Имя третьей реки Хиддекель




 

Третья река Книги Бытие – это Хиддекель, как на иврите называется Тигр. Река Тигр рождается на южных склонах гор Тавра в Восточной Турции и прорезает на своём пути к Персидскому заливу русло длиной почти 1900 км. Тигр был великой рекой древней Ассирии. На его берегах стояло много городов, упомянутых в Библии, включая Ниневию, Нимруд и Ашшур (рис. 4.2). Бытие 2:14 говорит, что он«протекает пред Ассириею» или землёй Ассура. И Тигр действительно течёт и тёк восточнее древнего Ассура (теперь это холм Ашшур), в точности, как сказано в Бытие 2:14, если исходить из современного ландшафта, а не из топографии геологии Потопа, которая никак не похожа на нынешнюю.

 

Четвёртая река Евфрат

 

Двигаясь далее против часовой стрелки (Фисон – Гихон – Тигр) мы переходим к четвёртой реке Эдема, Евфрату (Быт. 2:14). Евфрат, собирающий воды с западной части Месопотамии, начинается на нагорьях Турции, течёт на юго-восток по известняковой холмистой местности в Северном Ираке, а близ Хита (около 130 км западнее Багдада; рис. 4.1) начинается его дельта. В целом он петляет по пути к Персидскому заливу на протяжении 2700 км. Южнее Хита река имеет очень малый уклон. Хит расположен более, чем в 800 км вверх по течению от Залива, но всего на 52 м выше уровня моря. У Эн-Насирии уровень воды Евфрата находится всего на 2,4 м выше уровня моря, хотя реке ещё предстоит преодолеть расстояние более 150 км до Басры. После Эш-Шамии вода Евфрата теряется в огромных болотах (рис. 4.1). Во время весенних паводков вся эту местность – от Евфрата до Тигра на востоке – может быть сильно затоплена.

 

Где встречаются четыре реки: сад в Эдеме

 

Так где же именно находился Эдемский сад? Если предполагать, что время жизни Адама и существования Эдемского сада – около 4000 г. до н.э., четыре реки сливались бы у Персидского залива в месте, несколько удалённом вглубь материка от нынешнего окончания Персидского залива.[162] Река Фисон (вади аль-Батин) сейчас упирается в Персидский залив близ Умм-Касра, но булыжники и галька от этой ископаемой речной системы когда-то тянулись веером от Южного Кувейта до окрестностей Ура (рис. 5.1).[163] Примерно с 5000 до 2000 г. до н.э. Ур мог быть морским портом, расположенным при впадении Евфрата в Персидский залив, и река Фисон также могла впадать в залив в этом месте или где-то рядом.

Расположение в то время тек Тигр и Карун не определено. В «Естественной истории» Плиния Старшего сказано, что в эпоху завоеваний Александра Великого (ок. 340 г. до н.э.) слияние рек Тигр и Карун находилось близ Харакса, на расстоянии 2 км от побережья, и что после этого времени Карун, видимо, сдвинул центр своих отложений к юго-востоку.[164] Харакс находился примерно в 130 км юго-восточнее Ура, и некоторое время там располагался временный морской порт на отступающем Заливе.

 

 

Рисунок 5.2. Вид Google Earth на 4 реки Эдема, расположенные в современном Ираке, Саудовской Аравии, Кувейте и Иране. Круг показывает наиболее вероятное местоположение библейского Эдемского сада.

 

Несмотря на множество домыслов относительно точного местоположения Эдемского сада, представляется вероятным, что он был где-то примерно в 160 км к северо-востоку от нынешней Басры в Ираке (рис. 5.2). На широте Эн-Насирии пейзаж испещрён многочисленными холмами, скрывающими в себе развалины древних городов, но южнее Эн-Насирии никаких холмов нет – предположительно из-за того, что Персидский залив вдавался в сушу настолько, что пространство южнее этих городов было его дном (рис. 2).[165] Из всех этих древних холмов Эриду является древнейшим из поселений, известных в Южном Междуречье и относится приблизительно к 4800 г. до н.э.[166] По древней месопотамской традиции Эриду считался древнейшим городом в мире и его почитали как священный. Клинописные надписи указывают на то, что Эриду находился около сада, «священного места», в котором была священная пальма.[167] На шумерских табличках, найденных в Ниппуре, обнаружен список десяти «допотопных» царей, заканчивающийся Зиусудрой (шумерское имя Ноя), и об Эриду там сказано следующее:

 

После того, как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал местом престола.

В Эриду Алулим правил...[168]

 

Холм, под которым скрывается Эриду, находится примерно в 20 км юго-западнее Ура (рис. 4.1).

Из Едема выходила река

«Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Бытие 2:10).

Это место было проблематичным для всех библеистов. Давно утвердилось и широко распространилось то мнение, что в Эдеме начиналась огромная река и, выйдя из сада, разделялась на четыре реки, включая Тигр и Евфрат. Поэтому некоторые учёные толковали библейский текст в том смысле, что Эдем находился где-то в Армении у истоков Тигра и Евфрата.[169] Однако эта местность не стыкуется с рекой Фисон, которая, скорее всего, протекала в Аравии (как говорилось ранее). И кроме того, есть альтернативные переводы Быт. 2:10, приемлемые в равной степени.

Китчен указывает на то, что в тексте говорится не просто о «саде Эдемском», а о «саде в Эдеме ». «Следует очень хорошо себе уяснить, что сад просто был неким ограниченным участком на более крупной территории под названием «Эдем», и что они не идентичны и не равны по площади. Осознание этого простого, но мало замечаемого факта открывает путь к должному пониманию географии Эдема и его окрестностей».[170] Китчен рассматривает реки Эдема так: из «большего Эдема» тёк поток в «сад» в Эдеме. Выше по течению от того места, где эта единая река входила в сад, сливались четыре «речных истока», и этими четырьмя истоками были Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат.

Другая трактовка принадлежит Шпайзеру. Согласно изданию Anchor Bible Commentary, слова Бытие 2:10 должны звучать так: «Река поднимается в Эдеме для орошения сада; вовне она образует четыре отдельных рукава». [171]По мнению Шпайзера, переводить с иврита надо как «река поднимается в», а не «река выходила из» (не то грамматическое время), как принято традиционно. Река, которая «поднимается в» Эдеме, очень напоминает грунтовой поток или подъём подземных вод (т.е., родник). А слово вовне (которое на иврите буквально значит оттуда), имеет смысл «за пределами его» (Эдема). Четыре реки тоже не имеют отношения к потокам, на которые река распадается, покинув Эдем, там стоит иное слово (буквально головы), обозначающее четыре отдельных рукава, которые сливались поблизости от Эдема.

Говорить об источнике, рождающемся в Эдеме, имеет смысл. Все четыре реки – Фисон, Евфрат, Тигр и Гихон – когда-то сливались у (тогдашней) оконечности Персидского залива, образуя плодородный участок земли, подходящий для сада. Сад не только находился у слияния этих четырёх рек, в саду был ещё и источник, который его орошал. Затем река, образованная этим источником, вытекала из сада туда, где встречалась со слиянием четырёх больших рек. Но какие есть подтверждения наличия источника поблизости от Эриду, где мог располагаться Эдем?

Подтверждения есть геологические. Формация Даммам – это главный водоносный пласт для всей территории Кувейта, Саудовской Аравии и Бахрейна, и этот пласт изливается в виде родников. Формация Даммам состоит из осадочных известняковых пород, покрывающих большую часть Западного Ирака и встречающихся и на поверхности, и на глубине к западу от реки Евфрат. Известно, что всего в нескольких километрах к юго-западу от Эриду есть обнажение этой формации.[172] Таким образом, источник поблизости от Эриду (Эдем?) с геологической точки зрения вовсе не был бы удивителен.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: