САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
И.А. Кох
СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по образованию в области театрального искусства
в качестве учебного пособия для студентов вузов,
обучающихся по направлению подготовки (специальностям)
«Актерское искусство», протокол № 2 от 19.04.07 г.
Санкт-Петербург 2008
ББК 85.334 К75
Ответственный за выпуск
А. А. Михайлов, заведующий кафедрой истории СПбГУП,
доктор исторических наук, профессор
Научный редактор
Е. И. Стурова, профессор кафедры режиссуры
и актерского искусства СПбГУП
Рецензенты: А. Д. Мовшович, профессор кафедры пластического воспитания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина, Заслуженный тренер России, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук;
А. С. Шведерский, профессор кафедры актерского мастерства
Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,
обладатель «Золотого диплома» независимой актерской премии
им. В. И. Стржельчика в номинации «Учитель»
Рекомендовано к публикации
редакционно-издательским советом СПбГУП,
протокол № 14 от 24.04.07
Кох И. Э.
К75 Сценическое фехтование. — СПб.: Изд-во СПбГУП,
2008.—440 е., ил.
ISBN 978-5-7621-0384-8
Учебный курс «Сценическое фехтование» занимает особое место среди дисциплин, призванных совершенствовать двигательную культуру студентов театральных учебных заведений. Основоположником и создателем этого предмета по праву считается И. Э. Кох — выдающийся театральный педагог. В 1948 году для театральных вузов страны он написал учебное пособие «Сценическое фехтование», до недавнего времени это было единственное пособие по предмету.
|
Отличие этого труда от теоретического исследования И. Э. Коха 1948 года состоит в том, что почти все разделы переведены в практические упражнения, абсолютно доступные и ясные в изложении.
Кроме того, в новое издание включены главы, в которых приведены исследования И. Э. Коха, касающиеся творчества В. Шекспира. Несомненный интерес у читателя вызовет его режиссерская разработка пьесы «Гамлет».
Издание адресовано преподавателям и студентам высших и средних театральных учебных заведений, гуманитарных вузов, а также искусствоведам, режиссерам, театральным художникам и историкам.
ББК 85.334
© Стурова Е. И., составление, 2008
ISBN 978-S-7621-0384-8
© СПбГУП, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ............................................................................................................................................................................ 5
ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ..................................................................................................................................................... 6
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 9
Часть I
ТЕОРИЯ................................................................................................................................................................................................ 13
Глава I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ.......................................................................................................................................... 13
Глава II
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................. 14
Глава III
РУССКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
И ВООРУЖЕНИЕ.......................................................................................................................................................................... 25
|
Глава IV
ТЕХНИКА БОЯ НА ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ......................................................................................................................... 31
Часть II
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ.................................................................................................................................................. 38
Глава V
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ......................................................................................................................................................... 38
Глава VI
ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ.......................................................................................................................................................... 41
Глава VII
ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ................................................................................................................................................. 52
Глава VIII
СЛОЖНЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ............................................................................................................................................... 58
Глава IX
ОТВЕТНЫЕ АТАКИ (РИПОСТЫ) И ЗАЩИТЫОТ НИХ................................................................................................... 62
Глава X
АТАКА НА ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................... 68
Глава XI
АТАКИ С ЗАВЯЗЫВАНИЕМ И ЗАЩИТЫОТ НИХ........................................................................................................... 70
Глава XII УКЛОНЕНИЯ............................................................................................................................................................. 73
Глава XIII ПОВТОРНЫЕ АТАКИ И ЗАЩИТЫОТ НИХ................................................................................................... 74
Глава XIV ВЗДВОЕННЫЕ АТАКИ И КРУПНО-ВЗДВОЕННЫЕ УКОЛЫ.................................................................. 77
Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА...................................................................................................................................... 79
Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ................................................................................................................................................ 81
Глава XVI МЕЧ И ЩИТ.............................................................................................................................................................. 81
|
Глава XVII ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ И МЕЧ «В ПОЛТОРЫРУКИ»....................................................................................... 88
Глава XVIII КОПЬЕ, АЛЕБАРДА, РОГАТИНА, ДУБИНКА И ВИНТОВКА СО ШТЫКОМ................................... 97
Глава XIX РЫЦАРСКИЙ КИНЖАЛ, БЫТОВОЙ НОЖ И НАВАХА............................................................................ 105
Глава XX ШПАГА И ДАГА..................................................................................................................................................... 113
Глава XXI ШПАГА И КИНЖАЛ............................................................................................................................................ 131
Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ................................................................................................................................................ 136
Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ................................................................................................................................................................ 142
Глава XXIII НОЖНЫИ ПОРТУПЕИ.................................................................................................................................... 143
Глава XXIV ПЛАЩ.................................................................................................................................................................... 145
Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА.................................................................................................. 148
Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ......................................................................................................... 151
Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ....................................................................................................................................... 155
Глава XXVIII РАНЕНИЯ И ПАДЕНИЯ............................................................................................................................... 163
Часть V
МЕТОДИКА...................................................................................................................................................................................... 169
Глава XXIX
СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
КАК ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АКТЕРА........................................................................................ 169
Глава XXX
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА................................................................... 170
Глава XXXI
СВЯЗЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ............................................................... 174
Глава XXXII
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ................................................................................................................................................................................... 177
Глава XXXIII МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА..................................................................................... 183
Глава XXXIV
ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ.................................................................. 186
Глава XXXV
КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ............................................................................ 188
ПЕРВЫЙ УРОК....................................................................................................................................................................... 189
ВТОРОЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191
ТРЕТИЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................... 193
ПЯТЫЙ УРОК......................................................................................................................................................................... 195
ШЕСТОЙ УРОК...................................................................................................................................................................... 196
СЕДЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 197
ВОСЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 198
ДЕВЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 200
ДЕСЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 201
ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................... 202
ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 204
ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК........................................................................................................................................................ 204
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 205
ПЯТНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 206
ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК................................................................................................................................................... 207
СЕМНАДЦАТЫЙ УРОК...................................................................................................................................................... 208
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ УРОК............................................................................................................................................... 208
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 208
ДВАДЦАТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................. 208
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК............................................................................................................................................... 210
ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК............................................................................................................................................... 210
ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................ 211
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК....................................................................................................................................... 212
ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ УРОК................................................................................................................................................. 212
ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ УРОК.............................................................................................................................................. 213
ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 214
ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 215
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ УРОК........................................................................................................................................... 215
ТРИДЦАТЫЙ УРОК.............................................................................................................................................................. 216
ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК................................................................................................................................................ 217
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК................................................................................................................................................ 218
ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................. 218
ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК........................................................................................................................................ 218
ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ПРЕДЗАЧЕТНЫЙ УРОК............................................................................................................... 219
ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК...................................................................................................................... 219
Часть VI............................................................................................................................................................................................ 221
ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА..................................................................................................................................................... 221
Глава XXXVI
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ................................................................................................................................................................. 221
Глава XXXVII
ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ШЕКСПИРА.................................................................. 227
Глава XXXVIII
ЭКСПОЗИЦИЯ ПОЕДИНКА В ТРАГЕДИИ «ГАМЛЕТ». ТИПОВОЙ ПОДБОР ПРИЕМОВ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ ТРАГЕДИИ «КОРОЛЬ ЛИР». БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА — ПОЕДИНОК В ОПЕРЕ Ш. ГУНО «ФАУСТ»............... 235
ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ............................................................................................... 253
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Мой отец, Иван Эдмундович Кох, вчерне завершил работу над переизданием учебника «Сценическое фехтование» к 1974 году. По независящим от него обстоятельствам, с одной стороны, и вследствие не до конца проработанного текста — с другой, учебник при его жизни так и не был издан.
Время стремительно и беспощадно. Не со всеми идеями автора можно согласиться сегодня, не всегда можно разделить его точку зрения на ряд методических указаний. Вычитывая страницы рукописи сейчас, от некоторых ее разделов я отказалась, ввиду их неактуальности, в отдельные главы мною были внесены незначительные коррективы, что-то было отредактировано капитально.
Взявшись за эту работу, я руководствовалась только одной задачей, как бы странно это ни звучало в контексте вышесказанного, — максимально сохранить учебник И. Э. Коха соответствующим мощи его личности, без неизбежной «шелухи», возникающей из-за огромного по объему материала.
И. Э. Кох — имя почти нарицательное — это тот фундамент, который лежит в основе всей театральной педагогики в области сценического фехтования. Как продолжатель династии, как последователь в профессии считаю своим долгом завершить, наконец, работу над учебником, пролежавшим невостребованным тридцать три года, и сделать этот капитальный труд доступным для широкого круга читателей. Очень надеюсь, что, убрав частности, я сохранила целое.
Моя огромная благодарность Гуманитарному университету профсоюзов, взявшему на себя просветительскую миссию, и прежде всего ректору, профессору А. С. Запесоцкому;
ректору СПбГАТИ, профессору Л. Г. Сундстрему; преподавателю кафедры пластического воспитания ГТИ им. Б. Щукина А. И. Назаренко за фотографии, подбор рисунков и гравюр и Заслуженному артисту РФ Б. А. Макарову, без помощи которых это издание не могло быть подготовлено; профессору кафедры пластического воспитания ВТУ им. М. С. Щепкина А. Д. Мовшовичу и профессору кафедры актерского мастерства СПбГАТИ А. С. Шведерскому, рецензентам — за тактичность высказанных замечаний и доброжелательность; председателю Гильдии режиссеров и педагогов по пластике профессору ГТИ им. Б. Щукина Г. В. Морозовой; ректорату ГТИ им. Б. Щукина.
Е. И. Стурова,
профессор кафедры режиссуры и
актерского искусства СПбГУП
ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ
Предлагая вниманию читателей переиздание книги И. Э. Коха «Сценическое фехтование», стоит напомнить, что ее первое издание вышло в 1948 году. Этот уникальный труд выдающегося театрального педагога более пятидесяти лет служил единственным полноценным пособием в такой особой области театрального творчества, как сценическое фехтование. Иначе говоря, эта книга была единственным источником знаний о сценическом исполнении боевых действий, к которому могли обращаться все, кто связал свою жизнь с искусством театра — актеры, педагоги и учащиеся театральных школ, режиссеры-постановщики спектаклей и театральные фехтмейстеры.
Неудивительно, что книга быстро стала библиографической редкостью; странно другое — что переиздать ее собирались так долго. Об этом нельзя говорить без горечи: ведь И. Э. Кох еще в 1974 году подготовил рукопись новой редакции своего труда, существенно дополнив его и внеся исправления, подсказанные ему педагогической и постановочной практикой в течение двадцати пяти лет, прошедших после первой публикации книги.
Все, кто читал книгу И. Э. Коха в прошлом веке, легко увидят в ней много нового. Кроме того, эта редакция существенно расширяет круг специалистов, которым она может быть полезна. Люди старшего поколения, давно работающие в этой профессии, найдут в книге немало новых, малоизвестных сведений по истории фехтования — например, приемы боя на дубинках в средневековой Англии или древнерусского боя на ослопах, а также целый ряд примеров яркого сценического воплощения батальных сцен в спектаклях и фильмах.
Они смогут сопоставить с ними свои представления о возможностях использования боевых навыков в спектаклях по произведениям мировой классики. Даже те мысли автора, которые могут кому-то показаться спорными, с позиций современных исканий в сфере театральной эстетики, будут полезны, поскольку заставят задуматься об основных принципах создания театральных форм, а возможно, и натолкнут на создание каких-то свежих, оригинальных
композиционных решений, ибо в книге содержится богатый, компактно подобранный материал об особенностях бытового поведения людей в разные исторические эпохи — сведения, которых нельзя найти нигде, кроме этой работы.
Для молодого поколения педагогов и фехтмейстеров, сформировавшегося в конце XX века, и для тех, кто только начинает свой путь в этой профессии в наши дни, бесценен не только исторический материал книги. В новом издании имеется обширный раздел, посвященный педагогической практике. Изложенный тщательно, со свойственным И. Э. Коху вниманием к малейшим подробностям педагогического процесса, этот раздел — подлинная школа для начинающего практическую работу педагога по фехтованию.
Не так часто встречаются учебные пособия, где весь практический материал изложен в виде последовательных уроков, а в каждом уроке описано содержание упражнений; более того, у И. Э. Коха каждое упражнение сопровождается методическими пояснениями и рекомендациями. Если же кому-то такое детальное изложение учебного процесса покажется слишком педантичным, то ответ на подобное замечание лежит на поверхности: против дилетантизма, процветающего ныне во всех сферах нашей жизни, есть только одно средство борьбы — безупречное знание каждым человеком избранной профессии и добросовестное служение своему делу, пусть даже это называется педантизмом.
Но никому из тех, кто знал Ивана Эдмундовича Коха, не придет в голову назвать его педантом. Это был мастер своего дела, яркая творческая личность; по существу, именно он создал сценическое фехтование как специальную дисциплину, вошедшую в программы театральных учебных заведений нашей страны.
До 1930-х годов такой учебной дисциплины не было: фехтование существовало как вид спорта, который поощрялся в театральных школах, но не имел конкретной сценической направленности. Однако ощущалась потребность в такой дисциплине и предпринимались первые попытки ее создания: обычно такие попытки делали фехтмейстеры, ставившие сцены боев в спектаклях.
Один из таких фехтмейстеров, А. Люгарр, выпустил в 1908 году книгу «Школа сценического фехтования», которая благодаря своему названию произвела такую сенсацию, что в 1910 году вышла вторым изданием. Но даже ее автор, который подошел к проблеме сценического фехтования достаточно серьезно, смог эту проблему только поставить, но не знал, как ее разрешить. Свою точку зрения относительно необходимости обучать актеров не спор-
тивному, а сценическому фехтованию, он не смог подтвердить предложением конкретной методики обучения. Единственной его реальной заслугой было введение в оборот термина «сценическое фехтование». Но и за это мы должны быть ему благодарны: ведь это произошло сто лет назад.
Как видно, театральная педагогика ждала появления такого человека, который способен не просто осознать необходимость особой дисциплины, именуемой сценическим фехтованием, а создать ее — разработать теорию и методику учебного предмета, отвечающего принципам русской театральной школы, деятельность которой основана на системе К. С. Станиславского. Такой человек появился — это был И. Э. Кох.
Начиная с середины XX века среди выпускников Ленинградского театрального института не было никого, кто бы не вспоминал с теплотой и благодарностью имя Ивана Эдмундовича Коха и его уроки по сценическому движению и фехтованию. На этих уроках будущие актеры и режиссеры не только получали знания и навыки, которые были им необходимы для успешной сценической деятельности; они видели перед собой в лице этого выдающегося человека образец высокого профессионализма и учились у него истинно благородному отношению к людям и к искусству театра.
Невозможно оспорить общеизвестную истину, гласящую: в отечественной театральной школе не кто иной, как И. Э. Кох заложил научные основы воспитания пластической культуры актера. Он разработал, проверил на практике и изложил в своих трудах теорию и методику преподавания дисциплин, развивающих и тренирующих двигательный аппарат актера. Изданная в 1948 году книга «Сценическое фехтование» — серьезный труд, содержавший сведения об истории боя на холодном оружии, о вооружении и приемах боя в разных странах Европы начиная с античных времен. Единственная имевшаяся к тому времени на русском языке книга А. Люгарра о сценическом фехтовании не идет ни в какое сравнение с трудом И. Э. Коха, хотя труд этот и был скромно определен в подзаголовке как учебное пособие.
В 1970 году вышла его книга «Основы сценического движения», в которой были изложены результаты многолетней педагогической практики автора в области воспитания двигательной культуры актера. В слове «Основы» выражалась щепетильная скромность профессора Коха, но содержание книги действительно составило те основы, на которые опирается все дальнейшее развитие пластического воспитания в нашей театральной школе вплоть до наших дней. И не будет преувеличением сказать, что это воспитание весьма
заметно влияет на высокий уровень репутации, которой пользуется русская актерская школа во всем мире.
И. Э. Кох был подлинным рыцарем созданной им профессии, и когда его не стало, каждый из воспитанных им учеников почувствовал невосполнимость потери. Но как истинный рыцарь, Иван Эдмундович Кох не покинул нас окончательно: он оставил нам рукопись книги, которую писал в последние годы жизни. И наконец эта книга подготовлена к печати! Низкий поклон Е. И. Стуровой, дочери И. Э. Коха, подготовившей рукопись, и всем, кто принимал участие в хлопотах по ее изданию! Благодаря ей он снова с нами, наш любимый, незабываемый, великий Иван Эдмундович Кох!
Г. В. Морозова,
профессор ГТИ им. Б. Щукина,
кандидат искусствоведения,
президент Гильдии режиссеров
и педагогов по сценической пластике
ВВЕДЕНИЕ
Искусство владения холодным оружием, известное со времен античности и получившее развитие в Средние века, являлось одним из основных средств физического воспитания гражданина, поскольку было необходимо не только в военном деле, но и в быту. Оно вырабатывало необходимые для жизни того времени качества и навыки.
Естественно, что физическая подготовка и фехтовальное искусство противников, сражавшихся «грудь в грудь», должно было находиться на весьма высоком уровне, ибо только техника в сочетании с силой, ловкостью и выносливостью могли обеспечить победу в бою.
Тренировка только техники боя на холодном оружии не могла дать достаточную общую физическую подготовку. В феодальном обществе был создан комплекс умений, позволявший готовить воинов в общефизическом отношении. Молодые люди обучались в совершенстве стрелять из лука или арбалета, владеть различными видами холодного оружия, готовились к охоте на зверя с помощью кинжала и рогатины.
Гуманитарное образование включало начальное обучение грамоте, игру в шахматы и обучение политесам, то есть элегантному обхождению с дамой. Весь этот курс «наук» образно назывался «семью страстями рыцаря». Так формировался молодой феодал в рыцарскую эпоху. Идеалом мужчины этого класса был сильный, ловкий, смелый воин, умеющий переносить различные трудности походной жизни.
Эпоха Возрождения характеризуется резким увеличением числа поединков и дуэлей. Искусство фехтования в это время приобрело огромное значение, поскольку помогало сохранить жизнь.
Для этого времени характерно высказывание: «Французы, — писал посол герцога Урбинского в 1525 году, — не знают другой заслуги,
кроме воинской, и все прочее не ставят ни во что. Они не только не уважают науки, но даже гнушаются ею и всех ученых считают самыми ничтожными из людей, по их мнению, назвать кого-либо "клерком" (грамотеем) — значит нанести ему оскорбление»[1].
Такое представление о мужском идеале бытовало в странах Западной Европы эпохи Средних веков и Возрождения. Оно возникло сначала в итальянской, а затем в испанской культуре XV-XVI веков — периода военно-политического возвышения королевской власти в Испании. Алчность королей требовала почти беспрерывных войн для захвата чужих земель.
Власть в государстве была военной. Феодалы и их вассалы представляли немногочисленную, но хорошо подготовленную военную силу. Феодальные роды должны были усиленно готовить квалифицированных военных. Отсюда и своеобразие в воспитании молодых людей этого класса.
Начиная с 10-12 лет и вплоть до совершеннолетия в замках под руководством специальных учителей молодые люди овладевали искусством фехтования. Мораль представителя господствующих классов во многом определялась утверждением, «что дела делаются не словами, а шпагами». Это еще раз подтверждает роль искусства фехтования в XVI-XVII столетиях.
Фехтование требовало специальных условий для его изучения. Вот почему возникали специальные фехтовальные школы, даже академии. Учителя фехтования объединялись в корпорации. Они писали учебники и трактаты, проводили турниры и соревнования на том или ином виде холодного оружия.
Среди дисциплин, занимавшихся совершенствованием двигательной культуры актеров и режиссеров в театральных школах у нас и за рубежом, ранее существовал курс спортивного фехтования.
Только в конце 1930-х годов получил признание новый предмет «Сценическое фехтование». В 1948 году Ленинградское отделение издательства «Искусство» выпустило учебное пособие по данному
предмету, автор И. Э. Кох (в 1954 году эта книга была переведена на немецкий язык и издана в Германии).
Батальные сцены в исторических спектаклях разных жанров — драмы, оперы, оперетты и балета, а также в ряде кинофильмов — приобрели иное звучание благодаря сценическому фехтованию.
Многолетний педагогический и постановочный опыт автора данного учебника дает основание создать научно обоснованную теорию предмета «Сценическое фехтование» и определить педагогические цели и задачи.
* * *
Блестящее и точное определение фехтовального искусства было дано в XVII веке великим французским комедиографом Ж. Б. Мольером: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».
Это определение, по существу, является кратко выраженной программой совершенствования двигательной культуры актера. Тем не менее искусство фехтования вошло в учебный процесс некоторых театральных школ только в виде спортивного фехтования.
Спортивным фехтованием в наше время называется борьба на условном оружии двух противников, задача которых в кратчайший отрезок времени нанести своему «врагу» максимальное число ударов, а самому не получить их или получить как можно меньше.
Техника современного спорта развивается именно по этому принципу. Главное в нем — предельная скорость и выбор момента для атаки, для того чтобы дотронуться до противника быстрее, чем это сделает он. Это почти полный отказ от оборонительных действий. Успех боя решает скорость нанесения укола или удара. Такова тактика и техника в современном спортивном бою.
Понятно, что подготовка бойца для спортивного фехтования, направленная на достижение этой весьма односторонней задачи —
не получить укола самому, — почти потеряла значение. В наше время в бою на таком академическом оружии, как рапира (на Западе его принято называть «флерет»), победу присуждает электрофиксатор. Он определяет, кто раньше сделал укол.
Отсутствие реальной опасности превратило фехтование на рапирах в состязание на скорость. Для актера этого недостаточно. Спортивный бой абсолютно условен: облегченное оружие, костюм, легкая обувь, специальная дорожка, — все направлено для того, чтобы создать наилучшие условия для совершенствования техники условного спортивного боя.
Практика театра показывает, что современная техника спортивного фехтования не может быть применена при постановке исторического боя. Главным в спортивном фехтовании является внезапное выполнение приемов, а на сцене из-за опасности травмировать партнера нападение должно быть «как бы» внезапное. Наконец, в спортивном бою побеждает сильнейший; в бою на сцене побеждает актер, играющий роль победителя.
Между тем следует отметить, что для общего физического развития студентов факультета драматического искусства занятия по спортивному фехтованию весьма полезны, и они могут быть рекомендованы как полезный вид спорта в курсе физического воспитания учащихся. Фехтовальный спорт не только поддерживает высокий тонус организма, тренирует быстроту и скорость реакции, но и помогает студенту понять психологию сражающегося человека. Это важно для того, чтобы перенести полученные навыки на сцену.
На сцене актеру приходится играть не условные бои, а подобие настоящего (утилитарного) боя. Обучение навыкам спортивного фехтования не решает проблему постановки фехтовальной сцены, а только облегчает эту задачу через развитие психофизических качеств актера и создание некоторых представлений о скорости боя.
Обучение приемам настоящего боя не исчерпывает фехтовального образования актера, так как подлинные боевые приемы совершенно не применимы в сценических условиях.
Спортивный бой, по существу, является чистой импровизацией — ни один прием, ни одна защита заранее не определены. Все совершается тут же, сразу, в кратчайший отрезок времени, когда нужно все
увидеть, оценить и начать ответные действия — в этом психологическая близость сценического боя с настоящим. Недостатком же сценического боя является отсутствие ощущения подлинной опасности, что важно для создания впечатления, при котором зритель верил бы в истинность происходящего.
И все же желательно, чтобы актеры прожили в спортивном бою хотя бы несколько эпизодов. Участвуя в них, они непроизвольно ощутят эмоциональный накал страстей, радость победы или горечь поражения.
Однако следует подчеркнуть, что эти занятия должны происходить в спортивных секциях, а не на уроках кафедры движения. К сожалению, до сих пор в некоторых театральных школах пытаются подменить обучение актера искусству сценического боя холодным оружием спортивным фехтованием.
* * *
В настоящем утилитарном бою на холодном оружии задача противников — в кратчайший отрезок времени уничтожить своего врага, с наименьшим ущербом для себя. В реальном бою наносятся настоящие уколы и удары, применяются самые жестокие средства уничтожения. Бой на сцене по внешней форме должен напоминать то, что происходит в жизни, однако сущность боя на сцене — другое.
Нельзя допустить, чтобы на сцене актеры могли сражаться, используя приемы подлинной борьбы. Техника настоящего боя, направленная на реальное уничтожение врага, непригодна для сценического боя. Необходимо было создать технику, которая, сохранив рисунок настоящего боя, была бы безопасна.
Кроме того, нужен такой комплекс движений, который обучил бы занимающихся обращению с холодным оружием и предметами костюма, связанными с ношением оружия. Этот комплекс движений мы будем называть фехтовальным комплексом.
Между тем в любой пьесе классического репертуара бытовых действий с оружием неизмеримо больше, чем действий батального характера. Достаточно вспомнить хотя бы такой (очень часто применяющийся актерами, играющими испанскую пьесу) прием, как
двойной удар ногой в пол с одновременным подниманием руки. Этот жест ошибочно применяется и как знак приветствия, и как знак прощания, и как вызов к бою.
На самом деле этот жест родился в период рыцарских боев, когда из-за забрала шлема невозможно было сказать противнику о желании прекратить бой, и в обычае было ударить рукоятью меча или копьем в свой щит — это предложение окончить схватку. В более поздний период, когда у дерущихся не стало щита, этот стук выполняли ударом правой ноги в пол.
Примеров, когда в спектаклях применяются действия, неверно отображающие быт и эпоху, можно привести великое множество. Но и перечисленного достаточно, чтобы понять, что изучение этикетно-стилевых навыков необходимо в театральной школе.
Таким образом, появилась задача создания учебной дисциплины, которая, сохранив основу фехтовального спорта, обучила бы приемам и навыкам, пользуясь которыми можно было бы создать сценический бой и, если нужно, употребить оружие как предмет обихода или ритуала. Эта дисциплина должна иметь групповую методику обучения, с одной стороны, и дать материал для самостоятельной работы студентов — с другой.
Такой комплекс теоретических знаний и практических умений предлагается в данном учебнике по сценическому фехтованию. Для создания этого труда, как и для преподаваемого курса, использовалась литература по вопросам военной истории, истории развития холодного оружия, истории фехтования и иконографический материал.
Изучение гравюрного материала, систематизированного по видам оружия и историческим периодам, позволило восстановить приемы боя на различных видах исторического оружия. Познание техники боя на том или ином виде оружия достигалось анализом положений тела бойцов, изображенных на гравюрах и рисунках, или описаний в литературных источниках.
В дальнейшем, систематизируя приемы, применяемые в бою на том или ином виде оружия, удалось восстановить основную технику, характерную для данного вида оружия. Полученное представление о технике настоящего боя, перерабатывалось в технику сценического
боя, но с сохранением всех исторических элементов, таких как падения и ранения.
В основу предмета положена современная спортивная терминология. В старину авторы, создававшие учебные труды по этому виду искусства, использовали собственную терминологию, часто отличавшуюся от терминологии другого учителя. Это обстоятельство создавало определенные трудности при расшифровке и самих приемов. Унификация терминологии по сценическому фехтованию сделана на основе современной фехтовальной терминологии, понятной фехтовальщикам всего мира.
* * *
В целях наиболее быстрого овладения навыками сценического фехтования в начале необходимо освоить технику первой части практического раздела, названного нами «Школой сценического боя», исторически соответствующей европейскому фехтованию XVII столетия. Это касается навыков и приемов в разделе «Историческое фехтование». В разделе «Теория» предмет рассматривается как дисциплина, завершающая курс пластического воспитания актера и режиссера драматического, оперного и балетного театра.
Настоящий учебник, прежде всего, может быть рекомендован для практического курса сценического фехтования в высших и средних театральных учебных заведениях, в консерватории на режиссерском и вокальном отделениях, а также для занятий по повышению квалификации молодых актеров в театрах.