Бой на шпаге и его разновидности




Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению

53

оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспо­сабливается к нанесению укола (рис. 33).

Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необхо­димость изучения этой тех­ники привела к возникно­вению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ни­чего нового, сохранив ос­новные принципы ударных действий мечом. Для защи­ты в пеших боях в XV веке служил небольшой круг­лый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).

Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. На­ходясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фех­товальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпа­ды и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстоя­ния до противника. Пере­движение бойца, воору­женного шпагой и дагой,

представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разно­образия боевых приемов.

Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комби­нации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообраз­ны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голо­ву сверху. Дагу держали в левой руке.

Обладая небольшими разме­рами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близ­ко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный кли­нок нападающего. Дага давала возможность использовать пра­вую руку для ответственных уда­ров, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, дей­ствуя уколами (рис. 38). Харак­терной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрез­вычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,

комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.

Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоружива­ния, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.

Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.

Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII сто­летия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило такти­ческую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.

Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направ­ленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоружи­вать противника.

В середине XVII века бойцы постепенно отказываются от помо­щи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехто­вальной школы, используя уколы, удары и защиты.

В этом стиле боя применяют­ся захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое дейст­вие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обе­зоруживания.

Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как кли­нок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голе­нища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, ус­ложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот пери­од широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя воз­можностью порезов (рис. 41).

Именно в этот период появ­ляются приемы обезоружива­ния — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.

Основным видом исторического фехтования для изучения в те­атральных учебных заведениях является фехтование шпагой в со­четании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, являет­ся по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.

Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атака­ми, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу ука­занного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.

Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубя­щем оружии.

Техника перечисленных видов боя приведена в разделе истори­ческого фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе ос­нову техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психо­физические качества.

Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учи­тель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передви­жениям мистический характер.

Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия тре­угольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.

Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и дове­рие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.

Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, за­платив автору кругленькую сумму.

В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавли­вало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.

Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезо­руживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.

Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изобра­жение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый француз­ский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.

Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги бра­ли «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и рас­пространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поеди­нок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.

Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и ле­вую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения при­емов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при по­ломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».

К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались ле­вой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ

и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.

Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бой­цов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно за­медляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.

Начинается период подлинного расцвета фехтовального искус­ства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпа­гой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.

Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука под­нялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обво­лакивания.

Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, ору­жие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпаге XVIII века является основой совре­менного фехтования.

В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлеж­ностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало раз­виваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: