Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению
53
оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспосабливается к нанесению укола (рис. 33).
Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необходимость изучения этой техники привела к возникновению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ничего нового, сохранив основные принципы ударных действий мечом. Для защиты в пеших боях в XV веке служил небольшой круглый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).
Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. Находясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фехтовальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпады и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстояния до противника. Передвижение бойца, вооруженного шпагой и дагой,
представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разнообразия боевых приемов.
Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комбинации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообразны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голову сверху. Дагу держали в левой руке.
Обладая небольшими размерами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный клинок нападающего. Дага давала возможность использовать правую руку для ответственных ударов, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, действуя уколами (рис. 38). Характерной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрезвычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,
|
комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.
Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоруживания, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.
Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.
Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII столетия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило тактическую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.
|
Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоруживать противника.
В середине XVII века бойцы постепенно отказываются от помощи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехтовальной школы, используя уколы, удары и защиты.
В этом стиле боя применяются захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое действие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обезоруживания.
Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как клинок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).
Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голенища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, усложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот период широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя возможностью порезов (рис. 41).
|
Именно в этот период появляются приемы обезоруживания — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.
Основным видом исторического фехтования для изучения в театральных учебных заведениях является фехтование шпагой в сочетании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, является по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.
Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атаками, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу указанного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.
Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубящем оружии.
Техника перечисленных видов боя приведена в разделе исторического фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе основу техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психофизические качества.
Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учитель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передвижениям мистический характер.
Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия треугольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.
Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и доверие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.
Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, заплатив автору кругленькую сумму.
В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавливало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.
Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезоруживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.
Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изображение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый французский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.
Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги брали «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и распространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поединок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.
Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и левую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения приемов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при поломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».
К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались левой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ
и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.
Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бойцов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно замедляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.
Начинается период подлинного расцвета фехтовального искусства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпагой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.
Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука поднялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обволакивания.
Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, оружие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпаге XVIII века является основой современного фехтования.
В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлежностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало развиваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.