Оценка ущерба от загрязнения атмосферы передвижными




Источниками

Цель работы: изучить методики расчета платежей за загрязнение атмосферы передвижными источниками; выполнить характерный для реальных условий работы предприятий железнодорожного транспорта расчет платежей.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками может быть рассчитана по трем методикам, краткая характеристика каждой из которых дана в табл. 3.1.

Таблица 3.1 - Методики расчета платежей за выбросы от передвижных источников

 

Исходные данные Область применения Преимущества Недостатки
  Количество израс-ходованного за квартал или за год топлива (бензин, газ и др.), т или м3 Расчет фактических платежей при отсутствии ПЭК* (наиболее часто используемая методика) Простота получения исходных данных (по квартальной или годовой отчетности) Использование ставок платы, установленных исходя из максимально возможных выбросов при сгорании топлива
  Количество передвижных источников на предприятии Расчет плановых платежей в начале года Простота получения исходных данных Использование ставок платы, установленных исходя из максимально возможного расхода топлива (наименее выгодная методика
  Фактические массы выбросов загряз-няющих веществ Расчет фактических платежей при наличии ПЭК Взимание платежей по фактическому ко-личеству выбросов позволяет снизить плату в 2 − 4 раза (наиболее выгодная методика) Необходимость осуще-ствления замеров с использованием слож-ных приборов и специального персона-ла

*) ПЭК – пункт экологического контроля, где производятся замеры выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками и регулировка двигателей; ПЭК обычно создаются при локомотивных депо и используются для контроля выбросов тепловозов

 

Общая нормативная плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников в зависимости от количества израсходованного топлива (первая методика) определяется по формуле

 

(3.1)

где c – вид топлива;

Пс – удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании с-го вида топлива;

Тс – количество с-го вида топлива, израсходованного передвижными источниками загрязнения за отчетный период, т;

Кэ.атм– коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе. Для Восточно-Сибирского экономического района Кэ.атм = 1,4;

Ки – коэффициент индексации (утверждается по каждому году Минприроды России по согласованию с Минфином и Минэкономики России). В практической работе принимается Ки = 90.

Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сгорании 1 т или 1 м3 различных видов топлива приведены в прил. 2.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется в зависимости от количества транспортных средств (вторая методика) по формуле:

 

, (2.2)

 

где nпи.i – количество передвижных источников i-го типа;

Ппи.i – годовая плата за передвижной источник i-го типа, руб. (прил. 3).

Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:

 

, (3.3)

 

где Пн.j – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства;

αj – доля транспортных средств j-го типа, не соответствующих стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не отвечающих требованиям стандартов, к общему количеству транспортных средств.

Плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды России по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

При проведении расчетов по третьей методике прежде всего необходимо провести замеры выбросов с отработавшими газами дизелей тепловозов и рефрижераторного подвижного состава (РПС) на ПЭК. Замеры производятся на 5 режимах (холостой ход − ХХ, 25 %, 50 %, 75 %, 100 % от максимальной мощности). Данные замеров (удельные выбросы, кг/ч) для некоторых типов подвижного состава приведены в прил. 5. Расчет величин фактических выбросов производится по формуле:

, (3.4)

 

где gik – удельный выброс i-го загрязняющего вещества при работе двигателя на k-ом режиме, кг/ч (прил. 5);

n – число режимов работы двигателя;

τk – доля времени работы двигателя на k-ом режиме (прил. 4);

Т – суммарное время работы дизеля подвижного состава; принимаем Т = 1000 ч/год;

Кf – коэффициент влияния технического состояния дизелей на величину выбросов в атмосферу. Принимается равным 1 для дизелей со сроком службы до 2-х лет и 1,2 – свыше 2-х лет (последнее принять при расчетах);

КВ – коэффициент, учитывающий реальное время работы дизелей подвижного состава; для тепловозов и РПС принять соответственно 8,5 и 1,3.

Оценка ущерба от загрязнения атмосферы i-й примесью Пi, руб./год, определяется по формуле (2.8), нормативы платежей – по формуле (2.9), при этом коэффициент индексации принять Ки = 90.

В данной практической работе требуется определить:

а) нормативные платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками при наличии данных о количестве топлива, израсходованного за прошедший квартал на предприятии (в депо), руб./квартал;

б) планируемые платежи (нормативные) за загрязнение атмосферы в течение года передвижными источниками, работающими в подразделении данного предприятия (на ПТО), руб./год;

в) годовые нормативные платежи за загрязнение атмосферы заданным типом подвижного состава по данным о фактических массах выбросов, руб./год.

Следует заметить, что исходные данные для расчетов по всем трем методикам не взаимосвязаны, поэтому результаты не сравниваются между собой.

Расчет ущерба от загрязнения атмосферы вредными выбросами тепловозов или РПС сводится в таблицу (см. таблицу 3.2).

 

 

Таблица 3.2 - Индивидуальная таблица расчетов ущерба от загрязнения атмосферы единицей дизельного подвижного состава (указать тип)

 

Режим k в % от макс. мощности gik, кг/ч / mik, кг/год τk
CO NO2 C % от Т ч/год
ХХ          
           
           
           
           
mi⋅ Кf ⋅ КВ, т/год          
Нбл.i, руб./т 0,005 0,42 0,33    
Пi, руб./год          

 

Исходные данные к практической работе приведены в таблице.

 

№ варианта Потребление топлива в депо, т/квартал Количество передвижных источников на ПТО Тип ПС*
АИ-93 (неэт.) А-76 (неэт.) ДТ легк. а/м груз. а/м (бенз.) груз. а/м. (диз.) груз. тепловоз маневр. тепловоз
        -     -    
  -     - -   -    
  -     -   -      
            - -    
                   
  -     -   - -    
        - -   -    
              -    
        - -        
  -         - -    
              -    
    -              
  -     -   -      
    -         -    
        -          
  -     -   -      
        -     -    

 

Практическая работа № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: