Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ




Дайте определение следующим понятиям:

Кривая безразличия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезность блага

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая полезность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Предельная полезность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Функциональный спрос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Нефункциональный спрос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кривая безразличия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Предельная норма замещения, субституции

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Бюджетные ограничения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Равновесие потребителя

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эффект замещения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

субституции ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эффект дохода ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кривая Энгеля ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ценные товары ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обычные товары ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Малоценные(некачественные, инфериорные) товары ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Товары Гиффена ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Глава 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Бюджетное ограничение

 
 

 

 


Рис. 3.1. Бюджетная линия

 

Y

K//(I/P/y)

K(I/Py)

 

K/(I//Py) I

I/

 

L/(I//Px) L(I/Px) X

 

Рис. 3.2. Изменение цен и дохода

Количественная (кардиналистская) теория.

Количественная полезность и спрос

Полезность

 

 
 

 

 

 

 


Рис. 3.3. Общая и предельная полезность

 

Порядковая теория (ординалистский подход)

 

Рис. 3.4. Кривая безразличия

X2
X1

Рис. 3.5. Кривая безразличия с положительным наклоном

X2
X1

Рис. 3.6. Пересекающиеся кривые безразличия

 
 

 

 


Рис. 3.7. Предельная норма замещения

 

 

 
 

 

 


Рис. 3.8. Изменение предельной нормы замещения

 

 
 

 

 


Рис. 3.9. Типы кривых безразличия

Рис. 3.10. Предельная норма замещения MRS количественно характеризует норму обмена, при которой потребитель колеблется, заместить ему товар 2 товаром 1 или нет

Оптимум потребителя (ординалистский подход)

 

 

 

 


Рис. 3.12. Угловое решение задачи потребительского выбора

 


Рис. 3.13. Линия «цена-потребление» для комплиментарных товаров (а)

и товаров – субститутов (б)

 

 
 

 


Рис. 3.14. Линия «цена-потребление» и линия спроса

 

 

Рис. 3.15. Линия «доход-потребление»

 

 
 

 

 


Рис. 3.16. Линия «доход-потребление» и кривая Энгеля

 

Рис. 3.17. Кривые расходов Энгеля для высококачественных (а), нормальных (б)

и низших товаров (в)

 

 

Эффект дохода и эффект замены

 
 

 


Рис. 3.18. Эффект замены и дохода по Хиксу. Цена товара Х снижается

 

Рис. 3.19. Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. Товар некачественный

Рис. 3.20. Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. Товар Гиффена

 

 

ЗАДАНИЕ

Постройте кривую безразличия, бюджетную линию и покажите оптимум потребителя.

ТЕСТЫ

1.Эффект дохода гласит, что…

а) при постоянном доходе снижение цены увеличивает покупательную способность

б) при постоянном доходе снижение цены вызовет уменьшение покупательной способности

в) в определённых ситуациях закон спроса нарушается, а кривая спроса получает положительный наклон

г) с ростом дохода потребитель начинает приобретать только «престижные» товары

2.Эффект замещения – это…

а) изменение объёма и структуры потребления вследствие изменения относительной цены и перемещения из одной точки кривой безразличия в другую

б) изменение объёма и структуры потребления вследствие перемещения на более высокую илинизкую кривую безразличия

в) вытеснение из потребления низкокачественных товаров более качественными и дорогостоящими

г) демонстрационное потребление с положительной зависимостью между ценой и количеством спроса на товар

3.Под эффектом Веблена понимается…

а) демонстрационное потребление, то есть увеличение потребительского спроса, связанное с тем, что товар имеет более высокую цену

б) спонтанный спрос, управляемый сиюминутным желанием

в) изменение спроса группы людей из-за того, что другие люди потребляют данный товар

г) изменение спроса на товар, обусловленное качествами, присущими самому товару

4.Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что …

а) считает возможным количественное измерение полезности

б) не применяет моделирования

в) не рассматривает субъективные предпочтения

г) ничем не отличается

5.Кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя называется кривой …

а) Энгеля

б) Лоренца

в) Лаффера

г) Филлипса

6.Условная единица полезности, введенная сторонниками количественного подхода для измерения удовлетворения от потребления блага, называется …

а) ютиль

б) экю

в) тратта

г) сеньораж

7.Прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу называется …

а) предельной полезностью

б) положительной полезностью

в) единичной полезностью

г) нарастающей полезностью

8.Ситуация, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – повышению спроса на некачественный или низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, называется эффектом …

а) Гиффена

б) Веблена

в) сноба

г) дохода

9.Ситуация в которой увеличение потребительского спроса на эксклюзивные дорогостоящие товары связано с ростом их цены называется эффектом …

а) Веблена

б) Гиффена

в) сноба

г) замещения

10.Изменение объёма и структуры потребления вследствие изменения относительной цены и перемещения из одной точки кривой безразличия в другую описывается эффектом …

а) замещения

б) дохода

в) сноба

г) Веблена

11.Кардиналистская теория полезности характеризуется тем, что …

а) считает возможным количественное измерение полезности

б) не применяет моделирования

в) не рассматривает субъективные факторы

г) считает невозможным количественное измерение полезности

12.Линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, называется кривой …

а) безразличия

б) бюджетных ограничений

в) Энгеля

г) Лоренца

13.Линия, показывающая различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода при данном уровне цен, называется кривой …

а) бюджетных ограничений

б) безразличия

в) Энгеля

г) Лаффера

14.Изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательной способности при постоянных ценах, представляется как эффект …

а) дохода

б) замещения

в) Гиффена

г) Веблена

15.Закон предельной полезности гласит, что …

а) полезность, которая приносит каждая последующая единица данного блага, не больше полезности предыдущей единицы блага

б) рост дохода потребителей ведёт к сокращению полезности покупательных товаров

в) полезность, которая приносит каждая последующая единица данного блага, во много больше полезности предыдущей единицы блага

г) отношения предельных полезностей товаров к их ценам одинаковы

16.Дана функция полезности . Тогда кривая безразличия задается уравнением…

а)

б)

в)

г)

ЗАДАЧИ

1. Раиса Викторовна получает пенсию 200 руб. в месяц и тра­тит её только на молоко (у) и хлеб (х). Напишите уравнение бюджетной линии и изобразите её на графике, при условии, что один пакет молока стоит 10 руб., а один батон хлеба — 5 руб. Найдите оптимальное потребление молока, если в оп­тимуме Раиса Викторовна потребляет 20 батонов хлеба. Рас­считайте предельную норму потребления для оптимального набора.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Иван Иванович максимизирует свою полезность, тратя весь доход на товары х и у. Цены товаров неизменны. При доходе, равном 100, он покупал 10 единиц товара х и 30 единиц това­ра у. При увеличении дохода до 170 он стал покупать 5 единиц товара х и 75 единиц товара у, а при увеличении дохода до 200 — 2 единицы товара х и 96 единиц товара у. Определите, к какой категории товаров относятся х и у.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. На рисунке показана кривая безразличия и бюджетная линия некоего потребителя.

Если цена товара y равна 4 рублям, то уравнение бюджетной линии будет_______________

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: