БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.




 

Бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регламентируемая нормами права совокупность федерального, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.

 

Уровни бюджетной системы:

1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды

2. региональный бюджет и региональные внебюджеты

3. местные бюджеты

 

Принципы организации бюджетных систем:

  1. Принцип единства, означает единство правовой базы, используемой денежной системы форм бюджетной документации общих принципов организации бюджетного процесса, а также общий порядок организации финансирования расходов бюджетов всех уровней
  2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за конкретными органами государственной власти регионального и местного самоуправления
  3. Принцип самостоятельности:
    а) право законодательных органов государственной власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
    б) означает наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня, а также законодательное закрепление регулирующих доходов бюджета
    в) право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством выбирать направления расходования бюджетных средств и источники финансирования дефицита бюджета
  4. Принцип полноты учета доходов и расходов бюджета- означает, что все доходы и расходы должны быть отражены в бюджете соответствующего уровня в полном объеме
  5. Принцип сбалансированности бюджета- означает что объем поступивших доходов должен соответствовать величине расходов соответствующего бюджета
  6. Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств- означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы по исполнению бюджета, а также получатели бюджетных средств должны ориентироваться на получение результата при наименьшем использовании финансовых ресурсов
  7. Принцип общего покрытия расходов- означает, что все расходы бюджета должны быть покрыты либо за счет доходов бюджета, либо за счет дополнительных источников финансирования
  8. Принцип гласности- означает, что каждый принятый бюджет любого уровня должен быть опубликован в СМИ
  9. Принцип достоверности- означает надежность показателей социально экономического развития государства и территории, а также реалистичность принятых в бюджете каждого уровня доходов и расходов
  10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

Бюджет- это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, а также органов местного самоуправления.

 

Функции бюджета:

  1. Распределительная- связана с формированием и распределением валового внутреннего дохода и национального дохода между территориями, отраслями и отдельными группами населения
  2. Регулирующая- означает формирование эффективной бюджетной политики на основе налоговых механизмов и механизмов эффективного и целенаправленного расходования бюджетных средств
  3. Контрольная- связана с образованием и эффективным использованием централизованных фондов
  4. Функция финансового обеспечения финансовой политики государства, реализуется через организацию бюджетного процесса для бюджета каждого уровня.

 

Бюджетный процесс- это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти по поводу составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов в соответствии с принципами бюджетной политики государства.

Этапы бюджетного процесса:

1) с середины августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета на следующий год

2) в течение двух месяцев министерство экономики и социального развития разрабатывает прогноз экономического развития страны на следующий год

3) в середине октября министерство финансов разрабатывает и представляет на утверждение правительству проект бюджета

4) проект бюджета вносится в правительство на рассмотрении проекта бюджета депутатом государственной думы одновременно предоставляются на изучение различных документов.

5) Проект бюджета документами направляется в комитеты по бюджетам, налогам, финансовым банкам на заключение

6) Принятый государственной думой федеральный бюджет оформляется федеральным законом о бюджете на текущий год и два последующих плановых года в течение 5 дней направляется в совет федерации на рассмотрение, затем в течение 14 дней бюджет подписывается президентов страны и в течение 7 дней должен быть обнародован

7) С 1 января по 31 декабря текущего года происходит исполнение бюджета

8) В конце марта правительство РФ и министерством финансов готовится отчет об исполнении бюджетом текущего года, данный отчет направляется в госдуму.

 

Органы, обладающие бюджетными полномочиями:

1) органы представительной власти: правительство, госдума, совет федерации. Они рассматривают, утверждают и осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета.

2) Органы исполнительной власти: министерство финансов, экономики и социального развития. Они составляют и исполняют бюджет, составляют отчет об исполнении бюджета

3) Центральный банк России, разрабатывает основные направления денежно – кредитной политики, занимается обслуживанием бюджетных счетов и выполняют функции генерального агента по государственным ценным бумагам

4) Органы государственного бюджетного контроля: счетная палата РФ, контрольно- ревизионное управление. Осуществляют контроль за исполнением бюджета и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы целевых программ и проектов бюджета

5) Главный распорядитель бюджетных средств, занимается распределением бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств

6) Распорядители бюджетных средств, занимаются распределением средств бюджета по подведомственным получателям, составляют бюджетную роспись.

 

Бюджетная классификация- это группировка доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источника покрытия дефицита этих бюджетов.

 

Функции бюджетной классификации:

1) необходима для составления, утверждения и исполнения бюджетов любых уравнений

2) используется для контроля движения бюджетных средств

3) формирование консолидированного бюджета

 

Расходы бюджета- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства, а также органов местного самоуправления.

Классификация расходов бюджета:

  1. Функциональная- группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направления на расходования бюджетных средств по выполняемым функциям государства
  2. Ведомственная- группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям, распорядителям и получателям
  3. Экономическая- группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций с помощью которых государство осуществляет свои функции как внутри страны так и в взаимоотношениях с другими странами. Включает:
    а) текущие расходы- это часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающая текущее финансирование деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений
    б) капитальные расходы- это часть расходов бюджета, обеспечивающие инновационное и инвестиционное развитие органов государственной власти и бюджетных учреждений
    в) выдача кредитов

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие как на безвоздместной основе так и возмещаемой в соответствии с законодательством РФ в распоряжении бюджетов всех уровней.

 

Классификация доходов:

  1. собственные или закрепленные- это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом
  2. регулирующие доходы- это федеральные и региональные налоги по которым установлены нормативы отчислений в установленных процентах бюджета субъектов РФ или местные бюджеты на соответствующий финансовый год на долговременной основе
  3. Прямая финансовая поддержка- осуществляется в форме финансовой помощи из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет. Осуществляется в виде:
    а) субвенция- это финансирование целевых расходов конкретного бюджета в установленные сроки на безвоздместной и безвозвратной основе
    б) субсидия- бюджетные средства, предоставляемые бюджетом нижестоящего уровня, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов
    в) дотации- это финансовые ресурсы, выделяемые без целевого направления для финансирования текущих расходов нижестоящего бюджета

 

Виды финансирования дефицитов бюджета:

1. Внутренние источники финансирования
а) финансирование дефицитов бюджета за счет кредита центрального банка, а также изменения кассовых остатков средств бюджета
б) эмиссия или выпуск государственных ценных бумаг
в) бюджетные ссуды, полученные из бюджетов вышестоящего уровня
г) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
д) запасы драгоценных металлов и резервной валюты
е) прочие источники

2. Внешние источники финансирования
а) кредиты международных организаций
б) международные кредиты правительства иностранных государств
в) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм
г) изменения остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков, выраженных в иностранной валюте

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: