Железнодорожного транспорта




 

Цель работы: оценка ущербов от загрязнения атмосферы выбросами дымовых газов котельными при сжигании различных видов топлива; знакомство с принципами очистки газовых выбросов и основными примерами их конструктивной реализации.

Исследование структуры загрязнения атмосферы стационарными источниками железнодорожного транспорта показывает, что порядка 90 % валового объема загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу линейными предприятиями, приходится на долю энергетических теплоагрегатов котельных, около 5 % загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу при работе энерготехнических теплоагрегатов (кузнечных печей, агрегатов термической обработки изделий, сушильных установок и т.д.), использующих твердое, жидкое и газообразное топливо. Приблизительно такое же количество загрязняющих веществ попадает в атмосферу от технологических агрегатов (станков, моечных ванн, окрасочных камер, сварочных постов и т.д.).

Котлоагрегаты котельных работают на различных видах топлива, и выбросы загрязняющих веществ зависят как от количества и вида топлива, так и от вида теплоагрегата. Учитываемыми загрязняющими веществами, выделяющимися при сгорании топлива, являются: твердые частицы (зола), оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, пятиокись ванадия.

Валовый выброс твердых частиц (золы) в дымовых газах котельных определяется по формуле:

 

МТВ = qт⋅m⋅f⋅(1− Lт), (2.1)

 

где qт – зольность топлива, % (прил.1);

m – количество израсходованного топлива за год, т;

f – безразмерный коэффициент, зависящий от типа топки и топлива; для котельных, работающих на мазуте, принять f = 0,01; на угле f = 0,0023;

Lт – эффективность золоуловителей; при использовании циклона для очистки отходящих газов котельной L т = 0,85.

Валовый выброс оксида углерода рассчитывается по формуле:

 

МСО = ССО⋅m⋅(1− 0,01⋅q1)⋅10−3, (2.2)

 

где q1 − потери теплоты вследствие механической неполноты сгорания топлива, %; для мазута q1 = 0,5, для угля q1 = 5,5;

ССО – выход окиси углерода при сжигании топлива, кг/т:

ССО = q2⋅R⋅Qir,

 

где q2 – потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания, %; для котельных предприятий железнодорожного транспорта принимается q2 = 0,5;

R – коэффициент, учитывающий долю потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания: R = 1 для твердого топлива; R = 0,5 для газа; R = 0,65 для мазута;

Qir – низшая теплота сгорания натурального топлива, МДж/кг (прил.1).

Валовый выброс оксидов азота, т/год, определяется по формуле:

 

МNO2 = m⋅ Qir ⋅KNO2⋅(1 − β)⋅10−3, (2.4)

 

где KNO2 – параметр, характеризующий количество окислов азота, образующихся на 1 ГДж тепла, кг/ГДж для различных видов топлива в зависимости от производительности котлоагрегата; для мазута KNO2 = 0,11; для угля KNO2 = 0,23;

β - коэффициент, зависящий от степени снижения выбросов оксида азота в результате применения технических решений. Для котлов производительностью до 30 т/час β = 0.

Валовый выброс оксидов серы, т/год, определяется только для твердого и жидкого топлива по формуле:

 

MSO2 = 0,02⋅m⋅Sr⋅(1−η′SO2)⋅(1−η′′SO2), (2.5)

 

где Sr – содержание серы в топливе, % (прил.1);

η′SO2 – доля оксидов серы, связываемых летучей золой топлива. Для углей Канско-Ачинского бассейна принимается равной 0,2, экибастузских – 0,02, прочих углей - 0,1; мазута – 0,2;

η′′SO2 – доля оксидов серы, улавливаемая в золоуловителе. Для сухих золоуловителей принимается равной 0.

Расчет выбросов пятиокиси ванадия, поступающей в атмосферу с дымовыми газами при сжигании жидкого топлива, выполняется по формуле:

 

MV2O5 = CV2O5⋅В′⋅(1−ηОС)⋅(1−ηт)⋅10−3, (2.6)

 

где В′ - количество израсходованного мазута за год, т;

СV2O5 – содержание пятиокиси ванадия в жидком топливе, г/т; (при отсутствии результатов анализа топлива для мазута с Sr > 0,4 % определяют по формуле (2.7);

ηОС – коэффициент оседания пятиокиси ванадия на поверхности нагрева котлов:

0,07 – для котлов с промежуточными паронагревателями, очистка поверхностей нагрева которых производится в остановленном состоянии;

0,05 – для котлов без промежуточных паронагревателей при тех же условиях очистки (принять при расчетах);

0 – для остальных случаев;

ηт – доля твердых частиц в продуктах сгорания жидкого топлива, улавливаемых в устройствах для очистки газов мазутных котлов (оценивается по средним показателям работы улавливающих устройств за год). В практической работе принимается ηт = 0,85.

Содержание пятиокиси ванадия в жидком топливе ориентировочно определяют по формуле

СV2О5 = 95,4⋅ Sr − 31,6 (2.7)

Для каждого источника загрязнения воздушной среды устанавливаются нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу. ПДВ устанавливаются с учетом ПДК загрязняющих веществ, уровня их фоновых концентраций, гидрологических, гидрохимических, климатологических, геофизических характеристик территорий и природных объектов. Сущность внедрения ПДВ – ограничение разовых выбросов.

Предельно-допустимый выброс (ПДВ) – масса загрязняющих веществ, выброшенная в воздушный бассейн в единицу времени, которая не создает в приземном пространстве уровень загрязнения выше, чем ПДК.

Платежи предприятия за нормативный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. руб./год, определяются зависимостью:

 

при Мi ≤ МПДВi, (2.8)

где Пуд.нi – ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах ПДВ, руб.;

Мi – фактическая масса выброса i-го загрязняющего вещества, т/год;

МПДВi – масса предельно-допустимого выброса i-го загрязняющего вещества, т/год.

Ставка платы, руб./т, за нормативный выброс i-го загрязняющего вещества определяется по формуле:

 

Пуд.н.i = Нбл.i ⋅ Кэ.атм⋅Ки, (2.9)

 

где Нбл.i − базовый норматив платы за выброс i-го загрязняющего вещества, руб./т;

Кэ.атм – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы: для Восточно-Сибирского экономического района Кэ.атм = 1,4;

Ки – коэффициент индексации (утверждается по каждому году Минприроды России по согласованию с Минфином и Минэкономики России). В практической работе принимается Ки = 90.

При отсутствии нормативов ПДВ для источника выбросов в атмосферу плата за загрязнение считается сверхнормативной и взимается в пятикратном размере. В практической работе принимается, что масса выбросов котельной не превышает имеющихся значений ПДВ во всех вариантах заданий, поэтому эти нормативы не приводятся.

В практической работе требуется определить массы выбросов загрязняющих веществ в зависимости от вида и количества израсходованного топлива (Мi), годовой ущерб от загрязнения атмосферы каждым из загрязняющих веществ (Пi) и суммарные значения этих величин (М, П). Результаты расчетов сводятся в таблицу.

Исходные данные к практической работе приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Исходные данные

 

Вид топлива Расход топлива, т/год
  уголь Азейский  
  мазут высокосернистый  
  уголь Черемховский  
  мазут сернистый  
  уголь Канско-Ачинский  
  мазут малосернистый  
  уголь Бурятский  
  уголь Минусинский  
  уголь Черемховский  
  уголь Азейский  
  уголь Азейский  
  мазут высокосернистый  
  уголь Черемховский  
  мазут сернистый  
  уголь Канско-Ачинский  
  мазут малосернистый  
  уголь Бурятский  

 

Расчет платежей по каждому варианту сводится в таблицу:

 

Ингредиенты загрязнения Mi, т/год Нбл.i, руб./т Пi, тыс.руб./год
уголь мазут
  Зола   0,17 8,25  
  Оксид углерода (CO)   0,005  
  Оксиды азота (NOх)   0,42  
  Оксиды серы (SOх   0,33  
  Пятиокись ванадия (V2O5)   - 8,25  
             

 

Практическая работа № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: