Предмет общего прокурорского надзора




Прокуратура

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Конституционные основы деятельности (ст. 129 Конституции)

1.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Функции Прокуратуры

— Общий надзор за соблюдением законности

— Надзор за деятельностью правоохранительных органов (ОРД, дознание, предварительное следствие, судебные приставы, органы исполнения наказаний). Тут действует специальная процедура.

— Уголовное преследование (прокурор выполняет функции государственного обвинителя по делам публичного и частно-публичного обвинения).

— Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

— Возбуждение дел об административных правонарушениях (существует особое правило: прокурор вправе возбудить административное дело по отношении к любому из составов административных правонарушений, содержащихся в законе. Однако, возбудив соответствующее дело, прокурор сам расследование и привлечение к адм. ответственности не производит)

Принципы Прокуратуры

Принцип единства прокуратуры- прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций <…>. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Принцип централизма прокуратуры- прокуратура РФ действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Принцип независимости прокуратуры- органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. 1) Запрет воздействия на прокурора: воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Это не означает, что прокуроры не подотчетны перед лицами, их назначившими: Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты. 2) Специальный порядок привлечения прокурора к уголовной и административной ответственности: проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Принцип запрета конфликта интересов в деятельности прокуратуры - прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органов местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Запрет заниматься иной деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой.

Принцип законности деятельности прокуратуры - действие в строгом соответствии с законом (п.2 ст.4 Закона «О Прокуратуре»). Речь, прежде всего, идет о процедурной законности.

Принцип территориально-предметной организации органов прокуратуры. Территориальный аспект: Генеральная прокуратура; Прокуратуры субъектов РФ; Прокуратуры районов и городов. Предметный аспект: специализированные прокуратуры, учрежденные законом: военная (ст. 46 Закона); Специализированные прокуратуры, образованные Генеральным прокурором (транспортная, природоохранная и т.д.)

Прокурорский надзор

Направления:

I. Общий надзор за соблюдением законов: в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за всеми лицами, органами и т.д., за исключением физических лиц (п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

· Как соотносится общий прокурорский надзор со специальным надзором, осуществляемым ведомственными органами? Существуют различные конструкции:

1. Общий надзор прокуратуры выполняет дублирующую функцию по отношению к ведомственному надзору;

2. Субсидиарный надзор – общий надзор осуществляется в тех сферах, которые не подчинены ведомственному надзору;

3. Надзор прокуратуры – это своего рода надзор за надзирателями;

Закон устанавливает, каков характер этого соотношения. Однако практика правоприменения показывает, что общий надзор у нас выполняет дублирующую функцию.

Предмет общего прокурорского надзора

— Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ

— Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: