Патентный рэкет в России стал обычной практикой, сегодня можно украсть и зарегистрировать на себя все, что угодно - чужой известный всему миру брэнд, чужое имя, чужой дизайн - с тем, чтобы потом продать их истинным, но нерасторопным владельцелевой аудиториим. Причем все это можно проделывать, не нарушая закона.
На законных основаниях
Примеров недобросовестного использовании чужой торговой марки, фирменного названия, логотипа во всем мире хоть отбавляй, бренды воровали во все времена, но нигде и никогда подобная деятельность не приобретала такого размаха, какой наблюдается в России сейчас.
В нашем УК есть статья № 147 ("Нарушение изобретательских и патентных прав"), предусматривающая небольшие штрафы или лишение свободы сроком до пяти лет, но она практически не используется. Худшее, что может приключиться с недобросовестным пользователем чужой марки, - у него после долгих (в течение года-двух) судебных разбирательств и экспертиз эту марку отберут. Государство, по сути, самоустранилось от участия в защите патентных прав, в то время как в Западной Европе и США этим занимаются специальные государственные органы.
Показательна история, приключившаяся в России с американской компанией Interbrand. Она была создана в 1974 году и как раз занимается брэнд-консалтингом - в частности, определяет стоимость брэндов. Суть метода: из стоимости компании в акциях вычитают ее балансовую стоимость (т. е. материальные активы), остаток - это цена нематериальных активов, то есть цена брэнда.
Но Interbrand и сам по себе известный брэнд, годовой оборот компании составляет около $100 млн, она имеет офисы в 20 странах мира. И вот в 2000 году в Москве появилась фирма "Интербрэнд Русконсалт", назвавшаяся "дочкой" Interbrand. В числе своих клиентов фирма упоминала Nestle, PricewaterhouseCoopers, British Airways, BMW и т. п. Кстати, присутствовавший на презентации "Интербрэнд Русконсалт" тогдашний гендиректор Роспатента Александр Корчагин высказался в том смысле, что новая компания может сыграть важную роль в развитии цивилизованных отношений в области использования товарных знаков.
|
Между тем нью-йоркская штаб-квартира Interbrand Group заявила, что знать ничего не знает о своей московской "дочке". Тем не менее "Интербрэнд Русконсалт", зарегистрированная в офшоре, получила заокеанский товарный знак на вполне законных основаниях. На тех же законных основаниях в Роспатенте в свое время были зарегистрированы сотни известных марок без ведома их истинных владельцев - тут можно упомянуть Akai, Funai, Focus Wickes, Forbes, IKEA (владельцелевой аудиториим двух последних брэндов удалось в итоге от пиратов отбиться, апеллируя к "общеизвестности", - подробнее об этом ниже).
Дети лейтенанта Шмидта
Контрафактное использование торговых марок за последние 15 лет претерпело эволюцию, и ее высшая форма - "мошенничество по закону", согласно теории Дарвина, сосуществует с самыми незамысловатыми методами захвата. Можно, например, просто изменить пару букв в названии, но оставить дизайн, упаковку и "подсесть" на раскрученный брэнд, не тратясь на рекламу (примеры - Pawasonic и Akaiwa, недвусмысленно напоминающие японские Panasonic и Akai с Aiwa). Другой пример незатейливого пиратства - осетинская водка и подольские сигареты "Балтика".
|
Образец более "цивилизованной" операции - перехват брэнда "Масленицелевой аудитории" у питерской фирмы "Талосто". Та начала активно его пиарить, не озаботившись регистрацией, и в результате питерцелевой аудиториим пришлось перейти на брэнд "Мастерицелевой аудитории". Тут надо сказать, что продавцелевой аудиториими брэндов запатентовано практически все содержание орфографического словаря, так что если вы захотите зарегистрировать свою фирму или товарный знак, в наименовании которых используются широко употребляемые слова, то у вас наверняка будут проблемы.
Среди наиболее распространенных ноу-хау патентных рэкетиров - регистрация на себя или на свою компанию известных иностранных брэндов, владельцы которых ведут бизнес в России спустя рукава.
Александр Осокин: "Фирма, которую выдают в России за владельцелевой аудитории торгового знака Akai, была зарегистрирована в Гонконге".
Александр Осокин, частный адвокат, работающий в том числе на Mortier Catering (производитель мясных деликатесов из Бельгии): Недобросовестная конкуренция в патентном деле эволюционирует - вместо банальной регистрации чужих марок на свое имя их регистрируют на лжедочерние фирмы зарубежного или отечественного правообладателя (как правило, они находятся за границей). В случае претензий российский пользователь обычно заявляет, что марка используется с согласия этой самой "лжедочки", то есть правообладатель, разумеется, в курсе. Разбираться во всем этом суд будет бесконечно и без очевидного результата. Такой вот маскировкой пираты вводят в заблуждение государственных специалистов, занимающихся патентованием.
|
Один из самых известных в России похитителей брэндов - Сергей Зуйков, глава фирмы "Зуйков и партнеры". Вот уже десять лет он перехватывает брэнды, а потом их продает. Правда, несмотря на громкие названия атакованных фирм, его бизнес нельзя назвать масштабным - оборот исчисляется сотнями тысяч долларов в год. Самое главное достижение Зуйкова - захват товарного знака японского производителя бытовой электроники Akai. Адвокаты подставной фирмы (она принадлежала Сергею Зуйкову) доказали Роспатенту, что компания Akai в течение трех лет не использовала в России свой товарный знак. В результате он был зарегистрирован на ту же подставную фирму, а затем продан (был также зарегистрирован, открыт и продан сайт akai.ru, фактически "слизанный" с японского аналога).
Сергей Зуйков: "Процесс с Akai тянется уже около трех лет. Изначально рассматривалась схема прямой продажи японцелевой аудиториим фирменного наименования Akai. Но поначалу японцы не заинтересовались предложением. В итоге я продал брэнд компании "Бытовая электроника "Сокол" (сумма сделки - коммерческая тайна). Но "Сокол" рискует потерять его, поскольку он получил от меня брэнд, но не захотел, чтобы я его дальше сопровождал. И уже совершил ряд ошибок. Затеянная "нашим" Akai рекламная кампания под названием "возвращение легенды", которая имеет отношение как раз к японскому производителю, - это ошибка".
Александр Осокин: "Фирма, которую выдают в России за владельцелевой аудитории торгового знака Akai, - Akai Universal Ltd. - была зарегистрирована в Гонконге, полагаю, на эту регистрацию потребовалось всего $2-3 тыс. Крайне сомнительно, что она имеет какое-то отношение к японцелевой аудиториим. Любопытно, что по тому же адресу в Гонконге зарегистрирована еще одна фирма - Funai Trade Ltd., также, надо думать, изначально абсолютно "левая", созданная с аналогичной целью - регистрации марки Funai. Одна из главных причин, по которым это стало возможным, - невнимательное отношение владельцев известных торговых марок к российскому рынку".
Проще говоря, продать японцелевой аудиториим их собственный товарный знак у Akai Universal не получилось - пришлось искать другого покупателя, которым и стала ТПК "Бытовая электроника "Сокол", имеющая производство в Александрове (Владимирская область).
Дмитрий Тиманов, гендиректор ТПК "Бытовая электроника "Сокол", заявил, что имел дело именно с японцелевой аудиториими, а не с мутной фирмой из Гонконга. По его словам, официально "продукция Akai в Россию уже давно не ввозилась", и нас теперь ожидает "возвращение марки в страну". Планы у "Сокола", переориентировавшегося на Akai, грандиозные: в частности, выпустить в этом году 200 тыс. телевизоров под этой маркой.
Но велика вероятность, что к известному японскому брэнду эта продукция фактически отношения не имеет. Корреспондент "Денег" попросил Дмитрия Тиманова прокомментировать ситуацию с Akai, и тот выдал не слишком внятную версию - дескать, фирма, зарегистрированная в Гонконге, "с некоторых пор договорилась с японцелевой аудиториими" - нынешним владельцем брэнда Akai транснациональной корпорацией Grande - относительно использования брэнда в России (и даже сама вошла в Grande.)
Руслан Пашков: "В том, что многие компании лишились своих торговых марок, они сами виноваты"
Grande, по всей видимости, не так давно купила Akai Universal вместе с отмытым товарным знаком и только сейчас открывает официальный офис Akai в Москве. Разумеется, у нынешних владельцев товарного знака Akai нет никакого желания рассказывать об истории его приобретения.
Полна событиями и жизнь другого известного продавцелевой аудитории брэндов - Руслана Пашкова, президента ТПК "Гурман". С 1998 года его компания сотрудничала в качестве дилера с голландским и бельгийским производителями мясных деликатесов - соответственно Groot и Mortier Catering. Поначалу "Гурман" покупал по оптовым ценам паштеты, колбасы и тому подобный мясной товар и поставлял все это розничным сетям. Руслан Пашков постоянно предлагал западным партнерам организовать совместное производство на территории России, передать ему права на эксклюзивное дилерство, но партнеры к этим предложениям отнеслись без особого энтузиазма. Через некоторое время голландцы и бельгийцы обросли и другими дилерскими связями, а про "эксклюзивного" Пашкова и думать забыли. Вспомнить о нем пришлось, когда выяснилось, что предприниматель зарегистрировал торговые знаки Groot и Mortier на свою компанию (обе европейские фирмы не имеют в России своего офиса). Мало того, оказалось, что в 2004 году "Гурман" организовал таки производство паштетов под маркой Groot, выдав лицензию некой московской фирме "Гроот", а в 2005-м - паштетов Mortier в Калининградской области, предварительно оповестив рынок, что получил лицензию фирмы Mortier на соответствующее производство.
Ян Свагерман, президент компании Groot: "Это - лжефранчайзинг, к нам эта калининградская продукция не имеет никакого отношения, к тому же она не выдерживает критики по стандартам качества. Паштеты производятся в колхозе, работающем якобы под опекой общества инвалидов. Когда мы обратились к Руслану Пашкову за разъяснениями, выяснилось, что производство, оказывается, налажено для того, чтобы соблюсти "наши взаимные интересы в России". В чем эти интересы состоят, мы так и не поняли. В палате по патентным спорам мы в январе 2005 года отстояли свою торговую марку. Пашков может еще год оспаривать это решение, но судиться он будет уже не с нами, а с государством".
Руслан Пашков считает, что у него есть своя правда: "Многие западные компании относятся к нам как к папуасам! Да и вообще, в том, что многие компании лишились своих торговых марок, они сами же и виноваты - надо было думать о необходимости защиты, а не пускать все на самотек. Поймите и нас - мы занимались тем, что за свой счет открывали для Запада свой рынок: "прописывались" в розничных торговых сетях, защищали интересы поставщиков, организовывали совместное производство. Мы были крупнейшим продавцом Groot и Mortier - они нам многое обещали и ничего из обещанного не выполнили".
Валерий Медведев: "Пираты всегда пользуются возможностью застолбить торговую марку и потом предъявлять претензии ее истинному владельцу"
Валерий Медведев, управляющий партнер юридической фирмы "Городисский и партнеры": "Пираты всегда пользуются возможностью застолбить торговую марку, чтобы потом предъявлять претензии ее истинному владельцу. Очень часто эти события вызваны рассогласованием между производителем и дистрибутором. Они не находят общего языка, и в конце концов дистрибутор регистрирует марку на себя и пытается перекрыть канал производителю".
Любопытно, что сама торговая марка "Гурман" многократно перепродавалась. А владелец марки Руслан Пашков теперь, в свою очередь, пытается отстоять свои права на нее - он с готовностью показал корреспонденту "Денег" длиннющий список известных (таких как "Балтимор") и не очень производителей, использующих слово "гурман" в качестве товарного знака.
Стоит отметить, что теоретически предметом разборок могут стать не только действующие, но и "брошенные" когда-то брэнды - в том числе торговые марки предприятий из целевой аудиториирской России, СССР и "братских социалистических стран", а также компаний, переименовавшихся или прекративших свое существование в более позднее время. Здесь могла бы возникать любопытная юридическая коллизия: регистрация брошенного знака - это законно? И если да, то на каких основаниях? Но коллизия эта чисто умозрительная. "Брошенную" марку, конечно, подобрать можно, но свободных "брошенных" марок сегодня просто нет - как правило, брэнд при закрытии бизнеса продается как нематериальный актив.
Сергей Зуйков: "Я в свое время интересовался судьбой брэнда Gold Star, который когда-то был заменен на LG. Оказалось, что им так и владеют корейцы. Любопытна также судьба брэнда Hershi. В свое время голландцы выпускали прохладительные напитки под этой маркой и активно ее пиарили, а потом вдруг резко прекратили производство. Я думаю, что они выпускали у нас херши незаконно и вступили в конфликт с владельцем брэнда Hershey`s - американской кондитерской компанией. Я также подозреваю, что современные водка "Шустов" или ресторан "Дурдинъ" тоже имеют очень отдаленное отношение к известным когда-то брэндам. Что же касается знаменитых когда-то советских, болгарских и тому подобных марок, то почти все они так или иначе сегодня используются, свободных брэндов среди "брошенных" практически нет. У меня, правда, на примете есть один очень хороший брэнд, но я вам его не назову - как раз им я сейчас и занимаюсь".