Работа с детьми из неблагополучной среды
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Пожалуй, трудно выделить иной социальный институт, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия личность.
Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение е педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из -за неблагополучного психологического климата в семье. Полученные в таких семьях серьезные психологические травмы далеко не лучшим образом сказываются на дальнейшей судьбе детей.
Под неблагополучной средой мы, прежде всего, понимаем неблагополучный психологический климат в семье, а также другие проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касающиеся социальной, правовой, материальной, педагогической и других сторон жизни.
Неблагополучная семья, это семья в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Более подробно мы рассмотри работу с детьми из неполных семей.
Неполная семья
Особенности формирования личности в неполной семье
Главный вопрос – Каковы последствия воспитательного влияния неполной семьи на формирования личности ребенка? Ответ на этот вопрос не прост, единственное в чем можно не сомневаться, это то, что такое воспитание таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждому одинокому родителю и его ребенку.
В условиях российской семьи неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской.
Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных,низкая школьная успеваемость;
- менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек, психосексуальное развитие отличается противоречивостью;
- гиперопека со стороны матери: п сихологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.
-эмоциональная отстраненность матери (от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов).
- затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола;
- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
- Двойственное отношение к ребёнку, п роявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражениях, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии у ребёнка невроза. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.
Все функции в семье пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания страдают, прежде всего, мальчики. Одной из форм может выступать чрезмерная опека сына матерью. Бывает и так, что мать решает слепить из сына «идеального» мужчину. Нередко любовный деспотизм матери (мой, только мой) приводит к деспотической власти сына над матерью. Подобный стиль отношений он по привычке будет переносить и на других людей.
Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья.
Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки. Исследования подтверждают, что длительное пребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывает в развитии и поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентации; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности, разности, обойденности, тяжелых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.
Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.
Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудноуправляемостью и трудноуспеваемостью подростков.
Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультативной и других видах психологической помощи. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т.е. у них наблюдается невротические изменения личности.
Различные варианты развития отношений «мать – ребенок» также требует психологической коррекции.
Выделим следующие Актуальные проблемы у подростков из неполных семей:
- большая эмоциональная нестабильность,
- личностная незрелость,
- меньшая сила Я,
- повышенная эмоциональная чувствительность,
- пассивность, робость, пугливость, нерешительность.
Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Возможный выход – организация психолого – педагогического просвещения родителей. Главное, чтобы программы такого просвещения разрабатывались соответственно разным ступеням возрастного развития. Это могут быть групповые просветительские встречи, в рамках специальных социальных центров. Вести такие группы должен специалист по психологии развития, имеющий навыки ведения групп и консультирования.
Также необходимо наладить каналы обратной связи, с тем, чтобы иметь возможность определить действенность психолого-педагогического просвещения и своевременно откликаться на новые запросы родителей.
Психологическая помощь и поддержка таким семьям оказывается в условиях специальных семейных служб.
Воздействуя и помогая, матери справиться с трудной жизненной ситуацией мы помогаем ребенку, хоть и второстепенно. Мы считаем, что в случае с психологической помощью неполной семье, работу следует проводить и с родителем и с ребенком, в рамках семейного либо индивидуального консультирования.
Цель – восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.
Выделим этапы работы с неполной семьей:
1. Диагностический этап;
2. Обсуждение возникшей семейной проблемы;
3. Индивидуальная и совместная консультационная работа с родителями и детьми;
Диагностический этап включает в себя беседы с родителем и ребенком по отдельности. В ходе данного обследования выясняется личное мнение каждого из них о ситуации в семье. Нам необходимо выяснить и составить объективную картину отношений в данной семье и создать условия для терапевтических отношений. Такая диагностика позволяет создать хорошие условия для индивидуальной помощи. Выясняя причины затруднений в таких семьях, мы определяем направления и формы работы. Нужным моментом этапа беседы является поддержка матери, важно успокоить ее, дать веру в возможность укрепления психики ребенка и устранения личностных деформаций.
Второй этап представляет собой семейное обсуждение возникшей ситуации. На этом этапе психолог высказывает своем мнение и причинах подобных отклонений у ребенка. В результате изменяются взгляды матери на особенности психического и личностного развития ребенка, а также на стороны своих воспитательных воздействий на него.
Третий этап. Индивидуальное и совместное консультирование родителя и ребенка проводятся в связи с выявленными на предыдущих этапах работы проблемах.
Возможно проведение групповых занятий с элементами совместных проигрываний семейных ситуаций. В игровой форме может быть создана оптимальная модель семейных отношений как один из возможных вариантов решения семейных проблем.
Также в рамках групповых занятий затрагивается обсуждение межличностных проблем и путей их разрешения.
В заключение отметим, что в работе с неполной семьей психолог обязательно должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможны свои специфические проблемы.
Отдельно отметим информационно – просветительскую работу психологов с воспитателями и учителями в учреждениях, где обучаются дети, в том числе из неполных семей. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно реагирующими на помощь из вне.
Важно отметить, что психолог раскрывает лишь зоны альтернативных решений проблемы, а право выбора сохраняется за родителем. Мы можем лишь поделиться некоторыми зарисовками, рекомендациями в рамках просветительской работы, например пояснить родителю особенности его ребенка, и указать на основные принципы воспитания, что важно:
- Понять, чего вы хотите от ребёнка и объяснить это ему. Узнать, что он об этом думает.
- Предоставить ребёнку самостоятельность.
- Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.
- Не подменять воспитание опекой.
- Не подсказывать готовое решение - подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.
- Непременно хвалить ребёнка за успех.
- Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.
- Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.
- Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.
- С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.