Подпрограмма «Полиция»
Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
ПАСПОРТ
подпрограммы «Полиция»
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации |
Участники подпрограммы | ||
Программно-целевые инструменты подпрограммы | ||
Цель подпрограммы | - | повышение качества и результативности деятельности полиции, направленной на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности |
Задачи подпрограммы | - | повышение эффективности выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска лиц; повышение качества и уровня объективности производства дознания по уголовным делам; обеспечение надежной государственной защиты судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; совершенствование экспертно-криминалистической деятельности; повышение эффективности профилактики правонарушений; обеспечение общественного порядка и безопасности граждан в общественных местах и при проведении публичных, в том числе крупных международных и массовых спортивных мероприятий; обеспечение надежной изоляции лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их содержание, охрана и конвоирование; обеспечение надежной охраны имущества и объектов, в том числе на договорной основе; совершенствование контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; повышение уровня безопасности на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта; повышение эффективности выполнения специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечение собственной безопасности; совершенствование системы образования в органах внутренних дел Российской Федерации |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | количество преступлений, предусмотренных ст.ст. 105, 106, 107 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе с применением ч. 3 ст. 30 УК РФ, уголовные дела о которых впервые приостановлены по п.п. 1-3 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (остаток нераскрытых убийств), по отношению к 2011 году; количество преступлений, предусмотренных ст. 111 УК РФ, уголовные дела о которых впервые приостановлены по п.п. 1-3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (остаток нераскрытых умышленных причинений тяжкого вреда здоровью), по отношению к 2011 году; количество преступлений, предусмотренных ст. 162 УК РФ, уголовные дела о которых впервые приостановлены по п.п. 1-3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (остаток нераскрытых разбоев), по отношению к 2011 году; количество (остаток) неразысканных без вести пропавших граждан по отношению к 2011 году; доля выявленных органами внутренних дел тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно; надежность обеспечения органами внутренних дел безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (за исключением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и их близких, находящихся под защитой органов внутренних дел); средний уровень развития направлений экспертиз в региональных экспертно-криминалистических подразделениях; результативность экспертно-криминалистических учетов; число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, в расчете на 1000 обвиняемых (по уголовным делам, находившимся в производстве дознавателей); удельный вес уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования и пересоставления обвинительного акта, в числе уголовных дел, оконченных дознавателями; доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет; доля несовершеннолетних, совершивших преступления и общественно опасные деяния, от числа состоявших на учете в органах внутренних дел; количество допущенных побегов в расчете на 10 000 лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; надежность государственной охраны имущества; количество утраченного и похищенного оружия в расчете на 10 тыс. ед. оружия, зарегистрированного у владельцев в органе внутренних дел; доля зарегистрированных в отчетном периоде преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в подразделениях лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, от общего количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия; социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в расчете на 100 тыс. населения); индекс пораженности (количество правонарушителей из числа сотрудников подразделений системы МВД России в расчете на 1000 сотрудников) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2013 – 2020 годы. 1 этап: 2013 – 2015 годы; 2 этап: 2016 – 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | за счет средств федерального бюджета: 2013 год – 469 631 466,60 тыс. рублей; 2014 год – 470 269 701,10 тыс. рублей; 2015 год – 470 709 611,10 тыс. рублей; 2016 год – 493 774 382,04 тыс. рублей; 2017 год – 517 475 552,38 тыс. рублей; 2018 год – 541 796 903,34 тыс. рублей; 2019 год – 565 635 967,09 тыс. рублей; 2020 год – 589 392 677,71 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | повышение эффективности раскрытия отдельных видов преступлений, выражающееся в снижении остатка нераскрытых убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбоев; повышение результативности разыскной работы органов внутренних дел Российской Федерации, выражающееся в сокращении неразысканных без вести пропавших граждан; повышение эффективности противодействия преступности экономической направленности, выражающееся в увеличении удельного веса выявленных органами внутренних дел наиболее общественно опасных видов соответствующих преступлений; недопущение гибели находящихся под защитой судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также причинения ущерба их здоровью и имуществу; повышение качества и законности деятельности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации, выражающееся в сокращении фактов необоснованного привлечения к уголовной ответственности и удельного веса уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования и пересоставления обвинительного акта; сокращение подростковой преступности; сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах; повышение надежности государственной охраны имущества; поддержание действенного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, минимизация фактов криминального использования огнестрельного оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел; сокращение уровня преступности на объектах транспорта; сокращение количества фактов совершения сотрудниками полиции правонарушений; недопущение высокого уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий |
Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
|
|
|
1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Сферой реализации подпрограммы «Полиция» является деятельность подразделений полиции органов внутренних дел Российской Федерации по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г.
№ 3-ФЗ «О полиции» полиция представляет собой составную часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» установлено, что в состав полиции входят подразделения, на которые возлагаются следующие задачи:
прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
обеспечение безопасности дорожного движения;
производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
обеспечение собственной безопасности;
осуществление лицензионно-разрешительной работы;
осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;
содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;
контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.
Анализ текущего состояния сферы реализации подпрограммы показывает, что она нуждается в постоянном совершенствовании.
Только в 2011 году сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с иными правоохранительными органами установлены лица, виновные в совершении 1 млн 312 тыс. преступлений (-8,3%), в том числе 650,7 тыс., следствие по которым обязательно (-9,2%), и 661,1 тыс., следствие по которым необязательно
(-7,4%).
Раскрыто 58,8 тыс. преступлений прошлых лет (-3,5%), из них
18,8 тыс. – тяжкой и особо тяжкой категории (-3,1%), 1,8 тыс. – совершенных организованной группой либо преступным сообществом[1] (+15,7%).
В результате принятых мер сократился остаток нераскрытых преступлений (-9,5%; 1 млн 80 тыс.), в том числе тяжкой и особо тяжкой категории (-12,9%; 267,3 тыс.). На 2,9% уменьшился остаток нераскрытых умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (6 тыс.), на 18,6% – разбоев (7,2 тыс.), на 28,4% – грабежей (68,4 тыс.). Количество нераскрытых убийств осталось на уровне 2010 года (2,1 тыс.).
ОГ и ПС совершено 16,9 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (-20,3%), их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этой категории снизился с 5,9% до 5,2%.
Снизилось число неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных лиц (61,1 тыс.; -3,5%), в том числе за такие особо тяжкие деяния, как убийство (2,9 тыс.; -3,4%) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (2,6 тыс.; -2,3%).
Установлено местонахождение 62,4 тыс. пропавших без вести лиц из 112,3 тыс. разыскиваемых органами внутренних дел Российской Федерации. Остаток неразысканных лиц данной категории уменьшился на 0,6%.
Выявлено свыше 40 тыс. (-22,4%) преступлений экономической направленности, совершенных в крупном и особо крупном размере, в том числе более 27,2 тыс. (-17,4%), относящихся к категории тяжких и особо тяжких.
Доказана причастность ОГ и ПС к совершению 7,1 тыс. (-25,1%) преступлений экономической направленности, в том числе
3,3 тыс. (-40,0%) преступлений, совершенных ими в сфере финансово-кредитных отношений, 2,2 тыс. (-27,6%) – связанных с потребительским рынком, 438 (-65,9%) – с внешнеэкономической деятельностью, 691
(+20,8%) – с операциями с недвижимостью, 150 (-4,5%) – совершенных в топливно-энергетическом комплексе.
Выявлено 34,8 тыс. (-6,6%) преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из которых 1,4 тыс. (-16,2%) совершены в крупном или особо крупном размере. Выявлено 12,2 тыс.
(-8,7%) лиц, совершивших коррупционные преступления данной категории, из них 7,5 тыс. (-10,1%) привлечены к уголовной ответственности.
Пресечено 622 преступления экстремистской направленности
(-5,2%).
Почти 40% выявленных экстремистских проявлений составили преступления, связанные с возбуждением ненависти или вражды по экстремистским мотивам, около 10% – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Зарегистрировано 67 преступлений, связанных с организацией деятельности экстремистской организации, 17 случаев организации экстремистского сообщества.
Зарегистрировано 7,9 тыс. преступлений в сфере компьютерной информации и телекоммуникаций (-37,2%). Более 25% преступных деяний в информационно-телекоммуникационной среде связаны с неправомерным доступом к компьютерной информации, 22,6% – электронным мошенничеством, 16,8% – нарушением авторских прав и смежных прав в информационной сфере, 9,5% – распространением вредоносных программ.
С использованием служебных собак раскрыто 71,7 тыс.
(-12,9%) преступлений, в том числе 995 убийств, 38,9 тыс. краж, 8,0 тыс. грабежей, 2,3 тыс. разбойных нападений, 1,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов,
12,0 тыс. преступлений по линии противодействия незаконному обороту наркотиков.
Существенно выросло число лиц, защищаемых в рамках Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», общее количество которых составило 740 человек (+20%), в том числе судей – 275, сотрудников правоохранительных органов – 184, контролирующих органов – 121 и их близких – 175.
Зафиксировано уменьшение абсолютного числа тяжких и особо тяжких уличных преступлений (104,6 тыс.; -3,0%), а также разбойных нападений (7,5 тыс.; -12,5%), грабежей (64,9 тыс.; -18,5%) и уголовно наказуемых хулиганств (2,8 тыс.; -14,9%).
Благодаря принятым мерам в прошедшем году закреплены положительные тенденции, наметившиеся в 2006 – 2010 годах, в состоянии подростковой преступности. На 9,3% уменьшилось число несовершеннолетних, совершивших преступления (66 тыс.). Снизилось количество подростков-участников преступлений, совершивших их в группах по предварительному сговору (26 тыс.; -4,3%), ранее уже нарушавших закон (13 тыс.; -6,9%).
Сократилось число совершенных несовершеннолетними и при их соучастии уголовно наказуемых деяний (71,9 тыс.; -8,5%).
Участковыми уполномоченными контролировался образ жизни и поведение 3,1 млн граждан, состоящих на различных видах профилактического учета, из них более 687 тыс. составили лица, освобожденные из мест лишения свободы, а также 232 тыс. семейных дебоширов, 361,6 тыс. хронических алкоголиков, 161,2 тыс. наркоманов. Участковыми уполномоченными рассмотрено почти 9,1 млн (+6,4%) обращений и заявлений граждан, установлены лица по 352,4 тыс. (-5,1%) преступлений.
Проводился комплекс межведомственных мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности в рамках подготовки к проведению встречи глав государств и правительств стран-участников «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» 2012 года в
г. Владивостоке, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года
в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации приняли участие в производстве более 3,6 млн (-5,3%) процессуальных действий и проведении 4,6 млн (+0,4%) оперативно-разыскных мероприятий[2].
Специалистами экспертно-криминалистических подразделений произведено свыше 1 млн (-6,3%) исследований, из них 442,1 тыс. (-11,3%) специальных видов, и около 1,3 млн (-4,8%) экспертиз, в том числе 327 тыс. (-3,1%) – специальных видов. Почти половина исследований и три четверти экспертиз способствовали раскрытию преступлений.
В 2011 году[3] в производстве дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации находилось более 1 млн 41 тыс. уголовных дел
(-5,1%), окончены производством 350 тыс. (-7,2%), из них 326,7 тыс.
(-7,5%) – направлены в суд.
Снизилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (12,5 тыс.; - 4,6%), их удельный вес (от числа оконченных) остался практически на прежнем уровне 3,6%.
На 25,7% снизилось количество лиц, в отношении которых судами вынесены оправдательные приговоры, на 39,8% – в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям.
В органах внутренних дел Российской Федерации функционирует 1750 изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел[4] с лимитом наполнения 35,4 тыс. мест. Подразделениями охраны и конвоирования осуществлено конвоирование в суды, лечебные и судебно-медицинские учреждения более 3,4 млн лиц.
В ИВС и при конвоировании зафиксировано 103 чрезвычайных происшествия, в том числе 29 побегов, из них 4 групповых.
С участием подразделений специального назначения обезврежено 292 вооруженные группы, задержано свыше 27,6 тыс. лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в том числе 1,2 тыс. вооруженных преступников и более 3,2 тыс. лиц, находящихся в розыске, освобождено 40 заложников.
Сотрудники данных подразделений привлекались для участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении свыше 11,1 тыс. публичных и массовых мероприятий.
Авиационные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации оснащены 2 самолетами, 33 вертолетами, 5 комплексами высотного видеонаблюдения на базе привязных аэростатов и 18 комплексами беспилотных летательных аппаратов. В целях обеспечения оперативно-служебной деятельности выполнено около 9 тыс. полетов с общим налетом свыше 6,6 тыс. часов.
Применение воздушных судов авиации МВД России способствовало раскрытию 507 преступлений, задержанию 113 единиц похищенного автотранспорта и 242 лиц, находящихся в розыске, выявлению 434 фактов браконьерства и хищения биоресурсов. Обеспечено проведение 561 специальной операции, во время которых перевезено свыше 19 тыс. сотрудников, 86 тонн грузов, 35 раненых и больных доставлены в медицинские учреждения.
Подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел Российской Федерации в 2011 году охранялось свыше 1,3 млн (-3,5%) квартир, 184,5 тыс. (-9,3%) мест хранения личного имущества граждан, 451 тыс. (-4,5%) объектов, в том числе более 34 тыс. – подлежащих обязательной охране полицией и 30 тыс. – отнесенных к категории особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1629-р обеспечена охрана 33,2 тыс. объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел Российской Федерации.
Сотрудниками вневедомственной охраны пресечено почти 5,8 тыс.
(-9,3%) преступных посягательств на охраняемое имущество.
Под контролем подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел Российской Федерации находилось около 10,5 тыс. объектов, на которых хранилось или использовалось свыше 289 тыс. единиц огнестрельного оружия. Количество частных владельцев огнестрельного оружия составило 5 млн 19 тыс. (+8,2%), количество имеющегося у них на хранении оружия превысило 6,2 млн (+0,2%).
Находилось в розыске 233,3 тыс. единиц оружия, в их числе 53,8 тыс. автоматов, пистолетов и револьверов, 4,8 тыс. пулеметов и гранатометов. Добровольно сдано гражданами около 40 тыс. единиц незаконно хранящегося огнестрельного оружия.
В ходе осуществленных проверок соблюдения установленных правил оборота оружия пресечено свыше 311,7 тыс. (-6%) административных правонарушений, аннулировано 37,7 тыс. (-9,7%) лицензий на право приобретения оружия и 150,9 тыс. (-4,7%) разрешений. Отмечено снижение количества похищенного (1,7 тыс.; -13,1%) и утраченного в контролируемых организациях (3,8 тыс.; -4,6%) оружия.
В органах внутренних дел Российской Федерации функционировало свыше 4 тыс. дежурных частей, в которые поступило 24,7 млн (+3,3%) заявлений и сообщений граждан о происшествиях и правонарушениях.
Были приняты дополнительные меры по усилению охраны и пропускного режима на объектах транспортного комплекса. Продолжалась работа по совершенствованию деятельности досмотровых подразделений полиции на воздушном транспорте, которые функционировали в 176 аэропортах страны. С их участием осуществлены проверки свыше 779 тыс. авиарейсов и 62,7 млн авиапассажиров, пресечено почти 52,6 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявлено 812 преступлений и более 45,5 тыс. административных правонарушений.
Сохранялась тенденция снижения общего числа преступлений, зарегистрированных в транспортной сфере (-8,6%), в том числе тяжкой и особо тяжкой категории (-8,5%). При этом снизилось количество совершенных убийств и покушений на убийство (-8,8%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-15,8%), разбойных нападений
(-32,1%), грабежей (-23,5%) и фактов мошенничества (-9,0%), а также число выявленных преступлений экономической направленности (-20,8%). На уровне 2010 года осталось количество изнасилований (11 случаев).
За 2011 год на территории Российской Федерации зарегистрировано 199,9 тыс. (+0,2%) дорожно-транспортных происшествий, на 4,1% возросла тяжесть их последствий. На автомобильных дорогах страны погибли и получили ранения свыше 279 тыс. человек, в том числе свыше 21,2 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основной причиной ДТП являлось нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения (свыше 85%).
В отношении более 3,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации возбуждены уголовные дела (-14,8%), в том числе 2,1 тыс. – за совершение должностных преступлений и преступлений против правосудия (-19,2%).
Регулярно выявлялись попытки проникновения на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и ФМС России лиц, устойчиво связанных с криминальными структурами, либо имевших судимость. Зафиксированы попытки нападения и проникновения на объекты органов внутренних дел Российской Федерации, несанкционированного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Не снижалось количество фактов насильственных посягательств, угроз и шантажа в отношении сотрудников в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей и лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел.
Обеспечено взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами 173 иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола, Генеральным секретариатом по линии Интерпола и Европейской полицейской организацией – Европолом.
Скорректирован план набора на учебу в образовательные учреждения МВД России. В 2011 году прием сокращен до 4,4 тыс. слушателей.
В образовательных учреждениях МВД России осуществляется подготовка более 800 сотрудников правоохранительных органов иностранных государств из 15 стран по программам высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
В 2011 году первоначальную подготовку прошлиоколо 30 тыс. сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. По программам дополнительного профессионального образования обучены 130 тыс. человек.
1.2. Описание основных проблем в сфере реализации подпрограммы
Основными проблемами в сфере реализации подпрограммы являются внешние и внутренние факторы, оказывающие непосредственное влияние на организацию и результаты деятельности подразделений полиции по противодействию преступности и охране общественного порядка.
К основным внешним проблемам относятся факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое и общественно-политическое положение в стране: замедление темпов роста экономики и сохранение высокого уровня инфляции, в том числе связанные с последствиями мирового финансового кризиса; значительные масштабы коррупции и излишние административные барьеры; высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации населения; недостаточность уровня правового сознания граждан и развития институтов гражданского общества.
Наряду с недостаточным уровнем ресурсного обеспечения системы МВД России к внутренним факторам относятся рассматриваемые в рамках подпрограммы проблемы, связанные с недостаточной эффективностью деятельности подразделений полиции по:
раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, направленных против жизни, здоровья и собственности граждан;
розыску преступников и без вести пропавших граждан;
противодействию коррупции и организованной преступности, пресечению преступлений экономической направленности тяжкой и особо тяжкой категории, совершенных в крупном или особо крупном размере, возмещению причиненного ими материального ущерба;
противодействию экстремизму, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности;
удовлетворению потребностей оперативных подразделений в проведении специальных технических и оперативно-поисковых мероприятий по сбору и фиксации оперативно-значимой информации;
использованию возможностей кинологических подразделений по раскрытию преступлений, предотвращению террористических актов и криминальных взрывов, обеспечению безопасности граждан в местах массового пребывания и на объектах транспортного комплекса, изъятию из незаконного оборота взрывчатых веществ, оружия и наркотиков;
обеспечению безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких;
противодействию угрозам собственной безопасности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации преступлений и правонарушений;
обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в общественных местах и повышению оперативности реагирования сил и средств, задействованных в системе единой дислокации;
снижению уровня криминализации подростковой среды;
профилактике правонарушений участковыми уполномоченными полиции;
созданию действенной системы обеспечения безопасности при подготовке и проведении значимых общественно-политических мероприятий;
укреплению сотрудничества с международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств;
использованию возможностей криминалистических средств и методов в выявлении и раскрытии преступлений;
улучшению уровня законности и качества производства дознания;
повышению надежности охраны задержанных, подозреваемых и обвиняемых лиц;
повышению уровня готовности подразделений специального назначения и авиации к выполнению поставленных задач;
повышению надежности и эффективности мер государственной зашиты имущества;
ужесточению контроля за легальным оборотом оружия и деятельностью частных охранных предприятий;
непрерывному сбору, обработке и передаче информации дежурными частями органов внутренних дел Российской Федерации, управлению имеющимися силами и средствами, приему и регистрации поступивших сообщений и заявлений о происшествиях и преступлениях, незамедлительному принятию мер реагирования по их пресечению и раскрытию, минимизации последствий чрезвычайных обстоятельств и происшествий, осуществлению разбирательства с задержанными и доставленными гражданами;
обеспечению правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса;
реализации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
повышению качества непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уровня научного обеспечения их деятельности.
1.3. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Прогноз развития сферы реализации подпрограммы соотносится с изменениями криминальной ситуации в стране.
Количественные показатели зарегистрированной в Российской Федерации по итогам 2011 года преступности свидетельствуют о продолжающемся в течение четырех последних лет существенном снижении общего числа регистрируемых преступлений. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре преступности уменьшалась более низкими темпами. Несмотря на негативные последствия кризисных явлений экономического характера, также снизилось количество имущественных преступлений.
В ходе проведенных криминологических исследований подтверждено, что преступность отражает результат интеграции происходящих в обществе процессов, является следствием наличия в нем определенных общественно-политических и социально-экономических дисгармоний и деформаций, нарушающих баланс интересов личности, общества и государства.
Криминальная ситуация обусловлена влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят широкий спектр явлений экономического, политического, социального, правового, организационного, демографического, психологического, национального, территориально-географического, климатического и иного характера, совокупность преступлений и административных правонарушений, к внутренним – ресурсное обеспечение и результаты деятельности правоохранительных органов.
В период реализации подпрограммы наиболее вероятен вариант развития криминальной ситуации[5], обусловленный выходом Российской Федерации на докризисные темпы развития экономики и последовательным повышением уровня ресурсного обеспечения органов внутренних дел. При этом адекватная реакция государства и его правоохранительных органов на негативные изменения криминальной ситуации будет несколько запаздывать.
Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе (3 – 5 лет) в связи с ростом уровня правосознания и социальной активности граждан число обращений в органы внутренних дел Российской Федерации будет увеличиваться.
При этом предположительно сохранятся тенденции уменьшения количества совершаемых преступлений практически всех основных составов, в том числе убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей и краж, однако темпы снижения количества преступлений данных видов будут ежегодно замедляться.
В тоже время с большой вероятностью повысятся качественные характеристики совершаемых преступлений и тяжесть вызванных ими последствий. Возможен рост числа особо тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности, связанных с разбойными нападениями на объекты кредитно-финансовой сферы, организации, предприятия и частные домовладения граждан.
Можно ожидать увеличения числа пресеченных фактов коррупции и объемов установленного материального ущерба по выявленным преступлениям экономической направленности.
При этом сохранится вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. Возможен рост числа несанкционированных митингов и протестных акций, а также количества их участников.
В течение 2013 – 2014 годов с большой вероятностью увеличится количество несовершеннолетних участников преступлений, но к 2015 году данная тенденция будет преодолена.
Прогнозируется некоторое увеличение массива рецидивной преступности и числа преступлений, совершаемых в общественных местах.
Потребуются существенные усилия для повышения уровня законности в процессе производства дознания.
Деятельность подразделений вневедомственной охраны полиции, вероятнее всего, будет характеризоваться увеличением числа охраняемых объектов и повышением качества оказываемых услуг. В том числе по этим причинам уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов с 2013 года будет последовательно повышаться.
Сохранится серьезная потребность в повышении уровня профессиональной подготовки сотрудников, а также интеллектуализации организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, реализации прогрессивных направлений ее научного обеспечения.
В долгосрочной перспективе (5 – 10 лет) в результате принимаемых государством последовательных мер предполагается стабилизация общественно-политической ситуации в стране и устойчивый рост экономики. Принимаемые государством меры по улучшению социально-экономического положения и совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации приведут к существенному улучшению макроэкономических показателей и найдут необходимую поддержку среди широких слоев населения.
В этих условиях будет возрастать степень влияния на состояние криминальной обстановки внутренних факторов.