Социокультурные барьеры возникают между людьми разных социальных положений и культур. На протяжении своего существования человечество выработало систему социальных ритуалов и условностей. Эти установки носят как официальный, так и бытовой статус. Общественные правила субординации предписывают рамки общения и его стиль, что очерчивается деловым этикетом и этикой деловых отношений.
Культурные барьеры выражаются в затруднении коммуникаций между людьми разных культурных уровней или традиций вследствие разного воспитания, манеры поведения со знакомыми и незнакомыми людьми.
Мировоззренческие различия также могут быть препятствием на пути взаимопонимания.
Профессиональные барьеры выражаются в том, что в каждой профессии есть свои области знаний и свой лексикон.
Личностно-психологические барьеры определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. Неумение слушать и невладение собой тоже создают лишние барьеры.
Смысловые барьеры связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
Организационные барьеры могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
Технические барьеры возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
Совместимость и ее принципы. Совместимость определяется как способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Уровень координации в коллективе определяет степень психологической совместимости членов коллектива. Эту совместимость можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании.
|
«Фильтр доверия» и процесс фасцинации
Под «фильтром доверия» подразумевают процесс рассмотрения нового партнера по коммуникации с позиции доверия или недоверия к нему. Отсутствие доверия хотя бы с одной стороны препятствует самораскрытию, что автоматически не позволяет разрушить естественные барьеры, возникающие при контакте двух незнакомых людей или целых групп. Настороженность затрудняет откровенное общение, люди начинают хитрить и это еще больше усугубляет взаимное непонимание и отчуждение. В результате нет адекватной обратной связи при коммуникации.
Фасцинация (от англ. fаsсiпаtiоп - очарование) - это специально организованное вербальное (словесное) воздействие. Оно предназначено для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения. Цель фасцинации - повышение эффективности воздействия информации на поведение реципиента. Фасцинация снимает напряжение первых мгновений контакта. Это важный эффект, учитывая, что зажатые, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. Следует учитывать, что доверительность, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера.
Высокий уровень доверия между членами группы всегда имеет позитивное влияние на ее жизнедеятельность и функционирование. В этих условиях возникают:
· открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
|
· более корректная постановка целей и задач;
· большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;
· более высокая мотивация деятельности.
Доверие включает в себя:
· собственное намерение довериться другому;
· ожидание, что доверие оправдается;
· поведение, соответствующее этим намерениям;
· восприятие другими людьми собственного поведения как достойного доверия;
· учет ситуации и предполагаемых последствий доверия.
Исследователи отмечают, что наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность.
Первой стадией доверительного общения является установление первого контакта и формирование образа другого человека. При этом цель - формирование адекватного первого впечатления.
На второй стадии формируются межличностные отношения:
· достижение согласия;
· получение эмоциональной поддержки, одобрения, например, комплимента;
· стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие.
Коммуникативные барьеры
ФОНЕТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
В процессе общения зачастую возникает фонетический барьер, то есть препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внятно, достаточно громко, избегая при этом скороговорения. Известно, что выполнение этих условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует деловую коммуникацию. Большинство деловых партнеров такие правила выполняют как бы интуитивно и тем не менее фонетические барьеры возникают каждый раз, когда темп и скорость речи, качество дикции и произношения оставляют желать лучшего.
|
Специалистами в области психологии общения доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано и чем сензитивнее (чувствительнее) личность, тем чаще и быстрее это проявляется
С точки зрения психологии причина непонимания здесь будет заключена в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру.
В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные слушающему партнеру, не осознаются им. Понимание заблокировано.
Возникает вопрос: что же предпринять, чтобы изменить подобную ситуацию? Психологи рекомендуют в такие моменты использовать приемы личной психологической защиты (например, мысленно проанализировать особенности партнера в этот момент: "глаза-то как вылупил" или "вены-то как вздулись, вот-вот лопнут" или представить, что у партнера на голове шапочка с бубенчиками и "услышать" их звон в соответствии с движениями его головы). Однако мы говорим о деловой коммуникации и об ее эффективности, следовательно такое поведение недопустимо ни с одной, ни с другой стороны. Целесообразнее и в такой ситуации использовать вербальные средства, например сказать: "Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму". Эта фраза антипровокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реакцию партнера, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему.
Вообще тон голоса играет большое значение для понимания контекста. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли. Например, фразу: "Эту проблему мы должны решать совместно" можно сказать следующим образом: