Коммуникационные барьеры




Социокультурные барьеры возникают между людьми раз­ных социальных положений и культур. На протяжении своего существования человечество выработало систему социальных ритуалов и условностей. Эти установки носят как официальный, так и бытовой статус. Общественные правила субординации предписывают рамки общения и его стиль, что очерчивается деловым этикетом и этикой деловых отношений.

Культурные барьеры выражаются в затруднении коммуника­ций между людьми разных культурных уровней или традиций вследствие разного воспитания, манеры поведения со знакомы­ми и незнакомыми людьми.

Мировоззренческие различия также могут быть препят­ствием на пути взаимопонимания.

Профессиональные барьеры выражаются в том, что в каж­дой профессии есть свои области знаний и свой лексикон.

Личностно-психологические барьеры определяются про­блемами психологического климата, системы ценностей, негатив­ными установками друг против друга и предубеждениями. Неуме­ние слушать и невладение собой тоже создают лишние барьеры.

Смысловые барьеры связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

Организационные барьеры могут быть связаны с удале­нием участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

Технические барьеры возникают при отсутствии или не­исправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

Совместимость и ее принципы. Совместимость определя­ется как способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хороше­го взаимопонимания.

Уровень координации в коллективе определяет степень психологической совместимости членов коллектива. Эту совме­стимость можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном со­четании.

«Фильтр доверия» и процесс фасцинации

Под «фильтром доверия» подразумевают процесс рассмот­рения нового партнера по коммуникации с позиции доверия или недоверия к нему. Отсутствие доверия хотя бы с одной сторо­ны препятствует самораскрытию, что автоматически не позво­ляет разрушить естественные барьеры, возникающие при кон­такте двух незнакомых людей или целых групп. Настороженность затрудняет откровенное общение, люди начинают хитрить и это еще больше усугубляет взаимное непонимание и отчуждение. В результате нет адекватной обратной связи при коммуникации.

Фасцинация (от англ. fаsсiпаtiоп - очарование) - это спе­циально организованное вербальное (словесное) воздействие. Оно предназначено для уменьшения потерь значимой информа­ции при восприятии сообщения. Цель фасцинации - повыше­ние эффективности воздействия информации на поведение ре­ципиента. Фасцинация снимает напряжение первых мгновений контакта. Это важный эффект, учитывая, что зажатые, напряжен­ные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. Сле­дует учитывать, что доверительность, будучи связанной с рис­ком, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда имеет позитивное влияние на ее жизнедеятельность и функци­онирование. В этих условиях возникают:

· открытый обмен взглядами и мнениями по существенным воп­росам;

· более корректная постановка целей и задач;

· большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;

· более высокая мотивация деятельности.

Доверие включает в себя:

· собственное намерение довериться другому;

· ожидание, что доверие оправдается;

· поведение, соответствующее этим намерениям;

· восприятие другими людьми собственного поведения как до­стойного доверия;

· учет ситуации и предполагаемых последствий доверия.

Исследователи отмечают, что наиболее существенной при­чиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность.

Первой стадией доверительного общения является установ­ление первого контакта и формирование образа другого чело­века. При этом цель - формирование адекватного первого впе­чатления.

На второй стадии формируются межличностные отношения:

· достижение согласия;

· получение эмоциональной поддержки, одобрения, например, комплимента;

· стремление принятия себя как личности, например, через са­мораскрытие.

 

Коммуникативные барьеры

ФОНЕТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

В процессе общения зачастую возникает фонетический барьер, то есть препятствие, создаваемое особенностями речи говоряще­го. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внятно, доста­точно громко, избегая при этом скороговорения. Известно, что выполнение этих условий улучшает "проходимость" информа­ции, оптимизирует деловую коммуникацию. Большинство дело­вых партнеров такие правила выполняют как бы интуитивно и тем не менее фонетические барьеры возникают каждый раз, ко­гда темп и скорость речи, качество дикции и произношения ос­тавляют желать лучшего.

Специалистами в области психологии общения доказано, что ес­ли человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понима­ние почти сразу же будет заблокировано и чем сензитивнее (чувствительнее) личность, тем чаще и быстрее это проявляется

С точки зрения психологии причина непонимания здесь будет заключена в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру.

В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внима­ния. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные слушающему партнеру, не осознаются им. Пони­мание заблокировано.

Возникает вопрос: что же предпринять, чтобы изменить подоб­ную ситуацию? Психологи рекомендуют в такие моменты исполь­зовать приемы личной психологической защиты (например, мыс­ленно проанализировать особенности партнера в этот момент: "глаза-то как вылупил" или "вены-то как вздулись, вот-вот лоп­нут" или представить, что у партнера на голове шапочка с бубен­чиками и "услышать" их звон в соответствии с движениями его головы). Однако мы говорим о деловой коммуникации и об ее эф­фективности, следовательно такое поведение недопустимо ни с одной, ни с другой стороны. Целесообразнее и в такой ситуации использовать вербальные средства, например сказать: "Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму". Эта фраза анти­провокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реак­цию партнера, а помогает ему перестроиться и корректно объяс­нить свою проблему.

Вообще тон голоса играет большое значение для понимания кон­текста. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли. Например, фразу: "Эту проблему мы должны решать совместно" можно сказать следующим образом:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: