проект ЕГЭ по обществознанию в 2013 году




ПАМЯТКА: КАК ПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Экзаменационные критерии оценивания обществоведческого эссе (задание С9) –

проект ЕГЭ по обществознанию в 2013 году

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы  
К1   Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы  
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения  
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой  
К3   Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения  
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления  
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису  
  Максимальный балл  

 

Требования, предъявляемые к обществоведческому эссе (те положения, в соответствии с которыми 2 эксперта независимо друг от друга будут оценивать экзаменационное эссе):

1. Адекватное понимание автором эссе проблемы, поставленной в формулировке темы.

2. Соответствие текста эссе обозначенной теме.

3. Раскрытие в эссе основных аспектов поставленной в формулировке темы проблемы.

4. Раскрытие основных аспектов проблемы в заданном научном контексте (для раскрытия темы могут привлекаться теоретические положения других общественных наук, но контекст должен быть выдержан).

5. Представленность личной позиции выпускника, его отношение к рассматриваемой проблеме (а также мнению автора высказывания, взятого в качестве темы).

6. Опора учащегося при раскрытии проблемы и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук).

7. Использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни, моделей социальных ситуаций и (или) личного социального опыта.

8. Логичность рассуждений выпускника (вообще наличие рассуждений, поскольку довольно часто работы носят описательный характер).

9. Отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок.

10. Соответствие эссе нормам русского языка.

 

Нет никаких жестких требований к объему экзаменационного обществоведческого эссе. Объем может определяться сложностью темы, уровнем обществоведческой подготовки конкретного учащегося, наличием времени и многими другими факторами. В любом случае, важно качество эссе, реализация в нем максимального количества перечисленных выше требований, а не объем текста, написанного выпускником.

Для успешного написания эссе необходимо правильно организовать свою деятельность. Для этого в работе над эссе необходимо выделить несколько этапов:

1. Написать эссе в черновом варианте.

2. Анализ содержания текста чернового варианта эссе.

3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.

4. Внесение необходимых изменений в черновой вариант эссе и написание окончательного варианта.

 

Для работы над эссе необходим черновик, который должен иметь широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки чернового варианта эссе. Писать на черновике следует только с одной стороны, т.к. на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

В черновике можно сделать своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.

 

Образец бланка черновика

1. Цитата  
2. Вступление  
3. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность  
4. Смысл высказывания  
5. Собственная точка зрения  
6. Аргументация на теоретическом уровне  
7. Примеры  
8. Вывод  

 

В первую очередь необходимо выбрать тему эссе (на экзамене – из 5-ти предложенных). Для этого следует:

1. Прочитать все имеющиеся в задании темы.

2. Определить проблематику (тематику) каждого из высказываний и их смысл. Для этого нужно ответить на вопросы:

· О чем эта цитата?

· Что хотел сказать автор

3. Выбрать наиболее «близкую» вам цитату:

· При раскрытии проблемы необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому раскрыть тему в незнакомом или малознакомом контексте невозможно.

· Если отдельные слова или смысловые пассажи, использованные автором высказывания вам непонятны, следует отказаться от такой темы.

4. Выбрав цитату, необходимо ответить на вопросы:

· С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема?

· Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

 

После проведения этого этапа работы вам следует записать выбранную цитату в первый раздел черновика.

_________________________________________________________________________________________

Рекомендации по выбору темы эссе (цитаты):

· Вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится.

· Вы должны четко понимать смысл высказывания.

· вы должны уметь выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его).

· Знать обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы).

· Иметь возможность привести примеры из социальной практики, истории, литературы, географии, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

_________________________________________________________________________________________

 

Далее следует вступление, которое должно состоять из 2-3 предложений. В нем целесообразно назвать область общественных наук, к которой относится выбранное высказывание. Это самая легкая часть работы над эссе, поскольку цитаты в экзаменационном задании уже распределены по 5-ти научным блокам (философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение). Во вступлении нужно привести определении той науки, к которой относится выбранная цитата. Будет очень выигрышно, если ученик приведет известную ему информацию об авторе высказывания. Вступление следует записать во второй раздел черновика.

 

В третий раздел черновика следует записать проблему (тему). Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Каждая проблема (тема) состоит из аспектов, которые в свою очередь делятся на вопросы. Например, тема «познание»:

Общая проблема (тема) Аспекты проблемы Вопросы
Познание · Познание мира и себя как одна из потребностей человека · Обучение и познание
· Воспитание и познание
· Деятельность человека и познание · Человек как субъект познания
· Человек как объект познания

 

Общую проблему (тему), затронутую в высказывании, необходимо обозначить одним предложением. Далее целесообразно привести определение того понятия, которое вами было определено как общая проблема (тема высказывания) и КРАТКО охарактеризовать его. Очень выигрышно будет привести в тексте эссе имена известных мыслителей прошлого и настоящего, изучавших эту тему, их взгляды на нее и высказывания по этому поводу (если вы не владеете такой информацией, то лучше вообще ничего не писать).

В этом же разделе следует указать актуальность проблемы (темы) в современных условиях, используя фразы-клише: данная проблема/тема (А НЕ ЦИТАТА) является актуальной в условиях

· … глобализации общественных отношений.

· … формирования единого информационного / образовательного / экономического пространства.

· … обострения глобальных проблем современности.

· … особо противоречивого характера научных открытий и изобретений.

· … развития международной интеграции.

· … современной рыночной экономики.

· … развития и преодоления мирового экономического кризиса.

· … жесткой дифференциации общества.

· … открытой социальной структуры современного общества.

· … формирования правового государства / гражданского общества.

· … преодоления духовного / нравственного кризиса.

· … диалога культур.

· … необходимости сохранения собственной идентичности / традиционных духовных ценностей. И т.д.

 

В четвертый раздел черновика нужно записать основную мысль автора высказывания. При этом категорически не следует дословно повторять слова автора, главное раскрыть слова втора (зачастую это тот аспект или вопрос общей проблемы (темы), который рассматривает автор высказывания). Для этого можно использовать фразы-клише:

· Смысл данного высказывания состоит в том, что…

· Автор обращает наше внимание на то, что…

· Автор убежден в том, что…

 

В пятой раздел черновика необходимо записать собственную определенную позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение (собственная позиция должна быть четко выражена, потому что ее наличие – один из обязательных критериев).

Для определения собственной позиции целесообразно ответить на следующие вопросы:

1. Согласен ли я с мнением автора или нет?

2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет?

3. В чем заключается моя позиция по данному вопросу?

 

При формулировании собственного мнения можно воспользоваться фразами-клише:

· Я согласен с автором в том, что…

· Нельзя не согласиться с автором высказывания, потому что…

· Автор был прав, утверждая, что…

· На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества / ситуацию, сложившуюся в обществе / одну из проблем современности и т.д.).

· Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…

· Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.

· А не задумывались ли вы над тем, что…?

 

Далее следует подобрать аргументы (доказательства) для обоснования собственного мнения, т.е. вспомнить основные термины, теоретические положения. В шестой раздел черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.

Аргументация должна осуществляться на двух уровнях:

1. Теоретический уровень – его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения ученых, мыслителей).

2. Эмпирический уровень, связанный с использованием примеров из истории, литературы, географии и социальной реальности.

Аргументы второго уровня (примеры) должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров, необходимых для подтверждения своей позиции, нужно ответить на вопросы:

· Подтверждают ли они мое мнение?

· Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

· Не противоречат ли они высказанному мной тезису?

· Убедительны ли они?

Если вы уверены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, их нужно записать в седьмой раздел черновика.

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению и предотвратит «уход от темы».

_________________________________________________________________________________________

Рекомендации по подбору примеров:

· Категорически не рекомендуется использовать при написании обществоведческого эссе повседневный бытовой опыт: в необобщенном виде его использование может свидетельствовать о низком качестве обществоведческих знаний и умений выпускника, что существенно снизит экспертную оценку работы.

· Также лучше не использовать плохо знакомый исторический или литературный материал, т.к. можно допустить серьезные фактические ошибки, что опять-таки снизит впечатление эксперта от работы. Кроме того вырванные из исторического и литературного контекста факты могут исказить собственные обществоведческие рассуждения.

_________________________________________________________________________________________

 

Далее нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, взятым в качестве темы эссе: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являющегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

· Таким образом, можно сделать вывод…

· Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

Получившийся вывод записывается в восьмой раздел черновика. Здесь же можно перечислить вопросы (и / или аспекты общей проблемы), которые связаны с проблемой (темой), но остались нераскрытыми.

 

После завершения работы над черновиком необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе – небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.

Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. Получившееся эссе необходимо прочитать, на полях сделать пометки, вставки. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.

При положительном, на ваш взгляд, заключении аккуратно перепишите эссе в бланк для ответов.

 

Список использованной для составления ПАМЯТКИ литературы:

1. Мамина О.Н. Эссе по обществознанию. Методическое пособие для учителя. Вып. 2. Екатеринбург: Сократ, 2008.

2. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2012. С. 36-49.

3. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. 2-е изд., доп. и расшир. М.: Интеллект-центр, 2012. С. 213-262.

4. Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. Р-н/Д.: Легион, 2012. С. 5-27.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: