Единых методических приемов на этот счет не существует, так как все зависит от темы и собранного материала.
Достаточно много времени уходит в том случае, если студент излагает материал в строгом соответствии со структурой работы. Пока не напишется очередной раздел, подраздел или пункт, он не может приступить к следующему. На практике часто бывает так, что первая глава пишется с трудом, приходится использовать разные варианты. В это время остальной материал лежит без движения. В данном случае можно на время отложить написание этой главы и начать обрабатывать материал другой. Студенту необходимо самому определить, в какой последовательности ему удобнее работать над текстом курсовой.
Техника написания курсовой работы представляет собой сложный и регламентированный процесс. Студент должен еще раз просмотреть общий план, т.е. структуру работы и вникнуть в смысл каждого раздела или подраздела. После этого следует перечитать собранный и законспектированный материал. Это необходимо сделать для того, чтобы сложилось целостное представление об изучаемом вопросе.
Текстовая часть работы будет легче излагаться, если студент воспользуется системой ориентиров. В каждом подразделе или пункте необходимо наметить позиции или аспекты, которые должны их детализировать. В данном случае это своеобразная схема изложения текста, обеспечивающая последовательность изложения материала. План-схема может быть расширена за счеттезисов, раскрывающих основные положения каждого пункта. Чем больше будет составлено таких тезисов, тем зримее вырисовываются смысловые контуры и целые блоки текста.
Черновой вариант впоследствии дополняется и исправляется. Его целесообразнее переписывать, а по ходу записей одновременно вносить уточнения, заполнять пробелы. С первой попытки, как правило, никому не удается сразу подготовить окончательный вариант текста. Черновой вариант раздела и подраздела приходится переписывать по несколько раз, доводя смысловые части текста до совершенства.
|
Основной частью курсовой работы является сам текст, который должен быть точным, ясным, кратким, логичным, содержать полноту, объективность, конкретность и достоверность информации. Смысловая точность обеспечивает научную и практическую ценность заключенной в тексте информации. Поэтому необходимо правильно выбирать слова и выражения, чтобы не искажать смысл написанного и исключить двоякое толкование фразы.
Одним из качеств научного изложения материала является ясность, т.е. умение писать доступно и доходчиво, чтобы текст читался и воспринимался без затруднений. Во многих случаях студенты стремятся придать тексту наукообразие и вместо простых понятий и выражений дают усложненные названия. Причиной неясности может стать неправильный порядок слов в предложении.
Обязательным условием качества изложения материала является краткость, позволяющая избежать ненужных повторов, излишней детализации, многословия. Каждое слово и предложение должно нести точную смысловую нагрузку. Поэтому важнейшим требованием при написании текста является самостоятельность суждений и изложения материала. Не допускается сплошного заимствования текста из разных документальных источнике. Текст должен быть написан своими словами и предложениями, глубоко продуманными и осознанными.
|
Обратим внимание студентов на некоторые рекомендации, которые помогут ему при изложении текста работы.
Прежде всего, необходимо соблюдать логику изложения материала, которая обеспечивается четким делением его на отдельные, логически соподчиненные части. Простейшим композиционным приемом для объединения нескольких предложений является абзац.
Абзацы применяются с той целью, чтобы мысли, заложенные в тексте выступали более зримо, а их изложение носило завершенный характер. Поэтому студент должен постоянно помнить об абзаце и правильно разбивать текст для его чтения и осмысления. В каждом абзаце следует выдерживать последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и может составлять от 3 до 5 предложений.
Курсовая работа должна быть написана литературным языком, а язык и стиль изложения должен соответствовать традициям, принятым в научной письменной речи. Ее особенность состоит в том, что не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа («я считаю», «я наблюдала»). Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно и его заменять таким оборотом как «на наш взгляд», «по мнению автора работы», «по нашему мнению». Эти же мысли лучше выражать в безличной форме, например: «изучение опыта работы свидетельствует о том, что...», «на основе анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...».
|
При описании фактов, явлений и процессов в тексте курсовых работ следует использовать безличные и неопределенно-личные предложения.
Стилевой чертой научной речи является объективность изложении, поэтому в тексте часто присутствуют вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («вероятно», «возможно»).
Одним из условий объективности изложения материала является указание на то, кем была высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения. В этом случае в тексте можно использовать такие обороты и словосочетания, как «по мнению...», «по данным...», «по сведению...», «по сообщению...».
Для выражения логических связей в тексте филологи и лингвисты рекомендуют использовать специальные функционально-синтаксические средства связи, например:
а) последовательность развития мысли достигается употреблением таких фраз, как: прежде всего, вначале, затем, далее, во-первых, во-вторых, итак, значит, наконец и др.;
б) сопоставление и противоречивые отношения могут быть обозначены словами типа: однако, в то время как, между тем, тем не менее, наоборот, аналогично;
в) причинно - следственные отношения обеспечиваются использованием слов: следовательно, тем самым, поэтому, благодаря этому, в соответствии с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;
г) при переходе от одной мысли к другой можно употреблять фразы: прежде, чем перейти к рассмотрению, рассмотрим, остановимся на, необходимо рассмотреть, необходимо остановиться и др.
д) при использовании ссылок на предыдущую и последующую информацию возможно использование фраз: как было сказано (отмечено, показано), как отмечалось (указывалось), как видно, рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, описанный, названный и др.
е) для подведения итогов целесообразно употреблять фразы типа: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итоги сказанному, следует сказать и т.д.
Используя рекомендуемые приемы написания текста и применяя их на практике, студент сможет овладеть культурой письменной научной речи. В дальнейшем она позволит ему без особого труда писать доклады, рефераты, тезисы докладов, курсовые работы, а главное - подготовить выпускную квалификационную работу.
Перед тем, как представить окончательный вариант курсовой работы, его нужно отредактировать. Редактирование - это творческий процесс обработки рукописи, включающий в себя анализ текста, уточнение и проверку представленных в нем сведений и исправление ошибок. При редактировании стиль изложения материала проверяется на соответствие его требованиям, предъявляемым к написанию научных работ.
Научный стиль предназначен для передачи точной и объективной информации, не предполагает эмоциональности и отличается ясностью, логичностью и доказательностью изложения. Научный текст насыщен специальной терминологией. Для него характерно употребление единственного числа вместо множественного, существительных вместо глаголов и употребление в основном сложных предложений.
Как правило, процесс редактирования включает в себя три этапа. На первом этапе проводится общее ознакомление со всей работой. Студент прочитывает текст курсовой и осмысливает его с точки зрения структуры и содержания работы, ее соответствия сформулированной цели и задачам.
При чтении делаются пометки на полях. Если текст нуждается в значительном редактировании, замечания лучше записывать на отдельном листе бумаги с указанием конкретных страниц, в которые позднее вносятся изменения, исправления и добавления, В процессе чтения проверяется последовательность изложения текста, соразмерность частей, разделение на абзацы. В случае необходимости текст перепечатывается, устраняются фразы и целые предложения, затрудняющие его восприятие. Исправляются грамматические, орфографические, стилистические и смысловые ошибки.
На следующем этапе проверяются фактические данные (написание имен, фамилий, дат, цифр, статистических показателей) и достоверность включенных сведений. Для этого необходимо весь фактический материал сверить с имеющимися справочными пособиями и теми записями, которые первоначально были сделаны при изучении первоисточников. Выявленные неточности в формулировках цитат, высказываний или фактических сведениях исправляются.
После проверки руководителем рукописи курсовой работы студент обязан устранить сделанные им замечания по содержанию и оформлению работы.
Последний этап связан с повторным чтением и исправлением ошибок, допущенных при окончательной перепечатке текста, приложений и списка использованных источников.
Окончательно отредактированная и оформленная работа сдается на кафедру для рецензирования.