Общая характеристика программы научных исследований Института




НАУКА-ПРАКТИКЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития

Государственной системы специального образования в России

Н.Н.Малофеев, Е.Л.Гончарова,

ИКП РАО, Москва

 

Институт коррекционной педагогики РАО является ведущим научным центром страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Он был основан в 1929 году и уже почти 70 лет проводит фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы специального образования детей с отклонениями в развитии, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации средствами образования разных категорий детей.

За годы своего существования Институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, неслышащих и слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями. Научная разработка особых образовательных пространств, видов специальных образовательных учреждений и организационных форм специального обучения, особых педагогических технологий обеспечила возможность создания дифференцированной государственной системы специального образования (8 видов специальных школ и 15 программ специального школьного обучения, дифференцированная система дошкольной подготовки разных категорий детей с отклонениями в развитии) и создала значительный задел для ее развития в соответствии с ценностями Нового времени – периода 90-х гг.

В своей оценке состояния и перспектив развития действующей системы специального образования Институт опирался на глубокий многоаспектный анализ историко-генетических и социо-культурных основ становления, оформления и развития системы специального образования как института государства. Были разработаны: периодизация эволюции отношения обществ и государств к лицам с отклонениями в развитии и соотнесенная с ней периодизация развития национальных систем специального образования. Было доказано, что в любой стране переход государственной системы специального образования на новые этапы своего развития детерминируется изменением отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии и их правам. Исследование показало, что 90-е гг. в России характеризуется переходом к новому периоду эволюции отношения государства к лицам с отклонениями в развитии, а система специального образования – переходом к качественно новому периоду развития в соответствии с новым пониманием обществом и государством прав детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии. Было доказано, что переход к новому периоду отношений к инвалидам, осуществленный в Европе в ходе длительного развития демократических норм и экономического подъема, в России начался не только на два десятилетия позже, но и осуществляется в принципиально иных условиях:

- не на основе длительного периода развития демократических норм, носившего эволюционный характер, а на основе резкой кардинальной смены устройства общества и государства;

- не на этапе экономического подъема, а на этапе глубокого и глобального экономического кризиса в стране и распада всех институтов государства;

- не на основе совершенствования ранее действующего и устоявшегося законодательства в сфере специального образования, а при отсутствии Закона о специальном образовании и впервые возникшей в истории государства необходимости его разработки.

При этом наиважнейшей особенностью современного этапа является то, что к моменту ратификации РФ (1991) соответствующих Деклараций ООН (1971, 1975), определяющих обязательность перехода системы специального образования на новый этап своего развития, Россией не был достигнут тот уровень развития сети специальных образовательных учреждений и охвата нуждающихся в специальном образовании детей, который был достигнут к моменту ратификации этих же Деклараций странами Западной Европы.

Переход системы специального образования на следующий (третий) этап оказался неподготовленным вследствие организационной незавершенности и специфичности предшествующего (второго) этапа развития системы. В этом и заключается центральное противоречие современного периода 90-х гг.

В условиях сложившегося противоречия Институт считает принципиальным обеспечение условий для эволюционного развития системы специального образования, последовательной и планомерной трансформации системы на разных уровнях.

Построение научно обоснованной стратегии преодоления современного кризиса в развитии национальной системы специального образования требует учета эволюционного характера кризиса, специфики национальных условий его протекания, уровня развития системы на переходе, потенциала отечественной дефектологической науки в решении теоретических, методологических и методических проблем, анализа “уроков” западного опыта, и прежде всего, в области интегративных подходов к образованию.

Важнейшей задачей реформирования системы является ее реструктуризация, а именно: достраивание отсутствующего ныне структурного элемента, нового базиса - системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. Проведенные в Институте исследования убедительно показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно предупредить появление новых специальных образовательных потребностей, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня социальной недостаточности ребенка. Получены данные, доказывающие, что грамотно организованная ранняя комплексная коррекция открывает для значительной части детей возможности включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

Для того, чтобы, следуя мировой логике развития систем (соотнесенной с эволюцией отношения), обеспечить реальный переход российской системы специального образования на следующий этап, необходимо разрешить центральное и сложнейшее противоречие периода 90-х гг. Именно поэтому роль дефектологической науки на современном этапе состоит в решении задач, направленных на поддержку организационного и логического завершения второго этапа в развитии системы и ее планомерного поэтапного реформирования в соответствии с логикой перехода к третьему этапу своего развития. Эти задачи таковы:

- поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

- целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции специалистов ведущих специальных образовательных учреждений страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии.

Параллельно при этом следует:

- обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речи с целью создания государственной системы раннего выявления, комплексной диагностики и ранней комплексной коррекции отклонений в развитии у детей, начиная с первых месяцев жизни;

- определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

- переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

- разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

- обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследований и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

- на основе изучения общего и специфического в развитии разных категорий детей построить максимально полные "карты" (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав при этом все возможные "обходные пути" в достижении этапных задач.

Эта позиция легла в основу определения содержания и структуры программы научных исследований ИКП РАО "Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование", которую Институт реализует с 1992 г.

Общая характеристика программы научных исследований Института

Программа научных исследований Института коррекционной педагогики РАО "Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование" направлена на разработку научных основ планомерного преобразования отечественной системы специального образования с целью перехода на качественно новый этап развития. Она является частью комплексной программы исследований Отделения психологии и возрастной физиологии РАО “Образование и развитие человека: психологические и физиологические основы, культурная норма, отклонения и коррекция”.

С целью активизации взаимодействия специалистов разных областей дефектологии научно-исследовательская программа Института с 1992 года организуется по тематическим разделам, объединяющим специалистов разных профильных лабораторий в решении общих для разных направлений дефектологии и наиболее актуальных для современного этапа развития системы специального образования проблем.

Раздел ”Социологический анализ и прогнозирование развития системы специального образования в России“ объединяет исследования, в которых рассматриваются научно-организационные основы проектирования системы специального образования ХХI века.

Раздел “Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей“ объединяет исследовательские работы разных подразделений Института, направленные на разработку теоретических основ и методического инструментария для комплексной медико-психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии.

Раздел “Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами“ объединяет специалистов разных лабораторий Института в поиске резервов совершенствования системы специального образования за счет максимально раннего начала целенаправленной работы с ребенком и максимально возможного включения в эту работу родителей.

Раздел “Научно-методическая поддержка функционирующей системы школьного образования разных категорий аномальных детей“ объединяет сотрудников лабораторий содержания и методов обучения детей с нарушением зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями в разработке научно-методического обеспечения ныне функционирующей государственной системы специального образования с целью достижения максимально возможных результатов реабилитации через образование у детей, включенных в эту систему.

Раздел “Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии“ объединяет исследования, рассматривающие проблемы интегрированного обучения в реальных условиях российской образовательной системы.

Раздел “Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики детей с особыми нуждами“ объединяет исследователей, занимающихся разработкой концептуальных основ использования компьютерных технологий в специальном образовании, созданием специализированных программно-методических комплексов, поддерживающих развивающее обучение разных категорий детей, поиском новых “обходных путей” обучения, возможных только на базе компьютерных технологий.

Раздел “Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта“ объединяет исследователей, рассматривающих систему помощи этой категории детей как один из компонентов системы специального образования ХХI века, основным контингентом которой станут дети со сложной структурой дефекта.

Раздел “Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями“ объединяет исследователей разных лабораторий Института, разрабатывающих проблемы единства аффекта и интеллекта на теоретическом, экспериментальном и методическом уровнях по отношению к разным категориям детей, нуждающихся в реабилитации средствами образования, а также проектированием нового содержания специального образования.

Раздел “Создание системы непрерывного образования для преподавателей дефектологических факультетов“ объединяет исследователей, решающих задачу трансформации результатов новейших научных исследований в содержание новых базовых и прикладных курсов по специальной психологии и педагогике для системы высшей школы.

Все новые приоритетные направления предполагают проведение фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых значимы как для развития теоретических основ самой дефектологической науки, так и практики специального образования сегодняшнего и завтрашнего дня, совершенствования системы массового образования в условиях усложняющегося контингента детей.

Наиболее значимыми и востребованными результатами исследований по указанным направлениям за последние годы, являются:

- периодизация развития национальных систем специального образования;

- концепция развития государственной системы специального образования в современных условиях; проект концепции реформирования отечественной системы специального образования;

- новые методы нейрофизиологической диагностики состояния центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов;

- комплексные модели компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития у детей;

- система экспресс-диагностики нарушений умственного развития у детей двух-трех лет;

- модели восьми вариантов дисбаланса аффективной сферы у детей с ранним детским аутизмом и соответствующие им модели психолого-педагогической коррекции;

- федеральные программы обучения школьников с различными отклонениями в развитии для ныне действующей системы специального образования для 8 видов специальных образовательных учреждений;

- вариативные государственные программы классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе;

- концепция и вариативные модели интеграции детей с отклонениями в развитии в массовое образование на основе раннего выявления и ранней комплексной коррекции;

- концепция внедрения компьютерных технологий в систему коррекционного обучения; концепция создания специализированных компьютерных обучающих программ; первый национальных пакет специализированных компьютерных программ и методик их применения;

- психолого-педагогический подход к ранней комплексной коррекции (на примере детей с нарушением слуха) и методическое оснащение совместной работы специалистов и родителей;

- программы спецкурсов и лекции по наиболее актуальным и сложным проблемам современной дефектологии (ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии, работе с неслышащими детьми раннего возраста (0 – 3 года), коррекционно-воспитательной работе с оглохшими детьми разного возраста, обучению детей со сложными нарушениями развития, подготовке дефектологов к работе с детьми, страдающими ранним детским аутизмом и т.п.).

Важное место в научной и научно-практической деятельности Института занимает опытно-экспериментальная работа, в рамках которой осуществляется апробация и внедрение в практику специализированных коррекционных курсов обучения детей с различными нарушениями в развитии; накапливается банк данных, позволяющий разрабатывать и оформлять предложения к изменению или введению новой нормативной документации для системы специального образования в РФ; осуществляется вовлечение практических работников в проведение исследований, направленных на совершенствование специального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: