Лекция ATL- И BTL-ТЕХНОЛОГИИ
Литература: Введение в специальность. Реклама: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / С.С. Марочкина, Л.М. Дмитриева, Е.В. Азарова; под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239 с. /129-148/
Вопрос 1. Общая характеристика
Вопрос 2. Классификация BTL -мероприятий
В последние годы на российском рекламном рынке все чаще разграничивают такие направления развития маркетинговых коммуникаций, как ATL и BTL.
Вопрос Общая характеристика
Считается, что термин BTL впервые предложил один из топ-менеджеров американской компании Procter&Gamble. Термин родился в ходе работ над составлением маркетингового бюджета на год. После составления сметы расходов, включающей в себя традиционные средства продвижения, менеджер подвел окончательную черту под сметой, но тут вспомнил, что в бюджет не включили расходы на разнообразные акции: бесплатную раздачу образцов товаров, презентации и другие промоакции. Пришлось добавить сумму на эти цели под чертой. Так, согласно существующей легенде возникли понятия ATL (above the line — над чертой) и BTL (below the line — под чертой).
Затраты на ATL включают в себя все расходы, связанные с размещением рекламы в средствах массовой информации. Выделяют пять составляющих ATL — печатные СМИ, радио, телевидение, кино, наружная реклама (в том числе реклама на транспорте). Относительно новым составляющим является реклама в Интернете; к ней относятся стандартные методы рекламы. Как правило, это баннерная реклама, поисковое продвижение, контекстная реклама, публикационные сети и относительно новая видеореклама (видео-поля).
На рубеже тысячелетий кардинально изменилось отношение к Тем вещам, которые когда-то оказывались «под чертой». В последнее время в мире наметилась тенденция к перераспределению маркетинговых бюджетов с традиционных видов рекламы на когда-то «необязательные» мероприятия по непосредственному стимулированию сбыта — прямой маркетинг, промоушен и мерчандайзинг.
|
Уровень доверия к традиционным формам продвижения товара снижается, эти меры не приводят как раньше к ожидаемому эффекту и должному увеличению объемов продаж. Потребитель все Меньше верит тому, что ему говорят с экранов ТВ и в газетах, и гораздо больше тому, что видел, слышал или попробовал сам. Потребитель нуждается в прямом диалоге с производителем, и BTL мероприятия дают такую возможность. Кроме того, если реклама информирует о товаре, создает привлекательный образ товара, PR формирует позитивное мнение о марке или корпорации, то мероприятия по стимулированию сбыта призваны поощрять конкретные покупки, увеличивать продажи товара (услуги).
Важная отличительная черта BTL — возможность двустороннего контакта, когда можно не только донести информацию до потребителя, но и проанализировать его реакцию.
Основная системообразующая цель BTL — увеличение доли рынка и прибылей компании. Исходя из цели, задачами сектора BTL являются информирование о новинках, повышение узнаваемости товара, расширение аудитории потребителей, удержание существующих клиентов, переключение потребителя с конкурирующего бренда на свой бренд, поддержание и укрепление имиджа торговой марки, создание эмоциональной связи между брендом и потребителем.
|
BTL-технологии универсальны. Простор для творческих идей огромен, и любой свежий, необычный подход заставит заиграть всеми гранями самый знакомый сценарий. В этом и удобство BTL-технологий. Успешно комбинируя сценарии, обновляя или изменяя детали, можно адаптировать любую программу под любые цели и под любой бренд. Для многих компаний (таких, как производители крепких алкогольных напитков, ATL -реклама которых запрещена законодательством) BTL является единственным способом коммуникации с потребителем. Поэтому интерес к BTL и понимание важности этого сервиса растет.
2. Вопрос Классификация BTL -мероприятий
Разные авторы предлагают свои классификации BTL. Согласно классификации американских маркетологов, к BTL относятся различные формы стимулирования сбыта, паблик рилейшнз, прямой маркетинг, личные продажи, выставки, упаковка и т.п. и оплачивается данный вид расходов исходя из процента от общего бюджета, выделяемого на осуществление маркетинговых коммуникаций. По российской классификации BTL включает в себя:
• прямой маркетинг;
• продвижение прямым потребителям;
• продвижение в дистрибьюторской и розничной сети;
• РОS-материалы, визуальные коммуникации;
• событийный маркетинг.
Таким образом, получается, что на данный момент пока нет четко систематизированной и упорядоченной классификации BTL, вероятно, это связано с тем, что на данный момент появляются все новые и новые разновидности нестандартной рекламы.
Рассмотрим составляющие BTL более детально.
|
Прямой маркетинг
Прямой маркетинг (от англ. direct marketing) означает непосредственное взаимодействие продавца (производителя) с конечными потребителями данного товара.
Основные коммуникативные цели, достигаемые посредством прямого маркетинга, следующие:
1) привлечение внимания потребителя;
2) развитие долговременных отношений с получателем информации;
3) стимулирование акта покупки и создание предпосылок многочисленных повторных покупок;
4) изучение реакции потребителя на тот или иной товар.
К основным формам прямого маркетинга относятся:
- личная (персональная) продажа;
- директ-мейл маркетинг;
- каталог-маркетинг;
- телефон-маркетинг;
- телемаркетинг;
- интерактивный маркетинг.
Личная продажа (от англ. personal selling) — главное средство прямого маркетинга, причем этот приоритет настолько явный, что во многих случаях персональная продажа непосредственно, без упоминания прямого маркетинга, представляется как один из основных элементов коммуникационного комплекса.
Личная продажа — процесс взаимодействия продавца (торгового агента, коммивояжера и т.п.) с потенциальным покупателем путем личной встречи и непосредственного контакта1.
Совершенно не обязательно при этом, чтобы процесс взаимодействия продавца и потенциального покупателя закончился приобретением товара, однако понятно, что этот процесс преследует именно такую цель. То, что не всегда события идут запланированным путем, не снижает значения личной продажи. В крайнем случае, торговый агент получит от клиента (клиентов) достаточно ценную информацию по поводу того, почему потребителя не интересует данный товар.