Личность как центр организационного поведения.




Тема 3.4. Личность в организации (изучается самостоятельно)

Цель лекционного занятия: показать личность как центр организационного поведения, дать понятия характера личности, факторов, влияющих на поведение личности в организации, структуру сознания, оценку и самооценку, а также показать типологию поведения личности.

План лекционного занятия:

1.Личность как центр организационного поведения;

2.Общее понятие о характере;

3.Факторы, влияющие на поведение личности в организации;

4.Структура сознания личности;

5.Оценка и самооценка личности;

Типология поведения личности.

Использованная литература:

1. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2010

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 2009.

3. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. - Махачкала, ИПЦ Даггосуниверситета, 1998.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.

5. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Глумаков В.Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Издательство ЭКМОС, 2001.

Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Флинта: ФМПСИ, 2000.

Карташова Л. В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник – М.: ИНФРА –М, 2009.

10. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Лютенс Ф. Организационное поведение. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Молл Е.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.

13. Организационное поведение. / Под ред. Э.М. Короткова. - Тюмень, 1998.

14. Панасюк А.И. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2001.

15. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение. – М.: ИНФРА – М., 2009.

16. Управление организацией. Учебник. / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - 2 изд. - М.: ИНФРА-М

Личность как центр организационного поведения.

Центральной фигурой изучения организационного поведения является человек, индивид, личность.

Личность – это совокупность свойств, присущих конкретному человеку, составляющих его индивидуальность.

Психологи выделяют три класса свойств психики человека: возрастные, типические, половые. Их взаимосвязь и взаимодействие определяют динамику развития сенсорных, двигательных, мнемических, вербально-логических функций подчиненных, которые должны быть учтены в процессе управленческой деятельности руководителя.

Помимо этих свойств при управлении человеком необходимо учитывать неравномерность его психического развития, явление сензитивности (оптимальное развитие определенных признаков в конкретные возрастные периоды), интеграцию психических свойств (постепенное перерастание психических состояний в черты характера личности), пластичность психических свойств и возможность компенсационного развития и функционирования нормальных органов взамен аномальных или мало развитых.

Возрастная периодизация включает пять эпох взрослости: юность, молодость, расцвет, зрелость, старость.

Второй класс свойств человекаиндивидуально-типологические особенности, – являются проявлением наследственных его качеств.Он характеризует силу или способность нервной системы подчиненного.Люди с сильной нервной системой характеризуются лабильностью, уравновешенностью с преобладанием возбуждения, неспецифическим поведением, относительным преобладанием первой сигнальной системы, активностью, экстраверсией, памятью с преобладанием функции непосредственногозапечатления, они лучше работают в условиях ограниченного времени.

Подчиненные со слабой нервной системой более чувствительны даже к слабым влияниям со стороны. Их меньшая лабильность, т. е. способность переключаться с одной деятельности на другую, ориентирует на заблаговременное изучение задания и планирование работы. Преобладание у них второй сигнальной системы является благоприятным условием саморегуляции, избирательности внимания и запоминания, сосредоточения на существенных признаках, способствующих перекодировке информации и отсроченному ее воспроизведению. У таких людей намного дольше сохраняются не только знания, но и умения, навыки. Они более успешно решают сложные задачи, лучше работают в одиночку и по мере взросления обладают преимуществом в обучении. Мотивы поощрения и наказания позитивно сказываются на успешности работы.

Люди с сильной нервной системой, как правило, имеют темперамент холерика или сангвиника, слабой нервной системой – меланхолика или флегматика. Внешним признаком подчиненных с сильной нервной системой является активное их стремление к лидерству в коллективе.

Третья группа свойств психики человека связана с половым различием. Психологами установлено, что различия в интеллектуальной сферемужчин и женщин незначительны. Существенно они отличаются друг отдруга по параметрам беспокойства и тревожности, времени двигательнойреакции, слабости нервной системы и способности переключаться с однойработы на другую. В этом женщины значительно уступают мужчинам.Именно эти качества должны стать предметом особого внимания руководителя при управлении организационным поведением.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека: подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – энергичность, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается она в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращение их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: