Особенности формирования личности в неполной семье




Работа с детьми из неблагополучной среды

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Пожалуй, трудно выделить иной социальный институт, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия личность.

Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение е педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Полученные в таких семьях серьезные психологические травмы далеко не лучшим образом сказываются на дальнейшей судьбе детей.

Под неблагополучной средой мы, прежде всего, понимаем неблагополучный психологический климат в семье, а также другие проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касающиеся социальной, правовой, материальной, педагогической и других сторон жизни.

Неблагополучная семья, это семья в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Более подробно мы рассмотри работу с детьми из неполных семей.

 

Неполная семья

Особенности формирования личности в неполной семье

Главный вопрос –Каковы последствия воспитательного влияния неполной семьи на формирования личности ребенка? Ответ на этот вопрос не прост, единственное в чем можно не сомневаться, это то, что такое воспитание таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждому одинокому родителю и его ребенку.

В условиях российской семьи неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской.

Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных,низкая школьная успеваемость;

- менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек, психосексуальное развитие отличается противоречивостью;

-гиперопека со стороны матери: психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.

-эмоциональная отстраненность матери (от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов).

 

- затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола;

- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

-Двойственное отношение к ребёнку, проявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражениях, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии у ребёнка невроза. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца». Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

Все функции в семье пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания страдают, прежде всего, мальчики. Одной из форм может выступать чрезмерная опека сына матерью.Бывает и так, что мать решает слепить из сына «идеального» мужчину. Нередко любовный деспотизм матери (мой, только мой) приводит к деспотической власти сына над матерью. Подобный стиль отношений он по привычке будет переносить и на других людей.

Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения , а также нарушения психического здоровья.

Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки. Исследования подтверждают, что длительное пребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывает в развитии и поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентации; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности, разности, обойденности, тяжелых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.

Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудноуправляемостью и трудноуспеваемостью подростков.

Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультативной и других видах психологической помощи. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т.е. у них наблюдается невротические изменения личности.

Различные варианты развития отношений «мать – ребенок» также требует психологической коррекции.

Выделим следующиеАктуальные проблемы у подростков из неполных семей:

- большая эмоциональная нестабильность,

- личностная незрелость,

- меньшая сила Я,

- повышенная эмоциональная чувствительность,

- пассивность, робость, пугливость, нерешительность.

Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Возможный выход – организация психолого – педагогического просвещения родителей.Главное, чтобы программы такого просвещения разрабатывались соответственно разным ступеням возрастного развития. Это могут быть групповые просветительские встречи,в рамках специальных социальных центров. Вести такие группы должен специалист по психологии развития, имеющий навыки ведения групп и консультирования.

Также необходимо наладить каналы обратной связи, с тем, чтобы иметь возможность определить действенность психолого-педагогического просвещения и своевременно откликаться на новые запросы родителей.

Психологическая помощь и поддержка таким семьям оказывается в условиях специальных семейных служб.

Воздействуя и помогая, матери справиться с трудной жизненной ситуацией мы помогаем ребенку, хоть и второстепенно. Мы считаем, что в случае с психологической помощью неполной семье, работу следует проводить и с родителем и с ребенком, в рамках семейного либо индивидуального консультирования.

Цель – восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.

Выделим этапы работы с неполной семьей:

1. Диагностический этап;

2. Обсуждение возникшей семейной проблемы;

3. Индивидуальная и совместная консультационная работа с родителями и детьми;

Диагностический этапвключает в себя беседы с родителем и ребенком по отдельности. В ходе данного обследования выясняется личное мнение каждого из них о ситуации в семье. Нам необходимо выяснить и составить объективную картину отношений в данной семье и создать условия для терапевтических отношений. Такая диагностикапозволяет создать хорошие условия для индивидуальной помощи. Выясняя причины затруднений в таких семьях, мы определяем направления и формы работы. Нужным моментом этапа беседы является поддержка матери, важно успокоить ее, дать веру в возможность укрепления психики ребенка и устранения личностных деформаций.

Второй этап представляет собой семейное обсуждение возникшей ситуации. На этом этапе психолог высказывает своем мнение и причинах подобных отклонений у ребенка. В результате изменяются взгляды матери на особенности психического и личностного развития ребенка, а также на стороны своих воспитательных воздействий на него.

Третий этап.Индивидуальное и совместное консультирование родителя и ребенка проводятся в связи с выявленными на предыдущих этапах работы проблемах.

Возможно проведение групповых занятий с элементами совместных проигрываний семейных ситуаций. В игровой форме может быть создана оптимальная модель семейных отношений как один из возможных вариантов решения семейных проблем.

Также в рамках групповых занятий затрагивается обсуждение межличностных проблем и путей их разрешения.

В заключение отметим, что в работе с неполной семьей психолог обязательно должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможны свои специфические проблемы.

Отдельно отметим информационно – просветительскую работу психологов с воспитателями и учителями в учреждениях, где обучаются дети, в том числе из неполных семей. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно реагирующими на помощь из вне.

Важно отметить, что психолог раскрывает лишь зоны альтернативных решений проблемы, а право выбора сохраняется за родителем. Мы можем лишь поделиться некоторыми зарисовками, рекомендациями в рамках просветительской работы, например пояснить родителю особенности его ребенка, и указать на основные принципы воспитания, что важно:

  • Понять, чего вы хотите от ребёнка и объяснить это ему. Узнать, что он об этом думает.
  • Предоставить ребёнку самостоятельность.
  • Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.
  • Не подменять воспитание опекой.
  • Не подсказывать готовое решение - подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.
  • Непременно хвалить ребёнка за успех.
  • Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.
  • Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.
  • Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.
  • С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.

 

...





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.