Тема 15. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА




 

Дайте определения следующим понятиям:

Институты _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Права собственности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спецификация прав собственности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Размывание прав собственности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Трансакция __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Трансакционные издержки

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Асимметрия информации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оппортунистическое поведение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обратный выбор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Моральный риск

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контракт ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Классический контракт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Неоклассический контракт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Отношенческий (имплицитный) контракт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общие ресурсы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Специфические ресурсы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Интерспецифические ресурсы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Фирма ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Право использовать принуждение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Внешние (побочные) эффекты, экстерналии

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Трансформация внешних эффектов во внутренние

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Корректирующий налог

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Корректирующая субсидия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Теорема Коуза

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эффективная политика в области контроля зазагрязнением ок­ружающей среды ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Стандарты по вредным выбросам

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Плата за выбросы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Принцип исключения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Чисто общественное благо

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Чисто частное благо

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проблема безбилетника, «зайца»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Провалы (фиаско) рынка

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ

1.Какие из нижеперечисленных случаев можно расценить как расширение, а какие — как сужение возможностей выбора:

а) молодого человека, чьи религиозные взгляды не позволя­ют ему проходить службу в армии, направили для прохо­ждения службы санитаром в госпиталь;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

б) сотрудникам учреждения, бросившим курить, админист­рация повысила заработную плату на 5 %;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

в) сотрудникам учреждения объявили, что кандидатуры тех из них, кто курит в рабочее время, будут внесены в спи­ски сокращаемых в первую очередь;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

г) студентам, активно участвующим в работе научного сту­денческого общества, будут выплачены премии в размере месячной стипендии;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

д) студенты, не участвующие в работе научного студенче­ского общества, не могут претендовать на получение ре­комендации для обучения в университетах других стран;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

е) в начале XX века женщинам в США запрещалось курить в обществе под угрозой штрафа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

ТЕСТЫ

1. Какие производства и (или) ресурсы вызывают наибольшее число конфликтов в связи с внешними эффектами:

а) вредные производства;

б) редкие ресурсы;

в) ресурсы или производства, имеющие стратегическое зна­чение;

г) ресурсы, которые из категории неограниченных переме­щаются в категорию редких.

2. В каком случае теорема Коуза перестаёт работать:

а) в случае несовершенной информации, имеющейся у обеих сторон;

б) в случае совершенной информации, имеющейся у обеих сторон;

в) в случае, если теорема Коуза рассматривается в рамках кооперативной теории игр;

г) в случае, если известна только структура предпочтений
противоположной стороны.

3. До какого предела продолжались бы сделки при отсутствии
трансакционных издержек:

а) до достижения оптимальности по Нэшу;

б) до достижения оптимальности по Парето;

в) бесконечно долго;

г) до вмешательства государственных органов.

4. Что можно сделать для достижения эффективности после достижения «точки перегрузки»:

а) запрещать пользование благом дополнительным потреби­телям;

б) взимать с дополнительных потребителей цену, равную предельным издержкам, которые они налагают на других потребителей;

в) взимать с дополнительных потребителей цену, равную стоимости потребляемого ими блага;

г) запретить производство.

 

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

1. Представьте себе, что вы являетесь экспертом правительст­ва по экологическим вопросам. В правительстве подготов­лена программа извлечения новых доходов путём использо­вания акцизных налогов. В список облагаемых налогом включены следующие товары: бензин, алкогольные напит­ки, табачные изделия, авиабилеты, автомобили, чулоч­но-носочные изделия, меха, ковры, бриллианты. Какие факторы вы будете учитывать при выборе товаров, на кото­рые следует ввести налог? Объясните почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

2. Разгосударствление, т.е. переход к рыночной экономике, предполагает некий стандартный набор мер. Их условно можно разделить на три группы. Первая группа — это фи­нансовая стабилизация, снижение бюджетного дефицита и сокращение денежной эмиссии центрального банка, вто­рая — дерегулирование, сокращение числа государственных рычагов вмешательства в экономику и создание фундамента для свободных договорных отношений. Третья группа свя­зана с реформированием и приватизацией крупных государ­ственных концернов. Какой, на ваш взгляд, должна быть последовательность проведения реформ? Какую систему со­циальной защиты населения, необходимой в связи с ростом безработицы и снижением жизненного уровня населения, вы бы предложили?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: