитета в приложении к термину «личность» по смыслу удваивают его 1-е словарное значение - «совокупность свойств, оставляющих индивидуальность», но зато позволяют акцентировать 2-е – «индивидуум». Впрочем, существует и противоположный ряд: личность – темная, серая, ничтожная, авторитарная, одиозная, мертвая, никчемная, безвольная, бездарная, бесцельная, бесцветная, ординарная, ущербная, жалкая и т.п. Эти эпитеты вполне могут обессмысливать термин «личность».
Конечно, свободные личностные устремления и личностные реализации могут воплощаться и в том, что М.Люшер называет «сигналами личности». Обыденные речевые обороты, экспрессивная моторика, манера одеваться, способ обустройства жилища, даже цветовые предпочтения характеризуют, по определению, целостную личность не в меньшей степени, чем ее «высокие» творения. Вспомним психологически проницательную фразу О.Уайльда о том, что «только поверхностный человек не судит по внешности». Но вся тонкость состоит в том, что характеризуют они ее лишь настолько, насколько несут в себе напряжение смысловых полей, построенных творческим воображением человека. Без этого все «сигналы» такого рода, если уж прибегать к кибернетической терминологии, - ничего на значащий (иррелевантный личности) «белый шум».
«Сигналы личности» должны стать посредниками в общении людей, носителями общего смысла их действий, транслирующими человеческую субъектность (в понимании В.А.Петровского). Разумеется, - в «уникальной и неповторимой» форме. Как порождение, так и «дешифровка» этих сигналов предполагает активизацию функций продуктивного воображения, прежде всего – способности видеть целое раньше частей (см. мои статьи о воображении в «Психологическом журнале», 2001, № 5, 6 или на данном сайте). Только тогда в них может быть запечатлено и прочитано выражение подлинной, а не «дурной» (Гегель) человеческой индивидуальности – индивидуальности личности.

Что такое "Личность"

Всем известно, что предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три "ипостаси": индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передан формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".
В свете вышесказанного, на мой взгляд, словосочетание "психология личности" звучит несколько надуманно. Так как "индивид" имеет лишь низшие (или натуральные) психические функции, то об изучении "психологии индивида" говорить достаточно сложно, а индивидуальность - это понятие настолько зависящие от "личности", что рассматривать "психологию индивидуальности" просто неэффективно. Это примерно тоже самое, что верить в Бога-сына, при этом отрицая существование Бога-Отца и Бога-Духа святого.


Рождается "матрица"-индивидуум с генетически обусловленными способностями регировать на внешний мир.
Внешний мир отражается в чувствах,чувства ищут выражения в эмоциях, эмоции ищут выражения в действии, действия определяют качаства личности.
Индивидуальность утверждается в постоянстве своего проявления в окружающем мире.Индивидуальность по сути статична, поэтому мир пытается всегда преобразовать любую статику в динамику. Индивидуальность обречена быть раздражителем для несформировавшегося(динамичного) мира(общества), пробуждая в нем желание растворить индивидуальность в себе.(попросту обезличить)
(но понятие личности и индивидуума часто отождествляют, считаю, что философски это не правильно.

Индивид - отдельно взятый человек, напр, каждый новорожденный - это уже индивид. Личностью становятся - это факт - в процессе социализации (вхождение в общество). Только в обществе, в процессе общения и взаимодействия с людьми индивид может стать личностью. А индивидуальность - это те черты, которые отличают данного человека от всех других - внешние данные, психологические характеристики ит.д. И поэтому ее и отстаивают, потому что каждый человек индивидуален.

В психологии личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении. В гуманистических философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания, позволяет накапливать знания о различных сторонах личности. В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мезга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются психофизиологией индивидуальных различий, психогенетической психосоматикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.
В центре внимания исследователей персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.
Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

 

· prokol
June 2010 # +1 -1

Сообщений: 100

“Семья более священна, чем государство”
Человек как социальное существо от рождения и до смерти может гармонично развиваться только в обществе, среди других людей. Процесс социализации является основным индикатором становления индивида, однако деятельность в обществе требует от человека соблюдения установленных предписаний и сложившихся традиций. Нормам морали, элементарным правилам, необходимым для будущей жизни, можно обучиться лишь в семье. Для ребенка, не обладающего даже самыми примитивными знаниями, семья- самое священное, наделяющее первым социальным статусом, прививающее определенное поведение, постепенно наделя<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: