• У потребителя уже имеется товар — аналог, приобретенный у конкурирующей фирмы, или у той же фирмы, которую представляет данный торговый агент (возможно, товар из предшествующей, несколько устаревшей серии, но еще вполне пригодный к использованию).
• Покупатель считает предлагаемый товар слишком дорогим для себя в принципе или в данной финансовой ситуации.
• Потребитель (покупатель, клиент) полагает на основании сопоставления характеристик товара с соответствующими параметрами аналогичных изделий конкурентов, что товар не слишком высокого качества.
• Покупатель ранее не был знаком с пришедшим торговым агентом, и тот произвел на него неблагоприятное впечатление либо внешним обликом, либо чертами коммуникатора (излишняя назойливость, упрямство вместо целеустремленности, неумение уступить в дискуссии, недостаточная адаптивность к конкретной ситуации).
• Покупатель оценил доводы торгового агента в пользу совершения покупки как слабые, он привел свои контраргументы, и торговый работник не нашел встречных аргументов. Здесь он проявил себя как не вполне компетентный профессионал: не смог предложить дополнительный или альтернативный товар, не вызвал желания сотрудничать с фирмой из-за неумения продемонстрировать достоинства и преимущества товаров данной фирмы.
Разумеется, возможны и другие, более индивидуальные причины отказа от покупки предлагаемого товара, однако перечисленные причины являются наиболее типичными, часто встречающимися.
Коммуникативные особенности личных продаж сводятся к следующему:
• имеют непосредственный, личностный характер отношений «продавец — покупатель»;
• наличие двусторонней связи, диалоговый режим общения позволяет гибко реагировать на запросы потребителя, оперативно вносить коррективы в характер и содержание коммуникаций;
|
• процесс личной продажи предполагает определенную и немедленную реакцию со стороны покупателя;
• личная продажа — единственная форма маркетинговых коммуникаций, непосредственно заканчивающаяся покупкой товара;
• личная продажа — наиболее дорогостоящий (в расчете на один контакт) тип коммуникации;
• относительно малочисленная аудитория, охватываемая в течение одного личного контакта (недостаток).
Директ-мейл маркетинг (от англ. direct mail marketing) называют ещё прямой почтовой рекламой, так как отправитель чаще всего обращается к адресату с письменным посланием, отправлением по почте. Он включает в себя рассылку по почте проспектов, буклетов, менее форматных печатных средств и обращений, в том числе факсимильной, электронной (e-mail) и голосовой почте.
Каталог-маркетинг (от англ. catalogue marketing) — метод прямого маркетинга с использованием каталогов товаров, рассылаемых покупателям по почте либо имеющихся в магазинах.
Телефон-маркетинг (от англ. telemarketing) — предполагает установление контакта между коммуникатором и адресатом посредством телефона. Данная форма прямого маркетинга эффективна для налаживания первичного контакта как предварительная стадия для применения приемов личных продаж.
Телемаркетинг прямого отклика (от англ. direct-response television marketing) иногда называют еще «магазином на диване». По одному из каналов ТВ демонстрируются достаточно длительные (до 30 мин.) программы, посвященные конкретным товарам. Покупатель заявляет о своем намерении приобрести представляемый товар, позвонив по указанным в ходе трансляции телефонам.
|
Интерактивный маркетинг (от англ. interactive marketing) — электронная торговля (осуществление торговых операций с использованием инфокоммуникационных технологий), связывающая потребителя с компьютеризированным банком данных продавца.
Интерактивный маркетинг — новое направление работы с конечными потребителями. Это использование инновационных инструментов и подходов. Интерактивный маркетинг базируется на современных технологиях мобильного маркетинга. Использует огромные возможности интернет-ресурсов, sms-игр, sms-чатов, конкурсов и связанных с ними других сервисов.
Продвижение прямым потребителям
Продвижение прямым потребителям (от. англ. consumer Promotion) — комплекс мероприятий, направленных на стимулирование приобретения товаров или услуг среди потенциальных потребителей.
Это один из важнейших методов непрямой рекламы. В условиях рынка он часто применяется компаниями, работающими в сфере, где прямая реклама ограничена или практически невозможна.
Метод «продвижение прямым потребителям» обладает следующими особенностями:
• краткосрочностью (как правило, реализуются побудительные меры, стимулирующие к совершению покупки в период проведения программы);
• широкое применение промоакций.
Главная задача этого метода — продвижение товаров или услуг путем стимулирования покупателей. Основа consumer promotion — четкая направленность на конечного потребителя товаров или услуг.
|
Основными целями метода являются:
• повышение узнаваемости бренда;
• увеличение продаж, увеличение доли рынка;
• переключение потребителей с конкурирующих марок на продвигаемую торговую марку;
• презентация нового продукта (услуги);
• открытие магазина, торгового центра, автосалона и т.д.
Consumer promotion — это промоакций для потребителей; следовательно, этот вид BTL-услуг включает в себя разнообразные методы воздействия на покупателей, к которым относятся:
• распространение бесплатных образцов продукции или рекламных материалов;
• консультации, демонстрации и дегустации;
• конкурсы, розыгрыши, игры и лотереи для потребителей;
• обмен товара конкурента на рекламируемый товар;
• льготные покупки и скидки;
• бонусные и дисконтные программы;
• другие разнообразные программы лояльности покупателей. Промоакции делятся на следующие виды.
Семплинг — раздача пробных образцов товара, чтобы познакомить с ним покупателя и предоставить возможность испробовать товар. Цель этих мероприятий очевидна — познакомить потенциальных покупателей с продуктом, брендом или новинкой. Основная задача — заинтересовать потребителя продуктом, но не менее важен и контекст этой демонстрации.
Дегустация — это оценка вкусовых качеств пищевого продукта органами зрения, обоняния, вкуса. В ходе дегустации потенциальному покупателю дается возможность попробовать продукт, ознакомиться с его свойствами. Дегустации — это самый короткий и эффективный путь познакомить потребителя с новым продуктом, вызвать у него желание покупать.
Лотереи, конкурсы, розыгрыши призов — эффективный способ привлечь внимание покупателей и увеличить популярность марки и объем продаж. Получение главного приза, победа — отличный стимул для совершения повторной покупки. Для производителя проведение конкурсов и розыгрышей — отличный информационный повод. Конкурсы можно разделить на два вида — стимулирующие (за определенное количество покупок покупатель получает подарок) и творческие (необходимо создать лучшую творческую работу по условиям акции, чтобы получить приз).
Розыгрыши и лотереи проводятся, когда производителю необходимо создать информационный повод и обеспечить публичность. Для участия потребителям необходимо купить товар или услугу, заполнить купон и прийти на сам розыгрыш. Купоны участников позволяют создать большую клиентскую базу для последующей работы с целевой аудиторией.
Switch-selling — обмен продукции конкурента на рекламируемый товар — способ стимулирования сбыта, который жестко действует против марки конкурентов.
Консультирование покупателей — услуга, которая позволяет максимально эффективно представлять свои продукты в торговых точках и сетевых магазинах. Данный вид BTL-услуг направлен на формирование лояльности к продукту, увеличение объемов сбыта товара и повышение узнаваемости торговой марки.
Подарок за покупку — наиболее популярный и эффективный способ стимулирования сбыта. У покупателя появляется дополнительный стимул к покупке. Эти акции интересны еще и тем, что у потребителя появляется предмет, постоянно напоминающий ему о товаре. Следует тщательно подходить к выбору подарков: они Должны быть функциональны, оригинальны, качественны, соответствовать потребностям целевой аудитории.
Cross-promotion — это рекламные акции, направленные на продвижение двух неконкурирующих брендов. Совместное продвижение позволяет увеличить охват целевой аудитории, наполнить товар Новыми характеристиками.
Скидка — сумма, на которую снижается продажная цена товара, Реализуемого покупателю, при выполнении им определенных условий.
Промоакции по распространению листовок. Распространение листовок может проводиться тремя способами:
1) раздача листовок на остановках;
2) раскладывание листовок по припаркованным автомобилям (под стеклоочистители);
3) выдача вместе с печатными изданиями при их непосредственной продаже.
В первых двух случаях распространение листовок производят промоутеры, в третьем случае распространение листовок проводится продавцами периодических печатных изданий. Во всех случаях выборка целевой аудитории происходит по местам распространения и внешним признакам.
Продвижение в дистрибьюторской и розничной сети
Одним из немаловажных этапов достижения поставленной цели увеличения продаж является выстраивание взаимоотношений с торговыми посредниками, дистрибьюторами. Продвижение в дистрибьюторской и розничной сети (англ. trade promotion) включает в себя:
• стимулирование персонала торговой сети (бонусные системы, конкурсы, изучение мотивации персонала и т.д.);
• программы повышения лояльности партнеров (организации семинаров и конференций, акций и праздников с привлечением партнеров);
• мерчандайзинг.
Стимулирование сферы торговли включает предоставление товара бесплатно (для «пробы»), проведение совместной рекламы, выдачу премий-толкачей, проведение торговых конкурсов дилеров и дистрибьюторов, зачеты за покупку, предоставление различного рода скидок и т.п. Для собственного торгового персонала фирмы это в первую очередь премии, затем конкурсы, конференции продавцов, участие наиболее успешных работников в прибылях компании, организация для них развлекательных поездок, предоставление дополнительных дней отпуска и т.п. Наиболее популярные и эффективные способы стимулирования посредников и розничных торговцев, позволяющие увеличить объем продаж, это скидки и бонусы за оговоренный объем покупки, комплексную закупку определенного ассортимента.
Грамотно организованное стимулирование торговых посредников позволяет повысить уровень продаж и дистрибьюции, способствует росту активности продаж в период сезонного спада, формирует и повышает лояльность посредников к компании.
Мерчандайзинг — маркетинговая деятельность в розничной торговой точке, включающая в себя размещение товара, разработку и размещение рекламных материалов, которые содержат информацию о товаре в том месте, где потребитель готов сделать покупку.
Таким образом, мерчандайзинг — комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. Кратко мерчандайзинг можно определить как комплекс мероприятий по стимулированию розничных продаж.
POS-материалы, визуальные коммуникации
Место продаж по-английски — point of sales (POS) или point of purchase (POP) в США. Соответственно средства оформления мест продаж POS materials в России на профессиональном жаргоне именуются средства POS или POS-материалы.
Задача средств POS — повысить продажи какого-либо конкретного товара (группы товаров) в данной торговой точке. При этом воздействие носит ограниченный во времени и пространстве характер, т.е. мотивирует потребителя совершить покупку здесь и сейчас. Этим POS отличается от телевизионной рекламы, которая не предполагает незамедлительной реакции покупателя.
Реклама на местах продаж не обязана быть запоминаемой, как, например, наружная реклама, она призвана стимулировать покупателя к мгновенным действиям. Поэтому должна быть заметной и выгодной, но при этом не затенять товар, а наоборот, выделять его.
Место продаж разделяют на пять функциональных зон, в каждой из которых применяются свои POS-материалы:
1) наружное оформление;
2) входная группа;
3) торговый зал;
4) место выкладки;
5) прикассовая зона.
Необходимо помнить, что между элементами POS и рекламной кампанией должна существовать некая, как правило, визуальная связь, необходимая для включения механизма ассоциаций с заложенными рекламными образами. Подобное воздействие в месте продаж становится логичным завершением рекламной и иной деятельности по продвижению торговой марки. Эффективность воздействия зависит от многих факторов, но в первую очередь от того насколько полно и адекватно конкретной ситуации использован инструментарий POS.
Наружное оформление. Основными функциями наружного оформления являются: локализация, побуждение покупателя зайти в магазин, а не пройти мимо, информирование о наличии в данном месте продаж определенного товара. К средствам наружного оформления относятся: комплексное оформление фасада, оформление витрин, вывески, панель-кронштейны, крышные установки, торцевые брандмауэры, тротуарная графика, выносные конструкции, щиты и другие отдельно стоящие конструкции.
Входная группа. POS-материалы, размещаемые во входной группе — это, как правило, таблички «открыто/закрыто», стакеры с режимом работы, надписями «от себя/на себя» или просто рекламные стакеры. Помимо этого к элементам POS входной группы относятся напольные стакеры непосредственно перед или за входной дверью, например с фразой «добро пожаловать». Если вход в магазин устроен по принципу шлюза с двумя дверьми — внешней и внутренней, то целесообразно использовать и это пространство для размещения POS-материалов. В данной ситуации могут применяться как комплексное оформление пространства, так и простые постеры и стакеры.
Входная группа очень важна для воздействия на покупателя. Во-первых, POS-материалы, размещенные здесь, видят, за редким исключением, все. Во-вторых, это та точка, в которой покупатель получает последнее напоминание, непосредственно перед тем, как он окажется в магазине.
Торговый зал. Основная цель размещения элементов POS в торговом зале — направить покупателя к месту выкладки товара. Для этого используются различные указатели: напольная графика, воблеры, стакеры, вымпелы (илл. 6.1). Световые короба, гирлянды, мобайлы подвешиваются непосредственно над местом выкладки, сразу привлекая внимание.
Воблеры — рекламное изображение, которое крепится к полке, дисплею или стенке на гибкой ножке и привлекает внимание за счет вибрации. Воблеры применяются для выделения границ выкладки товара конкретного производителя, торговой марки. Рекомендуется применять при вертикальной выкладке товара.
Мобайлы — рекламные изображения большого формата на жесткой основе, крепящиеся, как правило, к потолку (илл. 6.2). Мобайлы служат для указания места выкладки товара. Товар должен размещаться прямо под мобайлом. Должен использоваться с другими более мелкими, размещаемыми на полках, рекламными средствами по данному товару.
Муляжи — увеличенные или в натуральную величину «макеты продукта (илл. 6.3).
Джумби — объемные конструкции, своей формой повторяющие товар, только увеличенный в несколько раз.
Гирлянды эффектны для украшения отдела или места выкладки товара в период специальных акций, сезонных продаж.
Помимо этого в торговом зале стоит разместить POS -материалы для напоминания о товаре: часы с логотипом, плакаты, световые панно, информационные модули с логотипом (например, указатели этажей и торговых зон).
Место выкладки. На POS -материалы в месте выкладки ложится основная ответственность за осуществление покупательского выбора.
Во-первых, покупатель выбирает — покупать или нет товар;
Во-вторых, рядом, как правило, находятся товары-конкуренты и перед покупателем встает второй вопрос, какой из них предпочесть.
Привлечь к товару максимальное внимание, помочь наиболее выгодно выложить товар, проинформировать о его свойствах и связанных с ним специальных акциях — задача POS -материалов. Внимание к товару позволяют привлечь световые короба и панно, воблеры, флаги, стикеры.
Лайтбоксы (световые короба) захватывают внимание посетителей своей яркостью и индивидуальностью, цепляя взгляд даже уставшего человека. Лайтбоксы используются, чтобы привлечь к товару максимальное внимание, помочь наиболее выгодно выложить товар, проинформировать посетителей о свойствах товара и связанных с ним специальных акциях. Лайтбоксы могут быть практически любой формы, конфигурации и размеров.
Если позволяет пространство торгового зала, то выкладку товара лучше осуществлять на стоящих отдельно от стеллажа экстрадисплеях, в холодильниках и ларях. Диспенсеры служат для экспонирования небольших товаров или образцов товаров. Диспенсеры могут представлять собой различные конструкции: панели с карманами, стойки, подвесные системы. Главное не форма, а принцип действия.
Если свободного пространства нет, то товар необходимо выделить среди других на общей полке. Для этого используются шелфтокеры и шелфорганайзеры. Первые предназначены для выделения торгового ряда товаров одного бренда. Крепятся они на торце полки стеллажа или прилавка. Вторые позволяют зрительно обособить часть полки и организовать выкладку в этой части. Даже ценники с логотипом могут помочь выделить товар.
Прикассовая зона. Особенность этой зоны в том, что, находясь у кассы, покупатель уже потратил свой основной бюджет и, как правило, прикидывает суммарную стоимость и остаток. То есть у касс лучше всего размешать товары, которые можно купить на этот остаток, так называемые «товары импульсивной покупки». Соответственно и POS -материалы в прикассовой зоне служат для экспонирования и привлечения внимания к таким товарам. Это диспенсеры, воблеры, стакеры, лотки для мелочи и световые короба (с надписью «касса»). Летом эффективна установка в прикассовой зоне ларей с мороженым, пивом и софт-дринк напитками.
Функции POS. Различные виды POS имеют разное функциональное предназначение. Среди этих функций есть как общие, так и уникальные для каждого вида:
• локализация — указание на торговую точку, в которой можно найти определенный товар;
• информирование — подтверждение присутствия товара в данной торговой точке;
• коммуникативная функция — сообщение информации о товаре на уровне теста и на уровне образов;
• ориентирование — помощь покупателю в поиске товара среди прочих в месте продаж;
• зонирование — разбиение торгового пространства на отделы;
• мотивирование — побуждение потребителей к совершению покупки. Подобное воздействие оказывают все виды POS, но в разной степени;
• экспонирование товара — привлечение к товару дополнительного внимания за счет выделения места его выкладки;
• брендинг — напоминание о существовании товара, закрепление ассоциаций.
В последние годы все большую популярность приобретает реклама на мониторах. Реклама на мониторах в местах продаж — молодой и быстро растущий сегмент российского рекламного рынка. Рынок рекламы на мониторах является нишевым, и его носители скорее являются дополнением к другим рекламоносителям, чем основным рекламным каналом для продвижения массового продукта (бренда). Вместе с тем реклама на мониторах обладает своими уникальными свойствами и является эффективным дополнением к другим каналам коммуникации с потребителем.
Во многих аспектах развитие рынка рекламы на мониторах повторяет развитие рынка рекламы в кинотеатрах 3—4 года назад. Например, похож состав рекламируемых товарных категорий (кофе, алкоголь, табак, шоколадные батончики, СМИ) и рекламодателей.
Свойства мониторов как рекламных носителей, являющих относительно новым медиаканалом, совмещают в себе принципы статичной indoor рекламы, материалов на местах продаж и телевизионной рекламы с ее мощным воздействием.
Важность и эффективность рекламного контакта с потребителем непосредственно перед покупкой хорошо видна на схеме принятия потребителем решения (модель AIDA, от англ. attention — внимание, interest — интерес, désire — желание, act — действие). Мониторы, находясь в местах продаж, усиливают связи в окончании этой цепочки (человек приходит в магазин уже с желанием совершить покупку), что и определяет их эффективность. Причем, по сравнению с POS -материалами, мониторы обеспечивают более активный контакт с аудиторией и привлекают больше внимания.
Технически трансляция рекламной информации производится через жидкокристаллические мониторы (LCD) или плазменные панели, что позволяет воспроизводить яркую и подвижную картинку, аналогичную телевизионному споту. Реже используются статичные заставки (слайд, рисунок, текст). Рекламное воздействие усиливается звуковым оформлением и специфичностью ситуации нахождения потребителя в процессе поиска покупки, припоминания им товаров и торговых марок. В идеале посетитель слышит аудиосопровождение рекламных обращений в любой точке торгового зала.
В России на данный момент торговые залы супермаркетов являются основным местом размещения данных рекламных носителей. Но это не означает, что этим растущие сети ограничатся, как нельзя ограничиться в тех, же супермаркетах наличием POS -материалов. Одним из направлений дальнейшего качественного развития рекламы на мониторах может служить их централизация и интеграция в аэропортах и вокзалах, АЗС, аптеках и т.п. Судя по всему, данный вид рекламы будет развиваться там, где рекламодатель готов платить за контакт потребителя с рекламой при условии близости места продаж его товара.
Законодательно реклама на мониторах в местах продаж регулируется именно как реклама в местах продаж (point-of-sale), что обусловливает интерес к ней у товарных категорий, прямая реклама которых запрещена в других медиа, например, на ТВ запрещено рекламировать табак и алкоголь.
К достоинствам рекламы на мониторах в местах продаж можно отнести следующее:
• напоминание потребителю о товаре и при положительном отношении к товару побуждение к действию (покупке), т.е. влияние на выбор покупателя;
• своевременность — реклама воздействует на покупателя, готового покупать здесь и сейчас;
• динамичный аудиовизуальный эффект;
• положительное отношение к данному виду рекламы самих потребителей (она скорее развлекает в момент ожидания и информирует, не вызывая особого раздражения);
• возможность проведения как локальных, так и краткосрочных четко нацеленных кампаний (возможно выборочное размещение рекламы в отдельных магазинах в выбранное время);
• поддержание положительного отношения потребителя к совершенной покупке;
• высокая потребительская активность аудитории супермаркетов, ее высокий доход;
• легитимность рекламы алкоголя и табака;
• информирование покупателей о промоакциях, распродажах, скидках и прочих акциях в данном супермаркете.
Событийный маркетинг
Событийный маркетинг (англ. event marketing) — это способ продвижения торговой марки, услуг, компаний, который направлен на построение и укрепление имиджа марки путем организации нестандартных акций или, как их еще называют, специальных событий.