Невыполнение либо неэффективное выполнение подпрограммы возможно в случае реализации ряда внутренних или внешних рисков.
К внутренним рискам относятся:
неэффективность планирования и несвоевременность реализации запланированных мероприятий, несогласованность деятельности подразделений полиции.
Риски неактуальности планирования, затягивания сроков выполнения планируемых мероприятий и несогласованности деятельности соисполнителей являются типичными при выполнении долгосрочных комплексных программ;
неэффективное расходование денежных средств либо неосвоение выделенных денежных средств.
Реализация указанных рисков может привести к недостижению целевых значений показателей и ожидаемых результатов реализации подпрограммы.
Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить негативные последствия позволит осуществление рационального управления реализацией подпрограммы.
Будут осуществляться меры по ежегодному планированию деятельности, контролю за ходом выполнения запланированных мероприятий, анализу проблем, возникающих в ходе их реализации, и достигнутых результатов, своевременному внесению необходимых изменений с учетом тенденций развития криминальной ситуации и решаемых задач, использованию в этих процессах передовых форм и методов работы.
В случае реализации риска будут выявляться его причины, прогнозироваться ход развития и последствия, осуществляться разработка и реализация мер по его устранению (локализации).
Для недопущения неэффективного расходования денежных средств предполагается усилить контроль за финансово-экономической деятельностью участников реализации подпрограммы на всех этапах ее выполнения.
|
К основным внешним рискам недостижения ожидаемых конечных результатов реализации подпрограммы относятся социально-экономические, общественно-политические, природно-техногенные, нормативно-правовые и ресурсные факторы.
Социально-экономические риски могут быть обусловлены возможным ухудшением экономической ситуации в стране, вызванным проявлениями новых международных финансовых потрясений и кризисов, снижением внешнеэкономической конъюнктуры на поставляемые сырьевые ресурсы, что может привести к замедлению темпов роста экономики и увеличению уровня инфляции.
Следствием подобной ситуации может стать существенное усиление влияния существующих и возникновение новых факторов, негативно воздействующих на состояние криминальной обстановки: задержки и невыплаты заработной платы, сокращение уровня занятости населения, уменьшение различных социальных выплат, снижение уровня жизни граждан, расширение маргинальных слоев и активизация их деятельности.
Проявление указанных неблагоприятных факторов неизбежно приведет к увеличению массивов регистрируемой преступности, росту отдельных видов преступлений, направленных как против собственности, так и против личности, в том числе совершаемых в общественных местах и на объектах транспорта. Рост нагрузки на сотрудников подразделений полиции в результате увеличения массивов регистрируемых преступлений может привести к снижению результатов их деятельности: увеличению остатков нераскрытых преступлений и неразысканных преступников, росту числа несовершеннолетних участников преступлений, снижению уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов.
|
Управление социально-экономическими рисками осуществляется посредством реализации последовательных мер, направленных на всестороннюю модернизацию экономики, декриминализацию ее основных сфер и отраслей, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшения инвестиционного климата и роста благосостояния российских граждан.
Вероятность возникновения общественно-политических рисков напрямую зависит от состояния экономической ситуации в стране и характеризуется возможным ростом социальной напряженности, увеличением количества протестных акций, числа их участников и тяжести последствий, активизацией деятельности экстремистских организаций и связана с низким уровнем доверия граждан к реализуемым мерам государственного управления, обусловленным их недостаточной эффективностью, разрастанием масштабов коррупции и излишними административными барьерами, высоким уровнем социального неравенства и региональной дифференциации населения.
Механизм управления общественно-политическими рисками аналогичен механизму воздействия на социально-экономические риски, однако дополнительно включает в себя меры по противодействию коррупции и экстремистским проявлениям, совершенствованию уровня правового сознания и политической культуры населения, развитию институтов гражданского общества, повышению эффективности применения форм непосредственного участия граждан в процессе управления государством.
|
Природные и техногенные риски связаны с возможным возникновением экологических катастроф, эпидемий, неблагоприятных климатических изменений, природных катаклизмов и стихийных бедствий, включая пожары, ураганы и наводнения, техногенных аварий и катастроф, а также иных чрезвычайных ситуаций, предполагающих введение особых условий функционирования подразделений полиции. Данные риски могут оказать существенное влияние на показатели смертности и травматизма как среди населения страны, так и среди сотрудников полиции, а также нанести существенный ущерб и потребовать значительных затрат средств для ликвидации их последствий.
Воздействовать на причины возникновения природных катаклизмов и стихийных бедствий практически невозможно, так как они в основном находятся вне пределов досягаемости возможностей человеческой деятельности. Минимизировать их последствия следует посредством проведения постоянного мониторинга состояния окружающей среды, прогнозирования возможных вариантов ее развития, создания систем раннего оповещения, заблаговременной эвакуации населения и материальных ценностей из предполагаемых районов их влияния, накопления в необходимых объемах резервов сил и средств, способных своевременно и адекватно реагировать на вызванные ими негативные изменения.
Предупреждение техногенных аварий и катастроф представляет собой сложный технологический процесс, включающий определенную последовательность действий по созданию достаточных заделов надежности при проектировании сооружений и механизмов, строгому соблюдению предъявляемых норм и требований при их строительстве и эксплуатации, обучению и инспектированию деятельности обслуживающего персонала, минимизации возможностей отрицательного воздействия «человеческого фактора» и своевременной замене устаревающих сложных технических систем.
Нормативно-правовые риски связаны с недостаточным совершенством или существенными изменениями законодательной базы, регулирующей деятельность полиции, а также иных правоохранительных органов.
Меры управления такими рисками заключаются в проведении на постоянной основе мониторинга нормативной базы и правоприменительной практики, своевременном и взвешенном реагировании на имеющиеся правовые коллизии и недоработки путем внесения соответствующих предложений об их устранении.
Ресурсные риски связаны с недостаточными уровнем финансового, кадрового и материально-технического обеспечения и обусловленной им низкой эффективностью деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Федеральными законами от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что с 1 января 2012 года финансовое обеспечение полиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, одновременно проведена реформа денежного довольствия и социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел.
Однако в связи с незавершением процесса формирования условий для модернизации экономики страны и изменения модели экономического роста, наличием для бюджетной системы рисков, обусловленных высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры, сохраняется опасность возникновения проблем, связанных с обеспечением полноты финансирования заявленных обязательств, что может поставить под угрозу срыва перспективу достижения целей как подпрограммы, так и Государственной программы в целом.
Вследствие невыполнения либо частичного выполнения социальных обязательств перед сотрудниками МВД России возможны ухудшение морально-психологического климата в трудовых коллективах и отток квалифицированных кадров в другие ведомства, отрасли экономики.
В качестве рисков также следует выделить наметившееся замедление процессов материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации, связанное с секвестрованием расходов бюджетов различных уровней. В условиях проявления новых форм и способов совершения преступлений обостряются проблемы превосходства деструктивных, в том числе криминальных структур над органами правопорядка в технических и информационных возможностях.
Управление рисками ненадлежащего финансового обеспечения осуществляется посредством приоритетного финансирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, своевременного выделения запланированных средств и жесткого контроля за их целевым расходованием.
Кадровые риски в какой-то мере могут быть частично компенсированы путем оптимизации организационной структуры подразделений, исключения дублирующих функций, перераспределения имеющейся штатной численности в целях ее концентрации на особо значимых направлениях оперативно-служебной деятельности. Однако даже эти меры, в случае ухудшения морально-психологического климата в трудовых коллективах и оттока квалифицированных кадров, не позволят добиться улучшения качества и повышения эффективности работы полиции в требуемых обществом характеристиках.
Управлять рисками недостаточности материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации возможно путем целенаправленного и своевременного обеспечения системы МВД России новейшими техническими средствами, основанными на широком применении инновационных технологий. В противном случае отставание органов внутренних дел от темпов роста технической оснащенности и уровня профессионализма преступности станет необратимым.
К рискам, неподдающимся управлению, относятся различные форс-мажорные обстоятельства.
[1] Далее – «ОГ и ПС».
[2] Под проведением оперативно-разыскных мероприятий подразумевается осуществляемая гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств оперативными подразделениями полиции в пределах их полномочий деятельность, регулируемая Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
[3] Данные за 11 месяцев 2011 г.
[4] Далее также – «ИВС».
[5] Прогноз подготовлен с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.
[6] Является как показателем подпрограммы «Полиция», так и показателем Государственной программы.