Конкурентоспособность агропромышленного комплекса Казахстана в современных условиях




 

В Послании Президента республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» ставится ряд задач индустриализации стра-ны по приоритетным направлениям. Среди них отмечена важность масштабной модернизации сельско-го хозяйства, перевод на инновационные рельсы агропромышленного комплекса как фактора растущей конкуренции аграрного сектора и глобального спроса на сельхозпродукцию.

 

Аграрный сектор Республики Казахстан занимает значительный удельный вес в экономике. Республика располагает достаточным количеством земельных угодий для эффективного использования их в производстве продуктов земледелия и животноводства. Сельское хозяйство было и продолжает оставаться приоритетным сектором экономики Казахстана, так как обеспечивает занятостью почти половину населения республики. В настоящее время на селе проживает 43% всего населения республики, в сельском хозяйстве занято около 2, 2 млн. человек. При этом вклад в валовой внутренний продукт страны составляет лишь 8 %.

 

В первые годы экономических реформ в республике происходил значительный спад сельскохозяйственного производства. Основной причиной было существенное сокращение объемов государственной поддержки села, особенно в инвестиционной сфере и области капитальных вложений. Продолжал углубляться диспаритет цен на товары промышленного производства и сельскохозяйственную продукцию. Вследствие тяжелого финансового положения сельхозпроизводителей снизился уровень механизации, химизации и мелиорации производства, сократилось количество посевных площадей, поголовья животных.

 

В целях обеспечения экономических преобразований и преодоления отсталости в аграрной сфере были утверждены Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг., а также Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг. В связи со вступлением Казахстана в Таможенный союз (ТС) и ВТО, необходимостью применения новых инструментов государственного регулирования и модернизации отрасли, утверждена новая отраслевая программа развития агропромышленного комплекса (АПК) Республики Казахстан на 2013-2020 гг. Основной целью принятой программы является обеспечение продовольственной безопасности Казахстана на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса и про-изводства конкурентоспособной продукции.

 

За последние годы валовая продукция АПК Республики Казахстан демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Несмотря на поступательные темпы роста объемов валовой продукции, в отрасли существуют достаточно серьезные проблемы. Сформировался отрицательный торговый баланс Казахстана по многим видам продукции АПК, высок и уровень импорта по плодоовощной продукции, продукции переработки мяса и молока.

Как видно из таблицы 1, уровень импортозависимости по основным продуктам питания высок по таким продуктам, как молоко(98,2%), яблоки(96,1%), мясо птицы (99,2%), мясо КРС (98,7%), свинины

 

(.98,8%), конины (99,9%), подсолнечника (89,7%), картофеля (99%) и др.

 

Источник: Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан

Отрицательный торговый баланс наблюдался по всем группам продуктов первой необходимости за исключением зерна и рыбы. Импортная зависимость республики наиболее высока по мясу птицы, мясу КРС, молоку и картофелю. Высокий уровень импорта по базовым продовольственным продуктам говорит об угрозах продовольственной безопасности.

 

Исследование проблем АПК показывает необходимость изменения его роли как социально-экономической и экологической основы национальной жизнедеятельности, а не только товаропроизводителя и источника трудовых и финансовых ресурсов. Методологической основой агроиндустриальной по-литики в глобальной инновационной экономике является отказ от узкорыночного подхода к его оценке и регулированию. Новый взгляд на аграрную экономику (new agrarian vision, agrarianism) ба-зируется на социальных и экологических приоритетах (ecocriticism), активной государственно-общественной политике и законодательном установлении социальных критериев этой политики.

 

АПК выполняет в современной экономике четыре основные функции — обеспечения продовольственной безопасности, экологическую, социально-демографическую и социально-культурную. Увеличение его финансирования не решает проблему без коренных институциональных реформ. В современном мире выработана новая концепция, суть которой - сохранение и обогащение природ-ного многообразия, форм культурного наследия, профессиональных знаний, умений и навыков. Новая экономика должна обеспечить каждому человеку, независимо от его места проживания, социального происхождения, право на труд, возможность развивать и использовать свои способности, право на достойную, экологически чистую среду обитания и жизнедеятельности. Аграрная теория также отвергает идею «невидимой руки рынка» в качестве замены госрегулированию. В последние годы в ведущих университетах Америки, Европы и Азии исследуют АПК не с отраслевых и узкорыночных, а с кластерных и социально-экономических позиций

АПК связан с проблемой эффективного природопользования. В сельском хозяйстве основным средством производства всегда была и остается земля. В процессе хозяйственной деятельности за последние годы наблюдается ухудшение естественного плодородия почвы. Имеется определенный дисбаланс в вопросах пользования землей и сохранения плодородия почв. Значительное количе-ство сельскохозяйственных земель, переданных в долгосрочную аренду, не используется по назначе-нию или используется в минимальной степени. На тех сельскохозяйственных землях, которые ис-пользуются арендаторами, проводятся недостаточно эффективные мероприятия по сохранению плодородия почв и предотвращению ветровой и водяной эрозии. По данным Агентства РК по управлению земельными ресурсами, до 15% земель сельскохозяйственного назначения используются в Рес-публике Казахстан нерационально. Более 20 миллионов гектар пастбищ, прилегающих к населенным пунктам, классифицируются как деградированные, при этом около 125 млн. га пастбищ не исполь-зуются из-за дефицита воды

 

Необходимы коренные преобразования экономических отношений на земле. Успешная реали-зация аграрных реформ во многом зависит от правильного решения земельных отношений. Земель-

ные отношения – очень сложная, многоаспектная проблема и включает в себя большой круг вопро-
сов: формы собственности и хозяйствования, рынок земли, налог на землю, ренту, оценку земли,

аренду, землепользование, управление земельными ресурсами и т.д. Особый характер отношений собственности на землю, как и на некоторые другие средства производства природного происхождения, определяется тем, что она количественно ограничена и качественно дифференцирована. По-этому в отраслях, где важнейшим средством производства является земля, в большей мере, чем в других сферах производства, могут складываться отношения монополии, в частности, монополия хозяйства и монополия собственности. Некоторые ученые и политические деятели утверждают, что только частная собственность на землю создает условия для рационального хозяйственного производства и делает производителя хозяином. Но мировой опыт показывает, что рачительное отношение к земле, другим средствам производства, высокая мотивация к труду обеспечиваются не формой собственности, а хозяйственным механизмом, сориентированным на реализацию интересов товаропроизводителей. В условиях рыночной экономики снижение издержек производства превращается в решающий фактор успешной конкурентной борьбы. Хозяином делает не собственность сама по себе, а экономическое положение свободного товаропроизводителя, который самостоятельно принимает управленческие решения и является полным собственником продукции, следовательно, и дохода. Поэтому для формирования чувства хозяина главное и определяющее значение имеет единство труда и собственности на результаты труда. Эффективность использования земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, обеспечивающая расширенное воспроизводство плодородия почвы, улучшение и комплексное использование сельскохозяйственных угодий, повышение ответственности за их качество – немаловажный фактор и находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил, от технической вооруженности сельскохозяйственного труда, развития производственной и социальной инфраструктуры на селе

 

В Законе РК «О земле» предусмотрено создание целостной системы законодательных основ для новых земельных отношений, в значительной степени интегрированных в мировую законодательную систему и способных обеспечить вхождение в цивилизованный рынок. В связи с этим следует отметить, что решение проблем собственности на землю не станет определяющим условием стабилизации и подъема сельского хозяйства. Академик РАСХН Емельянов А. считает, что все предыдущие годы реформ земельный вопрос пытались решить без адекватного регулирования других проблем развития аграрной сферы. Такой односторонний подход можно объяснить абстрактно-теоретическим пониманием реформаторами сельской жизни, преувеличенной оценкой роли земли и земельных отношений в системе аграрных реформ. Да, земля является главным, незаменимым и не-воспроизводимым средством производства в сельском хозяйстве. А преобразование земельных отношений и собственности на землю объективно влияет на основу аграрного строя. Однако, если рассматривать вопрос только с позиций сельскохозяйственного производства, земля хоть и главный, но не единственный фактор его эффективного развития. Для этого нужны также достаточный капитал, современная научно-технологическая и биологическая базы, производственная и социальная инфраструктуры, а также заинтересованные работники дееспособного возраста – хозяева земли

 

Механизм реализации частной собственности на землю имеет много аспектов. Важнейшим из них является рыночный оборот земли. Рыночная экономика представляет единую взаимоувязанную систему, где рынок товаров, капиталов и труда должен дополняться рынком земли. Но каким? Ответ во многом зависит от характера земельных отношений, форм собственности на землю. В вопросе о рыночном обороте земли, включая ее свободную куплю-продажу, игнорируется отечественный и исторический опыт других стран, а также современная зарубежная практика. Земля во всех странах признается основным национальным богатством. Общество и государственные органы регулируют ее использование. Не отдают решение этого вопроса на полный откуп собственнику. Это относится и к рынку земли. Он является регулируемым. Во всех развитых странах государство в законодательном порядке определяет, кому можно продавать землю, для каких целей и в каких масштабах

Политика ускоренной приватизации колхозно-совхозной собственности в начале 90-х не оправдала себя из-за того, что в ней не были предусмотрены экономически обоснованные методы преобразования отношений собственности. Чрезмерная поспешность в проведении реформ произо-шла при полном игнорировании рекомендаций аграрной науки. Так, во многих регионах Казахстана государственная и колхозная собственность без учета конкретных условий и возможностей рацио-нального хозяйствования оказалась раздробленной на мелкие части. На базе прежних 2,5 тыс. совхо-зов и 400 колхозов было создано около 7 тыс. негосударственных хозяйственных структур разных размеров. Мелкое хозяйство не всегда может осуществлять простое воспроизводство, не говоря уже о расширенном. При реализации политики приватизации собственности в аграрном секторе Прави-тельство Казахстана во главу угла приняло тезис о преимуществах фермеризации по американскому типу. При этом оно не учитывало особенностей формирования фермерского хозяйства в США, где исторически сложились иные земельные отношения.

 

Итоги финансовой деятельности хозяйств за последние годы свидетельствуют о том, что увеличе-ние сельхозугодий и пахотных земель, находящихся в распоряжении фермеров, сопровождалось не подъ-емом, а спадом сельскохозяйственного производства. Кроме того, отсутствовала достаточная правовая и институциональная база, определяющая формы и методы поддержки фермеров. Низкая товарность кре-стьянских хозяйств не позволяет большинству из них перекрывать затраты на производство выручкой от реализации продукции, а потому они не имеют средств для приобретения техники, обеспечения живот-ных полноценными кормами, ветеринарного обслуживания. Они также не могут осуществлять на прими-тивном оборудовании полную переработку сельскохозяйственного сырья. Стремление поднять эффек-тивность сельского хозяйства путем интенсивного возрождения мелких фермерских хозяйств малопер-спективно. При этом очевидно, что обеспечение продовольственной независимости страны не по силам ни сегодняшним фермерам, ни тем более личным подсобным хозяйствам.

 

Эффективной формой аграрного бизнеса в мировой практике признаются сельскохозяйственные кооперативы. В целом в странах мира насчитывается 1 млн. кооперативных организаций более 120 видов и разновидностей. Они объединяют около 700 млн. человек. Так, во Франции и ФРГ они объединяют 80 % фермерских хозяйств, в Китае - 85 % крестьянских хозяйств

 

В Казахстане в 2012 г. различными формами кооперации было охвачено только около 1% сред-них и мелких сельхозформирований и около 0,2% личных подсобных хозяйств. Сдерживающими факторами развития сельской кооперации являются невысокая экономическая привлекательность, ограничения по кредитованию, получению и распределению прибыли и т.д Опыт ликвидации крупных сельскохозяйственных формирований достаточно ясно показал, что если в одних отраслях это было оправдано, то в других, например в зерновом производстве, привело к пагубным последствиям. Кроме того, процесс приватизации привел к разрушению технологического единства аграр-ного производства. Так, раздельная приватизация предприятий и подразделений АПК республики привела к разрыву существующих хозяйственных связей, чрезмерной монополизации отдельных сфер АПК и обособлению интересов хозяйствующих субъектов.

 

В этой связи следует особо подчеркнуть, что без государственного регулирования и поддержки чрезвычайно трудно вывести аграрный сектор Казахстана на должный уровень развития. Исключительно важно и то, что наличие в стране крепкого сельскохозяйственного сектора помогло бы осно-вательно поднять и сопутствующие ему отрасли: производство минеральных удобрений, сельхозмашиностроение, легкую и пищевую промышленность, а по технологической цепочке и другие отрасли, дающие колоссальный мультипликативный эффект для экономики страны.

 

О масштабах государственного регулирования аграрного сектора в западных странах свидетельствуют следующие данные: в США общий размер трансфертов сельскому хозяйству (включая повышение цен вследствие мер государственного регулирования) составляет 94 млрд. долл.; в том числе прямых выплат из бюджетов – 77 млрд.; в Японии соответственно 89 млрд. и 26 млрд.; в Евро-пейском союзе – 134 и 60 млрд. долл. В Финляндия, эти затраты равняются 3,9 млрд. долл., а в Нор-вегии, где нет крупномасштабного сельского хозяйства, эти затраты – 3,4 млрд.

В современных условиях чрезвычайно важна дальнейшая углубленная разработка аграрной науки, а также отказ от прежних устаревших догматических представлений об основных направлени-ях интенсификации сельского хозяйства, связанных только с механизацией, химизацией и мелиора-цией. Развитые в рыночном отношении страны уже со второй половины прошедшего столетия по-

 

новому решают агротехнические и экономические проблемы и за счет внедрения интенсивных технологий добились разительных результатов повышения эффективности агропромышленного комплекса. В ряде стран мира произошла «зеленая революция». Успешно решается продовольственная проблема. Даже густонаселенные страны мира, в частности Китайская Народная Республика, за счет интенсивной технологии обеспечивает продовольствием население, превышающее 1200 млн. чело-век. Высокоэффективный аграрный сектор имеется в островной Японии и в других регионах мира.

 

В ближайшей перспективе внедрение интенсивных технологий возможно на основе интеграции усилий государств Содружества, намеренных в ближайшем будущем осуществить качественный сдвиг в агропромышленном комплексе. Применение интенсивных технологий в благодатных при-родно-климатических зонах Южного и Юго-Восточного Казахстана имеет большие перспективы. По оценкам казахстанских ученых и практиков, биологический потенциал земельных угодий региона таков, что при грамотных подходах вполне можно решить проблемы снабжения населения индустри-альных районов Сибири, Урала, российского Севера свежей и консервированной плодоовощной про-дукцией, экологически чистым продовольствием. Интенсивная технология доступна только крупным, агропромышленным корпорациям инновационного типа. В структуре такой корпорации должен быть центр интенсивных технологий, банк (коммерческий или смешанный), экономическая и маркетинго-вая службы, внедренческая фирма. При этом считается целесообразным государственное кредитова-ние части инвестиций, осуществляемых интегрированными корпорациями. В перспективе в аграрном секторе будут использованы новые эффективные технологии: биотехнология, генная инженерия и др. Настоятельно необходима интеграция предприятий АПК с финансовым и торговым капиталом. Но для создания вертикально интегрированных структур в настоящее время не хватает ни кадрового обеспечения, ни материальной экономической базы. Другим направлением развития является объ-единение товаропроизводителей в союзы, ассоциации и другие формирования на региональном и республиканском уровнях.

 

Казахстан готовится к вступлению в ВТО. Следует отметить, что отечественный аграрный сек-тор пока не совсем готов к функционированию в условиях жесткой конкуренции. Чтобы использо-вать имеющиеся конкурентные преимущества требуется взвешенная государственная политика. Сти-мулировать рост конкурентоспособности отрасли следует через субсидирование, налоговые режимы, повышение доступности кредитных ресурсов для крестьян, развитие лизинга и фьючерсных сделок, формирование производственной инфраструктуры. В основе роста конкурентоспособности лежит инициатива представителей агробизнеса, которые должны разумно воспользоваться помощью госу-дарства и своевременно модернизировать производство и технологии, что позволит выпускать высо-кокачественную продукцию

 

АПК республики потребуются значительные средства для модернизации устаревших машиностро-ительных заводов, предстоит заново создавать современные предприятия перерабатывающей промыш-ленности. Проблемы машиностроителей многочисленны и разнообразны. Это отсутствие необходимых оборотных средств и наличие долгов по обязательным платежам; сильная зависимость от зарубежных, в первую очередь российских, поставщиков комплектующих узлов и деталей; отсутствие специализиро-ванных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций по разработке и внедрению новой сельхозтехники. Выпускаемая продукция имеет низкую конкурентоспособность. В настоящее вре-мя 80% парка сельскохозяйственной техники в РК изношен, несмотря на динамику роста абсолютного количества машин и оборудования. Средний возраст более 80% зерноуборочных комбайнов и тракторов

 

– 13-14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 8-10 лет, списанию подлежит 71% зерноуборочных комбайнов, 93% тракторов и 95% сеялок, существующий парк сельхозтехники в целом имеет износ в пределах 87%.

 

Вступление РК в ТС значительно повысило таможенные пошлины на импортируемую извне ТС сельскохозяйственную технику, при этом производство техники, обеспечивающей применение тех-нологий беспахотного или сберегающего земледелия, в рамках ТС недостаточно. Высокие требо-вания по локализации уровня сборки в РК, а также недостаточно стабильный рынок сбыта ограничи-вают создание сборочных производств в РК

 

Несмотря на то, что зерновой бизнес считается прибыльным в сельском хозяйстве, потенциал внутренних и внешних инвестиций в отрасли не высок. Доля инвестиций в основной капитал в сельского хозяйства от общей суммы инвестиций в кономику Республики Казахстан за последние 5 лет осталась практически на том же уровне, сравнительная инвестиционная привлекательность АПК РК по сравнению с другими отраслями за эти годы не выросла При этом аграрный сектор экономики дает работу приблизительно половине населения республики и, безусловно, нуждается в инвестициях.

 

Современный потенциал агропромышленного комплекса Республики Казахстан в силу ряда причин объективного и субъективного характера используется неэффективно. Причиной этого нега-тивного явления является низкий уровень рентабельности субъектов предпринимательства, истоще-ние потенциала земельных, водных, биологических ресурсов, дефицита финансирования, несоблю-дения научно-рекомендованных нормативов использования ресурсов, неэффективного государствен-ного регулирования отраслью и др

Институциональные изменения и реформы необходимы. Они позволят повысить конкурентоспособ-ность АПК Казахстана, преодолеть мелкотоварность производства в ряде отраслей, поднять производи-тельности труда, распространить современные агротехнические знания, усовершенствовать систему фи-нансирования и страхования отрасли. Наряду с проведением земельных реформ необходимо укрепление материально-технической базы села, создание цивилизованного аграрного рынка продовольствия и средств производства, государственная поддержка доходов сельхозпроизводителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: