Дайте определения следующим понятиям:
Институты _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Права собственности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация прав собственности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Размывание прав собственности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трансакция __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трансакционные издержки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Асимметрия информации
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оппортунистическое поведение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратный выбор
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моральный риск
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контракт ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классический контракт
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неоклассический контракт
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношенческий (имплицитный) контракт
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие ресурсы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфические ресурсы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерспецифические ресурсы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фирма ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Право использовать принуждение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внешние (побочные) эффекты, экстерналии
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трансформация внешних эффектов во внутренние
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корректирующий налог
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корректирующая субсидия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теорема Коуза
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эффективная политика в области контроля зазагрязнением окружающей среды ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стандарты по вредным выбросам
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плата за выбросы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип исключения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чисто общественное благо
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чисто частное благо
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема безбилетника, «зайца»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Провалы (фиаско) рынка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ
1.Какие из нижеперечисленных случаев можно расценить как расширение, а какие — как сужение возможностей выбора:
а) молодого человека, чьи религиозные взгляды не позволяют ему проходить службу в армии, направили для прохождения службы санитаром в госпиталь;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
б) сотрудникам учреждения, бросившим курить, администрация повысила заработную плату на 5 %;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
в) сотрудникам учреждения объявили, что кандидатуры тех из них, кто курит в рабочее время, будут внесены в списки сокращаемых в первую очередь;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
г) студентам, активно участвующим в работе научного студенческого общества, будут выплачены премии в размере месячной стипендии;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
д) студенты, не участвующие в работе научного студенческого общества, не могут претендовать на получение рекомендации для обучения в университетах других стран;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
е) в начале XX века женщинам в США запрещалось курить в обществе под угрозой штрафа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
1. Какие производства и (или) ресурсы вызывают наибольшее число конфликтов в связи с внешними эффектами:
а) вредные производства;
б) редкие ресурсы;
в) ресурсы или производства, имеющие стратегическое значение;
г) ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких.
2. В каком случае теорема Коуза перестаёт работать:
а) в случае несовершенной информации, имеющейся у обеих сторон;
б) в случае совершенной информации, имеющейся у обеих сторон;
в) в случае, если теорема Коуза рассматривается в рамках кооперативной теории игр;
г) в случае, если известна только структура предпочтений
противоположной стороны.
3. До какого предела продолжались бы сделки при отсутствии
трансакционных издержек:
а) до достижения оптимальности по Нэшу;
б) до достижения оптимальности по Парето;
в) бесконечно долго;
г) до вмешательства государственных органов.
4. Что можно сделать для достижения эффективности после достижения «точки перегрузки»:
а) запрещать пользование благом дополнительным потребителям;
б) взимать с дополнительных потребителей цену, равную предельным издержкам, которые они налагают на других потребителей;
в) взимать с дополнительных потребителей цену, равную стоимости потребляемого ими блага;
г) запретить производство.
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
1. Представьте себе, что вы являетесь экспертом правительства по экологическим вопросам. В правительстве подготовлена программа извлечения новых доходов путём использования акцизных налогов. В список облагаемых налогом включены следующие товары: бензин, алкогольные напитки, табачные изделия, авиабилеты, автомобили, чулочно-носочные изделия, меха, ковры, бриллианты. Какие факторы вы будете учитывать при выборе товаров, на которые следует ввести налог? Объясните почему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Разгосударствление, т.е. переход к рыночной экономике, предполагает некий стандартный набор мер. Их условно можно разделить на три группы. Первая группа — это финансовая стабилизация, снижение бюджетного дефицита и сокращение денежной эмиссии центрального банка, вторая — дерегулирование, сокращение числа государственных рычагов вмешательства в экономику и создание фундамента для свободных договорных отношений. Третья группа связана с реформированием и приватизацией крупных государственных концернов. Какой, на ваш взгляд, должна быть последовательность проведения реформ? Какую систему социальной защиты населения, необходимой в связи с ростом безработицы и снижением жизненного уровня населения, вы бы предложили?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________