Разработка вопросов безопасности труда в проектной документации




Согласно СНиП Ш—4—80* «Техника безопасности в строитель­стве» и СНиП 3.01.01—85* «Организация строительного производства» каждое строительство должно быть обеспечено проектной документа­цией по организации строительства и производству работ (ППР — про­ект производства работ, ПОС — проект организации строительства).

При отсутствии указанной организационно-технической доку­ментации производство строительно-монтажных работ (СМР) пре­кращается.

Проект организации строительства содержит:

1) сводный календарный план застройки комплекса;

2) строительный генеральный план;


3) данные об объемах основных строительных, монтажных и спе­циальных работ с распределением по очередям, пусковым комплексам, а также данные о потребности в материально-технических ресурсах и рабочих кадрах;

4) ситуационный план площадки строительства с указанием существующей и проектной застройки, источников тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, подъездных дорог;

5) пояснительную записку.

Разработка вышерассмотренных разделов ПОС включает реше­ние целого ряда вопросов охраны труда. В основном это вопросы, ка­сающиеся санитарно-бытового обслуживания рабочих, организации строительной площадки всего комплекса, ее освещения, расположения ведущих машин и механизмов, устройства складов и др. Инженерные решения по охране труда на этой стадии проектирования носят про­ектный, расчетный и организационный характер.

Важнейшей частью организационно-технической документации является ППР. Он включает следующие разделы:

1) календарный план производства работ, устанавливающий последовательность и сроки выполнения работ;

2) почасовой транспортно-монтажный график (при «монтаже с колес»);

3) график поступления на объект строительных конструкций, деталей, материалов, оборудования и т.п.;

4) график движения рабочих по профессии;

5) строительный генеральный план;

6) технологические карты на сложные работы и работы, выпол­няемые новыми методами, а на остальные работы — типовые техно­логические карты;

7) рабочие чертежи временных зданий и сооружений, а также монтажной оснастки и приспособлений;

8) пояснительная записка, содержащая необходимые обоснова­ния принятых решений, потребность в материально-технических ре­сурсах и технико-экономических показателях.

Все разделы ППР в процессе их разработки должны включать и соответствующие решения по охране труда.

Вопросы технологии и организации выполнения конкретных СМР разрабатывают в технологических картах.

Инженерные решения по охране труда, разрабатываемые в технологических картах, должны учитывать местные условия и осо­бенности выполнения работ.

В пояснительных записках и проектной документации по орга­низации строительства и производству работ излагаются обоснования


принятых проектных, расчетных и организационных решений по ох­ране труда.

Технические решения по охране труда можно объединить в две группы: общеплощадочные и технологические.

К общеплощадочным относятся:

1) организация санитарно-гигиенического и бытового обслужи­вания работающих на строительной площадке;

2) выбор системы искусственного освещения стройплощадки, рабочих мест, проходов и проездов;

3) обеспечение рабочих питьевой водой;

4) ограждение опасных зон и защита каждого нижерасполо­женного рабочего места;

5) устройство временных автодорог, обеспечивающих безопас­ность движения автотранспорта.

К технологическим относятся:

1) разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность про­изводства работ;

2) отбор существующих устройств, оснастки и приспособлений для безопасного выполнения работ или разработка новых;

3) мероприятия, обеспечивающие электробезопасность на строй­площадке;

4) мероприятия по обеспечению безопасности и безвредности труда при использовании токсичных веществ;

5) разработка дополнительных мер по обеспечению безопасного производства работ в зимних условиях;

6) обеспечение безопасности и безвредности труда при одновре­менно проводимых работах несколькими организациями на одном строящемся объекте.

В процессе разработки ПОС и ППР вопросы охраны труда рас­сматриваются и согласовываются группой специалистов строительно-монтажной организации (главный механик, главный энергетик, ра­ботники планового отдела, отдела труда и заработной платы, инже­нер по охране труда). После рассмотрения и согласования проектная документация передается на утверждение главному инженеру строи­тельно-монтажной организации. После утверждения ПОС и ППР должны быть выданы линейным ИТР для ознакомления с планируе­мым строительством не позднее чем за 2 месяца до его начала.

Дороги

В соответствии со СНиП Ш—4—80* до начала работ на строи­тельной площадке должны быть сооружены подъездные пути и внут-риплощадочные дороги, обеспечивающие свободный и безопасный доступ транспортных средств ко всем строящимся объектам, склад­ским площадкам и помещениям.


Наиболее распространенными схемами дорог являются кольце­вая и сквозная, которые позволяют избежать столкновения и скопле­ния автотранспорта на строительной площадке, а также обеспечива­ют нормальный обзор участков дороги.

Безопасное движение транспорта на строительной площадке обеспечивают: рациональная схема движения транспорта, учитываю­щая пути движения рабочих; соблюдение размеров и типов дорожного полотна в зависимости от применяемых транспортных средств. Уста­новка дорожных знаков и надписей; выполнение мероприятий по безо­пасному производству погрузочно-разгрузочных работ в зоне монтаж­ных механизмов.

В кратчайшие сроки с наименьшей стоимостью могут быть по­строены грунтовые дороги. Однако более высокими по качеству явля­ются дороги с гравийным и щебеночным покрытием, асфальтовые и цементобетонные.

В целях обеспечения безопасности движения транспорта за наименьшие расчетные видимости принимают: по направлению дви­жения — 50 м, боковых (на перекрестках) — 35 м. Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги на территории строительства должно быть не менее: до забора — 1,5 м, до оси железной дороги ши­рокой колеи — 3,75 м, до оси железной дороги узкой колеи — 3 м.

Скорость движения автомобилей на территории строящихся объектов не должна превышать 10 км/ч, на поворотах — 5 км/ч.

При наличии на строительной площадке железнодорожных пу­тей количество их пересечений с автомобильными дорогами должно быть минимальным, причем каждое пересечение (переезд) необходи­мо ограждать. Устройство переездов осуществляется по типовым чер­тежам. Как правило, автомобильная дорога должна пересекать же­лезную дорогу под углом 90°, при хорошей видимости пересечение допускается под углом 60°.

Содержание строительной площадки

Проезды, проходы, подкрановые пути, погрузочно-разгрузочные площадки, площадки для складирования, рабочие места необходимо регулярно очищать от снега и льда, дороги посыпать песком, шлаком или золой, а в летнее время поливать водой.

Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и косогорах под уклоном более 20°, следует оборудовать стремянками, трапами или лестницами с односторонними перилами.

Колодцы и шурфы должны быть закрыты крышками, прочны­ми щитами или ограждены. Траншеи и котлованы в местах прохода людей необходимо ограждать, а в темное время суток следует уста­навливать световые сигналы.


В местах переезда транспорта через канавы или траншеи, где это необходимо, устраивают безопасные проходы с ограждениями для пешеходов.

Трубопроводы временных сетей водоснабжения и других коммуни­каций в местах пересечения с дорогами и проездами не должны подвер­гаться повреждению и мешать проезду транспорта и проходу пешеходов.

Строительный мусор со строящихся зданий и лесов следует опускать по закрытым желобам или в закрытых ящиках и контейне­рах при помощи кранов и механизмов для перемещения груза. Ниж­ний конец желоба должен находиться не выше 1 м над землей или входить в бункер.

Сбрасывать мусор без желобов или других приспособлений раз­решается с высоты не более 3 м, а в населенных пунктах — только при безветренной погоде. Места, на которые сбрасывается мусор, сле­дует со всех сторон ограждать или охранять.

При возникновении на строительной площадке опасных усло­вий (оползни грунта, осадка оснований под строительными лесами, скопление снега, твердых выбросов и пыли на покрытиях и перекры­тиях, обрыв проводов электрической сети и т.п.) люди должны быть немедленно выведены из опасных мест, а сами опасные места ограж­дены и обозначены предупредительными знаками.

Из числа ИТР приказом генеральной подрядной организации должно быть назначено лицо, на которое возлагается контроль за своевременным принятием мер по недопущению перегрузок несущих конструкций покрытий и перекрытий зданий в результате скопления на них снега, твердых выбросов, пыли, складирования строительных деталей и т.п.

Опасная зона— пространство, в котором возможно воздейст­вие на работающего опасного и (или) вредного факторов.

Опасные зоны в строительстве могут быть постоянными и вре­менными.

Постоянные опасные зоны должны обозначаться специальными ограждениями (ГОСТ 23407—78) на время выполнения определен­ных СМР или на весь период строительства, а временные опасные зо­ны — сигнальными ограждениями.

Ограждение опасных зон и участков исключает нахождение в их границах посторонних лиц и обеспечивает особое внимание рабо­чих при выполнении работ и передвижении людей на строительной площадке.

Опасной зоной считается:

1) для кранов — граница действия крана, а также зона рельсо­вых путей плюс 7 м (табл. 5.1). Для автомобильных кранов опасной зоной считается вылет стрелы плюс 5 м;


Таблица 5.1 Опасная зона для кранов

 

Высота возможного падения предмета, м Граница опас­ной зоны, м Высота возможного падения предмета, м Граница опас­ной зоны, м
до 20 120—200
20—70 200—300
70—120 300—i50

2) для электрических сетей — пространство, в пределах которо­го рабочий может коснуться проводов устанавливающими конструк­циями или переносными длинномерными материалами (табл. 5.2);

Таблица 5.2 Опасная зона линии электропередачи

 

Напряжение в электросети, кВ Опасная зона, м Напряжение в электросети, кВ Опасная зона, м
до 1 1,5 150—220
1—20
35—110 500—750

3) при производстве земляных работ — призма обрушения грун­та, границы глубоких котлованов, зоны работы землеройных машин;

4) для складов и складских площадок — зоны складирования материалов, конструкций, деталей;

5) для транспортных путей — зоны и участки дорог с интенсив­ным движением транспорта, опасные пересечения;

6) для работ, выполняемых на высоте — зоны по периметру строящегося здания шириной не менее 7 м при его высоте до 20 м и не менее 10 м при высоте до 100 м. При большей высоте здания опас­ная зона определяется ППР;

7) для работ, связанных с вредными веществами (ацетилен, ди-бутилфталат, хлор, толуол, ксилол, ацетон, аммиак и др.) — участки выполнения антикоррозионных, малярных, шпаклевочных работ. Участки сварки металлических, полимерных материалов и конструкций.

Размер опасной зоны зависит от многих факторов, но, прежде всего, от количественных параметров технологического процесса, на­пример от величины напряжения и связанного с ним электромагнит­ного поля, от давления рабочей жидкости в растворонасосах, краско­пультах, краскораспьшителях, от скорости движения техники, высоты укладки груза и т.п.

Мобильная техника образует подвижные, а стационарная — неподвижные опасные зоны.

Не все опасные зоны могут быть полностью защищены. Работая у таких зон, следует соблюдать повышенную осторожность.

...





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.