ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОЛИГОПОЛИИ




Принцип «невидимой руки»

На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание Адам Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал принцип «невидимой руки» рынка. Производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю ваш товар не понравится, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

Конкуренция «выбраковывает» некачественные товары, недобросовестных предпринимателей. Однако, действие «невидимой руки» рынка в реальной жизни далеко не столь совершенно. Рынок «слеп» к нуждам беспомощных, обездоленных и малообеспеченных слоёв населения. Его интересует только платёжеспособный спрос, который могут обеспечить только здоровые и сильные, умные и трудолюбивые работники.

 

Разновидности рынков

Экономическая теория делит все рынки на два типа: на рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Второй тип рынка – рынок несовершенной конкуренции - делится в свою очередь на три разновидности: монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Чем характеризуется каждый вид рынков?

Рынок совершенной конкуренции – идеальная умозрительная конструкция, существующая только в теории и нигде в мире в чистом виде и в полном объёме не наблюдаемая, для которой характерны следующие черты:

Множество производителей, действующих независимо друг от друга.

Поэтому отдельные фирмы не в состоянии контролировать уровень цен на рынке.

Низкие барьеры входа в отрасль и выхода из неё.

Полная информация о рынке и продукте: любой производитель легко может узнать, что и сколько нужно потребителю, и как производить выбранный для производства товар.

Поэтому производимый продукт имеет стандартные характеристики, т.е. все технологические особенности производства являются типовыми, стандартными, общеизвестными и общедоступными.

 

Ближе всех к данной разновидности рынка находится рынок монополистической конкуренции. Дальше следует олигополия, затем – крайняя противоположность рынка совершенной конкуренции – монополия.

Остановимся подробнее на каждом виде рынка.

Рынок монополистической конкуренции – модель рынка, объединяющая в себе одновременно ряд свойств совершенной конкуренции и монополии. С одной стороны, это рынок с чертами совершенной конкуренции. А с другой стороны, это рынок с чертами монополии. Взглянем на список черт данного рынка, предложенный ниже, и сразу выделим для себя черты совершенной конкуренции и черты монополии.

Характеристики рынка из списка черт совершенной конкуренции:

1. Малые размеры и многочисленность фирм, т.е., множество производителей, действующих независимо друг от друга.

2. Невозможность в большинстве случаев контролировать цены.

3. Низкие барьеры входа в отрасль и выхода из неё.

4. Возможность сговора отсутствует.

5. В большинстве случаев свободный доступ к информации общего производственного характера, позволяющий наладить без особых проблем свой бизнес. Т.е. большинство производственных операций стандартизировано, как в рынке совершенной конкуренции.

Характеристики рынка из списка черт монополии:

1. Производимый продукт сильно дифференцирован, т.е. товары имеют много реальных и мнимых отличий друг от друга. И в рамках этого «микромира» данный товар монополистичен.

2. Поэтому возможен частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм. Однако в большинстве случаев контроль над ценами очень ограничен.

3. Поэтому действует преимущественно не ценовая конкуренция, а имиджевая, которая требует высоких затрат на маркетинговые мероприятия: рекламу продукции, ПиАр и прочие виды стимулирования продаж.

4. Некоторые ограничения в доступности специфической информации, являющейся для каждой фирмы своего рода профессиональным секретом, «ноу-хау». Именно эти ограничения и создают в рынке свободной конкуренции «маленьких монополистов».

Производимый продукт сильно дифференцирован – это означает, что «Шоколадных батончиков может быть много, а Сникерс такой только один!». Или у всех батончиков внутри арахис, и только у нас – лесной орех. Или «Утюги делают многие, а вот с таким приспособлением – только мы одни!». И таких отличий от конкурентов – реальных и выдуманных – каждый товаропроизводитель пытается найти множество. А потом через каналы маркетинга убедить покупателей, что это действительно так. Например, производитель шампуня придумывает рекламный слоган, что именно его шампунь – с поликерамидами. И заявляет через СМИ об этом первым. Потребитель не знает, что это такое, он не знает, что, быть может, во всех шампунях эти поликерамиды присутствуют. Зато он знает, что первым ЭТО про свои шампуни сказал l’Oreal или Elseve, или PANTENE PRO-V. И это действует на объёмы продаж.

Ещё пример на эту тему. Все производители сигарет в процессе их изготовления по технологии производства лист табака перед измельчением предварительно «подрумянивают». Но впервые об этом додумался сказать в рекламном ролике много лет назад только Philip Moris. И его продажи резко выросли. А остальным табачным производителям оставалось только досадовать на свою маркетинговую недогадливость.

Входные барьеры в рынок – это «цена вопроса» для участия в производстве товара на данном конкретном рынке. Это стоимость оборудования, лицензий и технологий, аренда офисов и земельных участков. Чем ниже эта цена, тем более конкурентен рынок, потому что новичкам легче прийти на этот рынок и начать в нём свой бизнес. И наоборот, тем производителям, кто хочет уйти с данного рынка и начать бизнес в другом рыночном сегменте, всегда (или почти всегда) можно легко свой бизнес продать и получить вложенные деньги назад.

Рынок монополистической конкуренции обладает двумя ключевыми характеристиками:

1) Во-первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты (т.е. отличные друг от друга), которые имеют высокую степень заменяемости одного товара другим, но при этом не абсолютно взаимозаменяемы.

2) Во-вторых, входные барьеры для проникновения новых фирм на рынок невысоки, — новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам — выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.

Чтобы увидеть, почему свободный доступ на рынок является важным требованием, сравним рынки зубной пасты и рынки автомобилей. Рынок зубной пасты подвержен монополистической конкуренции, а рынок автомобилей лучше характеризовать как олигополию. Для других фирм относительно просто создать новые марки зубной пасты, которые могли бы конкурировать с марками «Блендамед» и «Колгейт». Это ограничивает прибыльность производства марок «Блендамед» или «Колгейт». Если бы прибыль была велика, другие фирмы затратили бы необходимые средства (на разработку, производство и рекламу), чтобы представить на рынок товары своей собственной марки, которые сократят доли реализации на рынке и прибыльность «Блендамед» и «Колгейт».

Автомобильный рынок также характеризуется дифференциацией продукта. Однако гигантские входные барьеры в виде необходимости налаживать крупное производство делает вступление новых фирм на данный рынок затруднительным.

Помимо рынка зубной пасты, можно привести множество примеров монополистической конкуренции. Рынки мыла, шампуней, дезодорантов, кремов для бритья, витаминов, лекарств и многих других товаров, выставленных на продажу в аптеках, являются рынками монополистической конкуренции. Рынки лыж, теннисных ракеток, велосипедов и других спортивных товаров тоже монополистически конкурентны. Аналогичным образом обстоит дело на предприятиях розничной торговли. Потому что товары, продаваемые в различных магазинах розничной торговли, конкурируют между собой за счёт разницы в услугах в соответствии с местонахождением, доступностью товаров, опытом продавцов, условиями кредита и тому подобными вещами.

Так как проникнуть на рынок монополистической конкуренции относительно просто, то, как только в каком-нибудь его сегменте начинают расти цены из-за превышения спроса над предложением (и рентабельность инвестирования в этот рыночный сегмент начинает превышать рентабельность вложения в другие рынки), на этот рынок сразу начинают перетекать финансы из других рыночных сегментов. Это значит, что в нём начинают активно строиться новые производственные мощности и появляться новые продавцы. Первые, кто пришёл на этот рынок, заработают максимум возможного, а в дальнейшем по мере насыщения данного рынка товаром и удовлетворения первоначально дефицитного спроса цена на товар (а также рентабельность инвестиций) начинает падать. И интерес новых игроков к этому рынку ослабевает. Вот так действует механизм, позволяющий в конкурентных рыночных условиях избегать товарного дефицита и одновременно товарного перепроизводства.

Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Олигополия (от греч. oligos - малочисленный, и poleo - продаю) – модель рыночной структуры, в рамках которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт основной массы продукции в какой-либо отрасли экономики.

Олигополия – это ситуация на рынке, при которой небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке.

СВОЙСТВА ОЛИГОПОЛИИ

· Немногочисленность нескольких крупных производителей (от 2-х до 10-ти), и как следствие, доля рынка у каждой фирмы велика.

· Высокие барьеры входа в отрасль.

· Возможен сговор фирм.

· Несовершенная (неполная) информация о возможностях на рынке.

· Фирмы осуществляют частичный контроль над рыночными ценами.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» в США и «Эйрбас» в Евросоюзе, компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple» в США, производителей автомобилей, таких как в ФРГ: «Мерседес», «Опель», «Ауди» и «Фольксваген»; во Франции: «Пежо», «Рено» и «Ситроен»; в Японии: «Тойота», «Нисан», «Мицубиси», «Субару», «Судзуки» и «Мазда».

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объёму производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учёта и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое в условиях рынка олигополии должны учитывать фирмы при определении оптимальных цены и объёма производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.

Ещё отличительными особенностями рынка олигополии являются следующие моменты:

1) Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию, потому что её доля на рынке достаточно велика, а конкурентов мало.

2) Небольшое количество товаров-заменителей продукции фирм-олигополистов.

Олигополистические ценовые войны. Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы – это противоборствующие стороны, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объём выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли. Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста и синдиката.

ФОРМЫПРОЯВЛЕНИЯ ОЛИГОПОЛИИ

Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объёмов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой компанией. В США картели запрещены законом. Тем не менее, фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что даёт возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.

Наиболее известный международный картель - это картель Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. В 1973 г. он впервые использовал свою силу, чтобы наложить эмбарго на поставки нефти.

Синдикат – вид монополистического объединения компаний и фирм, создаваемый с целью устранения конкуренции между компаниями в сфере сбыта продукции. Синдикаты отличаются от картелей тем, что объединяют сбыт продукции, однако при этом сохраняют производственную самостоятельность. Принцип функционирования синдикатов основывается на соглашении по квотированию производства, установлению цен, качества, ассортимента товаров. Полученная прибыль распределяется между участниками С. пропорционально доли каждого.

Трест – наивысшая стадия объединения изначально независимых предприятий, одна из основных форм монополии: объединение предприятий с потерей ими не только сбытовой, но и производственной, и даже юридической самостоятельности и с подчинением их единому управлению. В тресте общая прибыль распределяется в соответствии с долевым участием ранее независимых предприятий. Трест есть предшественник таких форм объединений, как холдинговая компания и концерн. В современный период тресты встречаются редко. В большинстве стран мира тресты запрещены. Там существует (в США – с конца XIX, в Европе – с начала XX века) «антитрестовское законодательство», препятствующее образованию монополий и способствующее поддержанию конкуренции. В СССР в 1921—1930 гг. так назывались хозрасчетные объединения предприятий одной отрасли. В РФ в строительстве — организационно-производственная единица, например строительно-монтажный трест.

И наконец, рынок монополии.

Монополия – рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги.

Понятие чистой монополии, так же как и совершенной конкуренции, обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объём выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. За действиями монополий всегда пристально следит государство и контролирует процесс ценообразования на монопольных рынках.

Характеризуется монополия следующими чертами:

· Один производитель на рынке или создание уникальной продукции.

· Рыночная власть позволяет устанавливать монопольно высокие цены.

· Очень высокие барьеры входа в отрасль.

· Фирма существенно контролирует рыночные цены.

 

КАК ПРАВИЛО:

Пока ёмкость какого-либо конкретного рынка невелика, и он не представляет серьёзного интереса для гигантов отрасли, крупных игроков данного рыночного сегмента, на нём могут присутствовать и успешно развиваться относительно мелкие частные производители и торгово-производственные сети небольших размеров. И такой рынок ближе к типу монополистической конкуренции. Но по мере развития гигантских мега-сетей, их аппетиты возрастают и они, захватив и поделив между собой крупнейшие рынки, начинают обращать внимание на новые, менее крупные и менее привлекательные для себя рынки. Образно говоря, подняв с пола все купюры по 5000 руб., можно приниматься за более мелкие – поднимать «однатысячные».

Зачастую гиганты выдавливают, вытесняют «малышей», и те, не выдержав конкуренции, уходят с рынка. Тогда такой рынок приобретает черты олигополии или даже монополии.

Однако, нередки случаи успешного сосуществования малого бизнеса с крупным. Во-первых, если опять же первые возьмут узкий сегмент, малопривлекательный для больших компаний. Либо когда крупные компании используют фирмы малого размера в качестве подрядчиков и отдают им на аутсорсинг какие-либо функции или проекты.

Следует выделить ситуацию, так называемых, естественных монополий. Строго говоря, это действительно чистая монополия, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а причинами, связанными с эффективностью, когда деятельность одной фирмы, совершенно очевидно, эффективнее, чем наличие множества конкурирующих организаций. Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом и теплом, железнодорожные перевозки.

Естественная монополия — Ситуация, при которой фирма, производящая товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Её товары имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (прим.: система электроснабжения города ). И именно в силу этого естественная монополия – объект пристального контроля государства.

В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ОДНОЙ ФИРМОЙ ПРИ ЛЮБОМ ВЫПУСКЕ ВЫГОДНЕЙ, А ЗНАЧИТ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ПРОИЗВОДСТВО ДВУМЯ ИЛИ БОЛЕЕ ФИРМАМИ.

Иными словами, оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, на котором она действует, что для других фирм на этом рынке не остается места и она может удовлетворить спрос на данный продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм. Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара. (Но, конечно, научно-технический прогресс в некоторых условиях может и разрушить естественную монополию.)

 

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ИМЕЕТ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ, КОГДА МОНОПОЛИСТИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОПРАВДАНА, Т.Е. ЕСЛИ ПО-ДРУГОМУ, ТО БУДЕТ ДОРОЖЕ.

 

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: