Введение
Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус науки, зарождается, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т.д. Потому как представители этого направления в социологии выступали не только чистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных дисциплин истории. Но какую бы предпочтение эмпирическому материалу не отдавали исследователи, все они придерживались более или менее однозначной теоретической установки, а именно стремились установить общие законы эволюции, что и позволяет отнести их к сторонникам эволюционизма. Таковыми, в частности, является Льюис Г. Морган (1818-1881), Джон Ф. Макленнон (1827-1881), Иоганн И. Боховен (1815-1887), Эдвард Б. Тайлор (1832-1917), Джеймс Фрэзер (1854 - 1941). Но особое значение в пропаганде идей эволюционизма сыграли работы Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог.
Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный труд, задуман как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма. Он был опубликован в 1862-1896 годах. Эта работа включала: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876 1896), «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).
|
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотила основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще тех, что обращались к идее эволюции. Так, в частности, Спенсер высоко оценил «Происхождение видов» Ч. Дарвина. Большое влияние на Спенсера оказали также труды А. Смита и Р. Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Следуя крайней версии либерализма, Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал он и колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии.
Философская система Герберта Спенсера
Основные идеи «синтетической философии» Спенсера звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно общих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея общей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи.
|
Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородного, от неопределенности к определенности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.
В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.
Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганическом. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низких фаз. Так, в надорганическом эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса о том, что человек в естественном состоянии «в значительной степени антисоциальный». Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганическом социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, нужно для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.
На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему Спенсера.