Анализ факторов внешней и внутренней среды хозяйства




 

Специалисты утверждают, что какими бы различными ни были организации, все они имеют ряд общих черт:

Создаются с одной главной целью – обеспечить координацию коллективных усилий, направленных на решение определенных задач. Все они должны ставить себе стратегические и тактические цели и периодически обновлять их. Они должны следить за тем, чтобы все члены организации вносили вклад в достижение общей цели.

Методологическую основу изучения организации составляют системный и ситуационный подходы. С позиции системного подхода организацию, возможно, рассмотреть как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешним окружением прямого и косвенного воздействия. Внутреннюю среду организации составляют ее структура, культура, ресурсы. Внешней средой прямого воздействия являются поставщики, потребители, конкуренты, правительственные органы. Внешняя среда косвенного воздействия это политика, экономика, право, социально-культурные факторы, физико-географические условия.

Для определения стратегии поведения организации и выполнения ее в деятельности, руководство должно иметь полное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях, так и о внешней, тенденциях ее развития и расположении, которое занимает в ней эта организация.

Внешняя среда является источником, поставляющим ресурсы в организацию, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Анализ факторов внешней среды организации. Внешняя среда представляет собой совокупность факторов прямого воздействия (поставщики, потребители, трудовые ресурсы, конкуренты) и косвенного воздействия (экономика, технология, социально-политические факторы).

Проведеманализ факторов внешней среды, воздействующих на МУП-совхоз «Лухский» (таблица 6).

 

Таблица 6. Факторы внешней среды

Факторы Характеристика
Социальный Этот фактор очень важен, так как он оказывает влияние на другие составляющие внешней среды и на внутреннюю среду организации. К социологическим факторам относятся: рождаемость, средний возраст населения, возрастно-половая характеристика населения и др. Основное влияние на развитие деятельности оказывают следующие явления: – рост населения; – демографическая структура общества; – уровень образования; – возрастно-половая характеристика.
Экономический Этот фактор оказывает непосредственное влияние на развитие организации, так как позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Экономические процессы, протекающие на всем протяжении существования организации, безусловно повлияли на ее функционирование. Нестабильность экономики, влияние таких факторов как инфляция, уровень цен, безработица, непосредственно отразились на деятельности предприятия.
Технологический Этот фактор прямо или косвенно влияет на работу предприятия. Новинки в области технологии, в частности персональный компьютер, улучшают, делают работу более удобной. В МУП-совхоз «Лухский» имеется один компьютер. Бухгалтерские документы частично оформляются с помощью компьютера.
Политический Эти факторы необходимо изучать для ясного представления о том, что органы власти предполагают предпринять в отношении развития сельского хозяйства. Инфляционное ожидание, возможная смена политической власти, появление новых законов влияют на спрос и предложение, и, соответственно на цены реализуемой продукции. Поэтому руководитель должен немедленно реагировать на любое изменение, во избежание нежелательных последствий. Такие составляющие политического фактора как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот, контроль цен имеют важное значение для руководства.
Потребители Полное и качественное удовлетворение спроса потребителей – цель деятельности любого предприятия. Именно потребитель диктует, какие товары или услуги ему необходимы и по какой цене. Можно сказать, что МУП-совхоз «Лухский» занимает достаточно выгодное месторасположение, так как в находится в непосредственной близости с рынками сбыта своей продукции.
Поставщики Те виды кормов, семян и удобрений, которые необходимы для осуществления своей деятельности, хозяйство приобретает у поставщиков. Поступления ресурсов должны быть равномерными, иначе неудовлетворенный спрос приводит к упущенный прибыли и потерям. Поставщики, в основном, постоянные, предоставляющие максимальные скидки: ООО «ЗУО».
Конкуренты Это организации, с которыми сельскохозяйственные приходится бороться за покупателей, чтобы обеспечить свое существование. Изучение конкурентов является важным для руководства предприятием и направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, для дальнейшего построения своей стратегии. Основные конкуренты – ООО «СХП «Красный Октябрь», СПК «Добрица», ООО «СХП «Заречный», ООО «СХП «Вишневский», МУП «Совхоз «Тимирязевский», МУП «Совхоз «Порздневский», ЗАО «Колос», которые занимаются тем же видом деятельности и расположены в непосредственной близости с МУП-совхоз «Лухский».

 

Внешняя среда предприятия оказывает воздействие на внутреннюю среду, которая является частью общей среды находящаяся в пределах организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.

Анализ факторов внутренней среды организации. Внутреннюю среду МУП-совхоз «Лухский» можно охарактеризовать, проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности, персонала и доминирующей организационной структуры.

Базой для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности является годовая отчетность МУП-совхоз «Лухский» за 2004 и 2008 года.

Владея данными за несколько периода можно провести сравнение отчетных данных с данными прошлых лет, выявить факторы, влияющие на увеличение или снижение объема товарооборота, а также выявить резервы дальнейшего роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ работы предприятия осуществляется с помощью ряда показателей. Показатели указываются как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Для изучения финансово-хозяйственной деятельности хозяйства следует проанализировать данные следующих таблиц.

 

Таблица 7. Размер предприятия

Показатели 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2008 г Предприятие для сравнения год к 2004 году, % 2008 год к сравнп/п в%
Валовая продукция, тыс. руб.             162,2 42,7
Товарная продукция, тыс. руб.             145,2 43,5
Общая земельная площадь, га             96,2 80,2
в т.ч. с/х угодий             90,4 60,4
из них пашни             86,9 54,5
Среднегодовая численность работников, чел.             68,5 56,4
в т.ч. работников занятых в с/х производстве             65,7 60,5
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 50682,5           73,2 121,0
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.         5261,5   142,2 33,3
Поголовье скота, голов             69,9 47,1
Энергетические мощности, л.с.             81,8 79,9

 

Анализируя таблицу «Размеры предприятия», можно сказать о том, что анализируемое хозяйство имеет малые размеры по сравнению с МУП-совхоз «Порздневский» (предприятие-лидер для сравнения). Из выше указанных данных видно, что МУП-совхоз «Лухский» имеет в своем распоряжении значительную земельную площадь, численность работников, поголовья КРС, а также основных средств, но почти в два раза меньше, чем МУП-совхоз «Порздневский». Не смотря на то, что за анализируемый период численность работников неуклонно снижалась (с 73 человек в 2004 году до 50 в 2008 году), основные производственные показатели в динамике возрастают. Исключение составляет поголовье крупного рогатого скота, которое имеет общую тенденцию сокращения. Общее количество энергетических мощностей на предприятии снижается. Анализируя данные таблицы видно, что среднегодовая численность работников по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 31,5%, на 30,1% сократилось поголовье скота, но в тоже время наблюдается значительное увеличение товарной продукции на 45,2% и среднегодовой стоимости оборотных средств на 42,2%, что объясняется увеличением доли запасов.

В каждом хозяйстве необходимо возделывать такие культуры и развивать те отрасли животноводства, которые соответствуют его природным и экономическим условиям. Производственную специализацию хозяйства определяют по основным товарным отраслям и продуктам, которые обеспечивают наибольшую выручку от реализации. Она показывает сочетание отраслей.

Специализация сельскохозяйственного производства одна из главных путей интенсификации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

При определении специализации хозяйства выделяют основные и дополнительные отрасли. Для этого используют прямой показатель – структура товарной продукции (таблица 8).

Коэффициент специализации рассчитывается по формуле:

 

, где (1)

 

У – удельный вес отдельных отраслей в объеме товарной продукции, %;

i – порядковый номер отдельных отраслей по удельному весу каждого вида продукции в ранжированном ряду.

К (2004 год)=0,32

К (2005 год)= 0,51

К (2006 год)=0,48

К (2007 год)=0,44

К (2008 год)=0,5

К (в ср. за 5 лет)=0,41

Коэффициент специализации показал, что в среднем предприятие имеет средний уровень специализации.

 

Таблица 8. Структура товарной продукции предприятия

Отрасли и виды продукции 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год В среднем за 5 лет
Выручка тыс. руб. % к итогу Выручка тыс. руб.   % к итогу Выручка тыс. руб.   % к итогу Выручка тыс. руб.   % к итогу Выручка тыс. руб.   % к итогу Выручка тыс. руб.   % к итогу
Продукция растениеводства, всего   25,1   6,2   7,9   18,3   24,6   17,2
Зерновые и зернобобовые   18,9   1,6   5,7   15,6   23,7 740,2 14,2
в т.ч. пшеница   4,5   0,4   0,02   7,9   5,6 215,2 4,1
овес   12,6   1,2   5,6   7,7   18,1 509,4 9,8
ячмень   1,8     - - - - - - 15,6 0,3
Льнотреста   1,7   3,3   1,5   1,1 - - 70,8 1,4
Семена льна-долгунца     - - - - - - - -   0,3
Картофель   0,7 - - - - - - - - 5,6 0,1
Прочая продукция растениеводства   1,8   1,3   0,8   1,6   0,9 66,4 1,3
Продукция животноводства, всего   74,9   93,8   92,1   81,7   75,4 4329,4 82,8
Скот и птица в живой массе, всего   5,3   4,9   11,8   13,2     479,4 9,2
в т.ч. КРС   2,8   4,9   11,8   13,2     458,2 8,8
свиньи   2,5 - - - - - - - - 21,2 0,4
Молоко цельное   51,9   75,4   73,3   65,1   65,1   66,1
Мясо и мясопродукты, всего   17,3   13,3   6,8   3,1   1,1 380,8 7,3
в т.ч. КРС       13,3   6,8   3,1   1,1 352,2 6,8
свиньи   3,3 - - - - - - - - 28,6 0,5
Прочая продукция животноводства   0,4   0,2   0,2   0,2   0,2 12,2 0,2
В целом по с/х производству                     5229,4  

 

Таблица 9. Финансовые результаты МУП-совхоз «Лухский»

Показатели Годы 2008 год в % к 2004 году
         
Прибыль (+), убыток (–), полученный от реализации продукции и услуг всего, тыс. руб. -1376 -1125 -1637 -998 -1462 94,1
в т.ч. продукции            
а) растениеводства +49 -329 -195 +171 -175 28,0
б) животноводства -1425 -796 -1442 -1169 -1287 110,7
Полная себестоимость реализованной продукции и услуг всего, тыс. руб.           145,2
в т.ч.            
а) растениеводства           179,2
б) животноводства           137,7
Рентабельность (+), убыточность (–), % -24,4 -20,3 -26,5 -13,9 -17,8 137,1
в т.ч. продукции            
а) растениеводства +4,8 -54,6 -35,1 +17,7 -9,5 50,5
б) животноводства -30,9 -16,1 -25,7 -18,8 -20,2 153,0

 

Результатом производственно-финансовой деятельности хозяйства является убыток, то есть хозяйство является нерентабельным. В период с 2004 по 2008 год прибыль предприятие не получало, но в 2004 году и в 2007 году отрасль растениеводства приносила прибыль хозяйству.


[1].Королева Ю.Б. Управление в АПК. - М.: КОЛОС, 2006 – 376с.

[2] Королева Ю.Б. Управление в АПК. - М.: КОЛОС, 2006 – 376с.

[3] Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: учебник. - М.: - Дело, 2000 - 227с.

4.Русинов Ф. М., Разу М. Л. Менеджмент: учебник. - М.: ФБК - ПРЕСС, 1999 - 504с.

[5]. Веснин В. Р. Основы менеджмента - М.: «ГНОМ - пресс», 1999 - 440с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: