по дисциплине История психологии




Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Столичная финансово – гуманитарная академия»

Филиал в г. Вологде

Факультет: психологии, педагогики и права

Направление подготовки: Психология

Картотека

по дисциплине История психологии

Выполнила:

студентка

1 курса

Львова О.Ю.

 

 

г. Вологда

2013г.


Платон
(428 или 427 до н. э., - 348 или 347 до н. э.)
- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя - Аристокл. Платон - прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

 

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих»

«Бог в нас самих»

«Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой»

«Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать»

«Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит»

«Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному»

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения»

«Рожденье - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит, любовь - это стремление и к бессмертию»

Платон представил первопричину вещей как царство идей, душ, скрытых за небосводом. Это идеальное царство незыблемо и нетленно, тогда как все чувственное – от звезд до предметов – лишь сокращенные и затемненные идеи, их несовершенные, слабые копии. Душа - не только идея, но и цель вещи, к которой вещь должна стремиться. Утверждая принцип первичности вечных общих идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире, Платон обращается к общему понятию, слову, которого нет в реальной жизни.

Душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная часть души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным.

Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, а как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

 

 

Гиппократ
(около 460 — 377 до н.э.)  
 

 

«Душа человека развивается до самой смерти»

«Исцеление - это дело времени, но иногда это также дело возможности»

«Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом»

«Сгорая сам, свети другим»

«Любое возбуждение и сильное проявление чувств - опасно. Во всём важен медленный переход от одного к другому»

«Если врач не может принести пользы, пусть он не вредит»

«Следует избегать тех, кто выставляет напоказ свои знания и искусство»

«Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет»

Гиппократ собрал и систематизировал имевшиеся до него знания, создал базу собственного метода, положил начало представлению о типах телосложения, дав тем самым ключ к пониманию физиологии и патологии человека. Гиппократ присоединяется к Эмпедоклу, принимая, что все тела состоят из четырёх элементов: земли, воды, воздуха и огня. В организме человека он различает 4 основные материи, каждая из которых соответствует какому-либо определённому элементу или стихии. Кровь, исходящая из сердца, подобна воздуху и имеет ту же природу: горячую и влажную; лимфа, проистекающая из мозга, уподобляется воде, обладая той же природой: холодной и сырой; желтая желчь, происходящая из печени, соотносится с огнём, природа её горячая и сухая; чёрная желчь, продуцируемая в селезёнке, наподобие земли холодная и сухая. Если жидкости правильно смешаны, человек здоров, при неправильном соединении гуморов состав тела отклоняется от нормы, открывая дорогу болезни.

Гиппократ рассматривает строение тела в виде внутреннего гармоничного взаимодействия составляющих, где речь идёт о правильности весовой пропорции, т.е. о соразмерности количества и силы воздействия компонентов, а также общей гомогенности смеси, равномерно распределённой в организме. Преобладание одного из элементов даёт четыре варианта состава тела: тепло-влажный – с доминированием крови (сангвинический), тепло-сухой – холерический, холодно-влажный – флегматический, холодно-сухой – меланхолический. Различиями в телесной организации, т.е. перевесом какого-то элемента – крови, лимфы, желтой или черной желчи – объяснялась склонность к болезни. Люди с преобладанием крови заболевают лихорадкой, флегматики – водянкой, холерики – разлитием желчи и т.п.

Учение Гиппократа преследовало исключительно практические цели: разработку диагностических, терапевтических и профилактических мер – обнаружение склонностей к конкретной патологии, её устранение и предупреждение, например, подбор диеты, адекватной данному индивиду. Одним из центральных в интересах и деятельности гиппократовской школы был вопрос о влиянии на человека продуктов питания и других экзогенных факторов. Гиппократ твердо верил, что врач должен изучать человеческую природу и, если он желает исполнить свою обязанность тщательно, исследовать, «что представляет собой человек по отношению к пище и питью, а также ко всему прочему и что от каждого может случиться с каждым». Речь шла о реальной зависимости гуморальных механизмов от образа жизни субъекта и условий его существования, которые понимались широко, охватывая географическую среду, метеорологические явления и даже способ правления.

На соматическую структуру влияет возраст: человеческому телу присущи теплота, которая достигает своего максимума в детстве.

Гиппократ касается проблемы половых различий, утверждая, что и среди женщин имеются широкие индивидуальные вариации в преобладании гуморов, степени сухости организма или сырости, что обнаруживается внешним видом. У Гиппократа совершенно отчётливо выступает мысль о наследуемости состава тела. Гиппократ выделяет ассоциацию тело – психика, утверждая их связь. Психика – это более тонкая, чувствительная часть организма, состояние одного влияет на состояние другого.

Гиппократ выделяет 4 типа, которые он соотносит с 4-мя странами света: Востоком, Севером, Западом, Югом. С ними связываются четыре основных противоположных свойства природы: сухость, влажность, холод, тепло. Благодаря перечисленным свойствам природа, окружающая человека, и «делает» природу его самого.

Сангвиники – это люди, живущие на Востоке, а именно в Малой Азии. Климат там здоровый – теплый и сухой, местность цветущая, воды текучие и светлые, лучшие для здоровья. Люди упитанны и крупны, внешне они мало различаются, ввиду равномерности местного климата; они приятны в обхождении, спокойны и приветливы. Но мужественный дух, выносливость в труде и смелость не могут рождаться в такой природе, по необходимости верх берёт наслаждение.

Холерики – люди Севера. Неизвестно, о какой стране говорит Гиппократ, может быть, о Македонии, но речь идёт о горном регионе, где климат холодный и сухой, однако едва ли не более полезный, чем климат востока. Местность дикая, воды быстрые, но тоже полезные для здоровья. Люди худощавы, сильны, энергичны. Нрав их горд, упорен, они способны к искусству и военному делу.

Флегматики – люди Юга. Также неизвестно, о какой стране идет речь. Климат мягкий и влажный. Воды стоячие и затхлые. Тело людей рыхлое и сырое, они вялы, сонливы, в искусстве неуклюжи, не имеют тонкости и остроты, слабы душой, плохо переносят труд.

Меланхолики – люди Запада. Конкретный район тоже очерчен Гиппократом слабо. Он лишь сравнивает эту страну по климату и местности с осенью. Люди хмуры и упорны.

Впервые у Гиппократа утверждается, что склад психики формируется внешней средой. Кроме того выделена идея о влиянии социальных факторов на природу человека, хотя античный врач и отводит им все же второстепенное место.

Конкретная соматическая конституция, непосредственно обусловливает психическую.

Уравновешенность влаг и веществ означает гармонию души. Соматипсихическая ассоциация, созданная Гиппократом, содержит биологический детерминизм, оказалась поразительно устойчивой. Во всех теориях темперамента от Гиппократа до наших дней психические типы всегда связывали с конституциональными, если понимать под ними и особенности нервной системы. Гиппократ использовал индуктивный метод – от наблюдений частных феноменов к выводу общих положений.

Школа Гиппократа делает объектом изучения естественнонаучного анализа проблему индивидуальных различий.

 

Аристотель
(384 — 322 до н. э.)    
 

«Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела»

«Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать»
«Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования»
«Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви»

«Не любит тот, кто не любит всегда»

«Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь»
«Остроумен тот, кто шутит со вкусом.»
«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»

Аристотель - создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных направлений в понимании душевной деятельности.

Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», ее важные положения содержатся в других сочинениях А. («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных»). В противовес представлениям о душе как особом начале Аристотель учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал психологии биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Вегетативная («питающая») функция души специфична для растений, чувствующая и движущая функции — для животных, разумная — для человека. Высшие функции возникают на основе низших, поэтому функции души представляют собой уровни ее эволюции. А. принадлежит разделение органов чувств на пять разрядов. Наряду с передающими отдельные чувственные качества вещей органами (зрения, слуха и др.) он выделял «общее чувствилище», которое позволяет воспринимать единые для многих объектов свойства (величину, число). Аристотель отграничил область представлений («фантазии») от восприятий, считая ее посредником между чувственным и рациональным знанием. Образы «фантазии» служат предпосылкой мышления.

Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций. Движущей силой поведения было признано стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Действия, повлекшие за собой удовольствие, организм стремится вновь воспроизвести, в силу чего это чувство выступает как фактор научения. Каждой ситуации соответствует определенная (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя. Благодаря поступкам формируется характер.

При объяснении процесса познания Аристотель выдвинул понятие об особой форме интеллектуальной активности человека, обозначенной им термином «нус» (разум). Эта форма в качестве творческой активности, ведущей к общим понятиям, была противопоставлена всем остальным и истолкована как то, что, завися от тела, привносится в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума».

Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Последний представляет собой особый тип мышления, поскольку служит эффективной регуляции реальных действий, а не только приобретению знаний. Аристотель применял генетический и объективный методы при изучении специфических психических и этических признаков поведения.

Идеи Аристотеля стимулировали развитие психологической мысли последующих эпох.

Лукреций
(99—54 до н.э.)  
 

Дух силен радостью.

Дело само говорит за себя.

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

«Сладко, когда на просторах морских разыграются ветры

С твердой земли наблюдать за бедой, постигшей другого.

Не потому, что для нас будут чьи-либо муки приятны,

Но потому, что себя вне опасности чувствовать сладко»

Лукреций, современник Юлия Цезаря, излагает доктрины Эпикура в своей обширной поэме «О природе вещей», содержащей краткое изложение современной ему науки. Рациональная и пассивная этика, которую проповедовал Лукреций, не заинтересовала алчных и агрессивных правителей республики, но оказалась привлекательной для аристократов, которые по большей части избегали насилия гражданской войны и политики, а потому нуждались в философии, которая помогала бы им спокойно жить во время катаклизмов, сотрясающих общество. Лукреций в своей поэме ничего важного о психологии не говорит; он просто в довольно дидактической манере излагает воззрения Эпикура и Демокрита, добавляя некоторые комментарии для устранения слабых мест. Высказывания Лукреция так же ограничены, как и те источники, которыми он пользуется; например, он говорит, что, поскольку страх и радость мы ощущаем «в середине груди», именно там находится разум или понимание и что ум и душа (которые, по словам Лукреция, едины) состоят из очень маленьких быстро двигающихся атомов.

Гален Клавдий
(129—200)
 

 

«Наши характеры образуют наши нравы»

«Врач - это помощник природы»

«Настоящая красота заключается в совершенстве назначения»

«Некоторые лекарства, утешая боль, способны разлить яд по всему телу»

«Стремление к соитию есть средство, которое природа создала для спасения и сохранения рода, а не для удовлетворения похоти»

Один из трактатов Галена: «Диагностика и лечение страстей души» содержит всего лишь повторения стоических и платоновских рекомендаций контролировать эмоции с помощью разума. В другом труде, Гален довольно подробно разработал классификацию эмоций, кратко упомянутую Платоном в «Государстве», а именно: эмоции или принадлежат к «вспыльчивости», вызванной гневом или огорчением, или к «чувственности», возникающей из желания наслаждений и удовлетворения телесных потребностей. Практически все современные психологи, классифицировавшие эмоции, пользовались сходным делением. Основным вкладом Галена в психологию является его теория личности, основывающаяся на гиппократовской теории четырех гуморов. Она сыграла отрицательную роль, поскольку на протяжении столетий уводила врачей и философов в сторону от понимания причин личностных особенностей и психических заболеваний. Впрочем, Гален обнаружил и правильно описал одно из физических проявлений эмоций. Однажды он заметил, что пульс его пациентки ускорился при упоминании имени одного танцора. Гален устроил так, что во время его следующего визита кто-то вошел в комнату и стал обсуждать выступление другого танцора; на третий день эксперимент был повторен с упоминанием имени еще одного танцора. Ни в одном из этих случаев учащения пульса не наблюдалось. На четвертый день было снова упомянуто имя первого танцора, и пульс больной ускорился. Гален уверенно поставил диагноз: любовная болезнь, — и добавил, что врачи не всегда понимают, что телесное здоровье может нести урон из-за страданий психе. К сожалению, Гален не развил этой мысли; ученые не возвращались к ней до появления психосоматической медицины в XX веке.

 

Авиценна (Абу Али Ибн-Сина)
(980-1037)
 

 

Умерен будь в еде - вот заповедь одна,Вторая заповедь - поменьше пей вина.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина,
Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.

Вино — наш друг, но в нём живет коварство:
Пьёшь много — яд, немного пьёшь — лекарство.
Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру — и продлится жизни царство…

В частности, большой интерес представляют работы Ибн Сины «Поэма о душе», «Брошюра об объяснении другой субстанции», «Очерк о человеческих силах и их познаниях», «Брошюра о душе».

Авиценна, являясь последователем Аристотеля, в то же время продолжил линию Сократа в толковании внутреннего мира человека. Так возникли «две психологии» Авиценны: естественно-научная и метафизическая, т.е. концепция двойственной истины.. Главная идея учения Авиценны как философа – инструментом познания является разум:

Познание состоит в отображении познаваемого предмета познающим субъектом.

Познание основано на чувственном опыте – реальность дается только в ощущениях. Авиценна выделял следующие этапы абстрагирования:

ощущение (появление образа);

представление (различие образа и материи);

воображение (возникновение идей и понятий);

всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).

Авиценна считал неоспоримым фактом локализацию душевных сил в мозге и органах чувств; мозг, по его мнению, является средоточием психики человека.

В средневековой Европе развивались два основных направления научной мысли в рамках схоластики: номинализм и реализм. Номинализм отрицал существование общих понятий – универсалий. Сторонники реализма, напротив, признавали бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов (понятий и категорий).

 

Пьер Абеляр
(1079-1142)
 

«C сильной любовью не могут ужиться черные подозрения»

«Любовь - одно из зол, которых нельзя скрыть; одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее»

«То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости»

Французский философ-схоласт и теолог. Был знаменит как преподаватель и мастер полемики. Высоко ценил античную философию и культуру. Характерная черта философии Абеляра -рационализм. Абеляр подчеркивал необходимость обоснования догматов веры с помощью знания. Объективно это вело к расшатыванию христианского вероучения. Источник христианской нравственности Абеляр видел в т. н. естественной морали. Сочинения: «Да и нет», «История моих бедствий»

Фома Аквинский
(1225-1274)
 

В каждой душе живет тяготение к счастию и смыслу.

Любить кого-либо - то же самое, что желать этому человеку добра.
Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели
Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.
Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Счастливому человеку нужны друзья и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

Фома Аквинский придерживался аристотелевских принципов. Душа не существует от века, но творится Богом в тот момент, когда тело становится готовым принять ее.

В учении об уме Аквинский следует Аристотелю. Есть ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, она имеет свободу выбора. Она состоит в самоопределении и может избирать свободно между разными целями. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели.

Он представлял мир как систему, состоящую из нескольких иерархических ступеней. Самая широкая ступень - неживая природа, над ней - мир растений и животных, высшая ступень - мир людей, который является переходным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.

Аристотелевская теория отдельных душевных свойств приобрела следующий вид: есть вегетативная душа, присущая растениям, сенситивная душа животных и разумная душа человека, выполняющая и функции двух низших душ. Собственную душу мы познаем

не непосредственно, а опосредовано, через интуицию. Говоря о добродетелях, к четырем традиционно греческим - мудрости, отваге, умеренности и справедливости - Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь.

Смысл жизни сводился Фомой к достижению счастья, понимаемого им как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения. Фома Аквинский был в 1323 г. причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым учителем церкви.

 

Хуан Уарте
(1530-1592)
 

Испанский врач и философ, учился в Баэсском университете, в 1559 получил степень доктора медицины в университете Алькала. С 1571 жил в Баэсе, где в 1572 получил должность городского врача. Его труд «Исследование способностей к наукам» ставит перед собой задачу объяснить: 1) «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой»; 2) «какие виды дарования имеются в человеческом роде»; 3) «какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности»; 4) «по каким признакам можно узнать соответствующее дарование». Уарте объясняет качественное различие вещей набором количественных комбинаций одной и той же первичной субстанции, которая представляет собой совокупность четырех элементов — огня, земли, воздуха и воды, обладающих четырьмя первичными качествами (жар, холод, сухость и влажность). Эти элементы и качества, по его мнению, определяют свойства всех предметов и явлений природы, в т. ч. и человека. Особый интерес представляет предложенная Уарте классификация наук, в основе которой лежат познавательные способности человека — память, разум и воображение.

 

Бэкон Фрэнсис
(1561-1626)
 

«В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает»

«Умный человек создает больше возможностей, чем находит»

«Тот, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо Господь Бог»

«Так легко быть любимым, так трудно любить»

«Мужчина уже наполовину влюблен в каждую жен­щину, которая слушает, как он говорит»

Основное внимание сосредоточил на создании систем научного мировоззрения. Знание провозглашалось силой: «Мы столько можем, сколько знаем».У Бэкона появился термин «очищенная дощечка» Бэкон пишет о 4_х видах «призраков» в познавательном процессе человека. «Призраки рода»; «призраки пещеры»; «призраки рынка»; «призраки театра». Центральная часть научной системы Ф. Бэкона — учение о методе. Метод — величайшая преобразующая сила. Как родоначальник английского эмпиризма Бэкон признавал ведущую роль за опытом. Познание — есть изображение внешнего мира в сознании человека, которое начинается с чувственных показаний. Формула нового научного метода: «логика + эксперимент». Он формирует линию исследования души как «самой простой из всех субстанций». Новизна заключалась в исключении из состава души органических функций; в провозглашении понятия «души» лишним для описания жизнедеятельности тела и его психических явлений; в отказе от изучения души как особого предмета. По мнению Ф. Бэкона, по строению тела и чертам лица можно определить душевные наклонности (физиогномика). В познавательных процессах первым познавательным актом являются ощущения. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области.

Книги: "Опыты" (1597), "Новый Органон" (1620), «Новая Атлантида» (1623).

 

 

Томас Гоббс
(1588-1679)
 

Обычно сладострастие обозначают словом Любовь, подразумевая под ней неопределенное влечение одного пола к другому, столь же естественное, как и голод.

Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности.

Желание нравиться есть не чувственное, а духовное удовольствие и состоит в представлении о своей способности доставлять удовольствие другим.

Любовь к соседу — нечто другое, чем любовь к соседке.

Счастье не в том, что мы в чем-нибудь преуспели, а в самом преуспевании.

Слова — это игральные фишки умных людей и деньги дураков.

Отрицая провозглашенную Р. Декартом независимую от телесного органа духовную субстанцию, утверждал, что мыслит только материя. По его мнению, психика - это тень реальных материальных процессов, подчиненных законам природы. Всю психику он сводил к образам. Начало всем представлениям дает ощущение; память - представление, отошедшее в прошлое; мышление - течение образов в соответствии с правилом ассоциаций. Именно Т. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии.

В теории познания он утверждал генетический подход, согласно которому познание начинается с определения и исключения многозначностей. Так, в четвертой главе «Левиафана» – «О речи» – он рассматривает речь как результат общения и процесса освоения исторического опыта человечества.

 

 

Рене Декарт
(1596-1650)
 

 

Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется...Страх же есть склонность души,убеждающая ее в том,что желание не сбудется.

Я мыслю,следовательно,существую.

Уважение других дает повод к уважению самого себя.

Уединение нужно искать в больших городах.

Разработал учение о страстях в своей последней работе “Страсти души”. Страсти – продукты соединения души и тела: голод, жажда, восприятие. Дословно, это “восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением “духов” ”Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов. приводящие к физиологическим изменениям в организме. источники страстей разнообразны, но главные –воздействие внешних предметов. Чувства по Декарту предметны, в этом их главная особенность. Он различал первичные (6 - удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль) - и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (напр. уважение и пренебрежение - род удивления, а ревность - вид страха). Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.

Психику понимал как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Он отвергает представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я” по его мнению неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе. Душа и сама может действовать на нее, получая множество впечатлений.

Противопоставлял психику и телесность как разные роды бытия. тело он отождествил с материей. сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. дух, напротив, неделим. каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела выбрал субъективный критерий: то, что мы испытываем таким образом, что можем допустить это в терминах неодушевленных, должно приписывать телу, а что не можем – душе.

Декарт ввел понятие рефлекса и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части действий человеческих. Тело описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела описывал механистически и материалистически. использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию “животных духов” - маленьких и быстрых частиц. Сокращения и растяжения мышц происходят из-за перераспределения в них духов через маленькие отверстия. Нервы – трубочки с сердцевиной в виде ниточек, соединяющих мозг с органами движения, снабженные оболочкой – продолжением мозговой оболочки. Натяжение нитей приводит к открыванию клапанов отверстий, ведущих из мозга к нервам. напрвленность духов обуславливается внешним воздействием, а также неодинаковой подвижностью и разнообразием духов. Таким механизмом объясняются все движения, происходящие бз участия воли. Непроизвольные движения объяснял рефлекторным механизмом. Животные не имеют души и мышления, все их движения суть автоматизмы.

 

Лейбниц Готфрид
(1646-1716)  
 

«Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.»

«Горе — это беспокойство души, когда она думает о потерянном благе, которым могла бы дольше наслаждаться, или когда она мучается из-за испытываемого ею в настоящий момент зла.»

«Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье.»

«Любовь есть склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека.»

Опираясь на открытое им дифференциальное и интегральное исчисление, представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных ценностей — монад. Отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, Л. ввел понятие о бессознательной психике, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий («малых перцепций»).

Животные, по мнению Лейбница, не являются простыми автоматами. Разум им заменяют ассоциации, которые являются единственным способом организации знания не только для животных, но и для людей, когда они ограничиваются данными органов чувств. Вместе с тем только людям свойственно ясное рациональное понимание природы вещей и постижение вечных истин. Распространив на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, Лейбниц разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию (представленность) какого-либо содержания, под второй — его отчетливое осознание, которое включает обостренное внимание и активную работу памяти.

Критикуя эмпиризм Локка, выразившийся в трактовании души как органа, запечатлевающего чувственные воздействия, Лейбниц указывал, что этот орган не является «чистой доской», в нем имеются только задатки, предрасположенность к познанию, реализуемая активной деятельностью разума. Объясняя связь между психическим и физическим, Лейбниц выдвинул положение о том, что между ними существует не взаимодействие, а соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии». Душа и тело совершают свои действия самостоятельно, независимо друг от друга, но поскольку они (подобно паре часов, показывающих одно и то же время) запущены в ход и движутся с величайшей точностью, складывается впечатление об их зависимости. Лейбниц — родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активности психики и строящихся на представлении о бессознательном.

 

 

Бенедикт Спиноза
(1677 - 1732)
 

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

«Незнание – не довод. Невежество – не аргумент»

«Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием»

«Тоска - это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи»

«Счастье - не награда за добр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: