Прокуратура
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Конституционные основы деятельности (ст. 129 Конституции)
1.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
Функции Прокуратуры
Общий надзор за соблюдением законности
Надзор за деятельностью правоохранительных органов (ОРД, дознание, предварительное следствие, судебные приставы, органы исполнения наказаний). Тут действует специальная процедура.
Уголовное преследование (прокурор выполняет функции государственного обвинителя по делам публичного и частно-публичного обвинения).
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Возбуждение дел об административных правонарушениях (существует особое правило: прокурор вправе возбудить административное дело по отношении к любому из составов административных правонарушений, содержащихся в законе. Однако, возбудив соответствующее дело, прокурор сам расследование и привлечение к адм. ответственности не производит)
Принципы Прокуратуры
Принцип единства прокуратуры- прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций <…>. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.
Принцип централизма прокуратуры- прокуратура РФ действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Принцип независимости прокуратуры- органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. 1) Запрет воздействия на прокурора: воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Это не означает, что прокуроры не подотчетны перед лицами, их назначившими: Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты. 2) Специальный порядок привлечения прокурора к уголовной и административной ответственности: проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.
Принцип запрета конфликта интересов в деятельности прокуратуры - прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органов местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Запрет заниматься иной деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой.
Принцип законности деятельности прокуратуры - действие в строгом соответствии с законом (п.2 ст.4 Закона «О Прокуратуре»). Речь, прежде всего, идет о процедурной законности.
Принцип территориально-предметной организации органов прокуратуры. Территориальный аспект: Генеральная прокуратура; Прокуратуры субъектов РФ; Прокуратуры районов и городов. Предметный аспект: специализированные прокуратуры, учрежденные законом: военная (ст. 46 Закона); Специализированные прокуратуры, образованные Генеральным прокурором (транспортная, природоохранная и т.д.)
Прокурорский надзор
Направления:
I. Общий надзор за соблюдением законов: в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за всеми лицами, органами и т.д., за исключением физических лиц (п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
· Как соотносится общий прокурорский надзор со специальным надзором, осуществляемым ведомственными органами? Существуют различные конструкции:
1. Общий надзор прокуратуры выполняет дублирующую функцию по отношению к ведомственному надзору;
2. Субсидиарный надзор – общий надзор осуществляется в тех сферах, которые не подчинены ведомственному надзору;
3. Надзор прокуратуры – это своего рода надзор за надзирателями;
Закон устанавливает, каков характер этого соотношения. Однако практика правоприменения показывает, что общий надзор у нас выполняет дублирующую функцию.
Предмет общего прокурорского надзора
Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ
Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами