Основные элементы коммуникации




Тема 2.1 Общение как коммуникация (коммуникативная сторона общения)

Основные элементы коммуникации

Использование в данном контексте термина «коммуни­кация» соответствует исходному латинскому слову «сот­municatio» (от communico - делаю общим, связываю, общаюсь).

Различают следующие основные элементы коммуника­ции:

отправитель/кодировщик: сообщение; канал; получатель (реципиент)/декодировщик: восприятие; обратная связь.

Отправитель/кодировщик. Процесс перевода мысли в сообщение называется кодированием. Задача отправителя состоит в том, чтобы искать и использовать коммуникационные символы, понятные получателю.

Сообщение состоит из вербальных и невербальных симво­лов, представляющих информацию, которую мы хотели передать.

Канал. Решение использовать письменный или устный канал может быть частично обосновано ответами на следующие вопросы:

Нужна ли немедленная обратная связь? Устная коммуникация обеспечивает самую быструю обратную связь. Последняя может быть достигнута и при письменной коммуникации, но обычно она осуществляется медленнее.

Актуален ли вопрос о позитивном восприятии послания? Если вероятно неприятие данного сообщения, то устная коммуникация лучше письменной.

Есть ли необходимость в документировании коммуникации? Если важна ответственность и подотчетность, то письменная коммуникация предпочтительнее устной.

Нужна ли детальная точность? Если передаваемое сообще­ние содержит детали или уточняющую информацию, или объяс­няет сложную процедуру, то письменное сообщение является основ­ным средством коммуникации.

Во многих случаях сообщение может быть наилучшим об­разом передано путем комбинации письменного и устного ка­налов.

Получатель декодировщик. На него можно посмотреть с разных точек зрения:

1. Много ли получатель знает о теме?

2. Насколько вероятно то, что получатель воспримет и сообщение, и отправителя соответствующим образом?

3. Какой опыт общения с отправителем имеет получатель?

Эти и многие другие вопросы определяют характер воздействия сообщения на получателя. В частности, получатель в первую оче­редь описывается двумя аспектами поведения – умением слушать и умением обеспечить обратную связь с отправителем.

Восприятие. Наши умственные способности, или интел­лект, в наибольшей степени определяют и нашу способность правильно разобраться в содержании коммуникативного акта. Разумеется, отправитель и получатель вносят свои, отличные от других, установки, опыт, умственные способности и комму­никативные навыки в поддержание процесса коммуникации.

Рассматривают коммуникативные позиции трех типов.

1. Открытая позиция характерна тем, что участник контакта демонстрирует свою готовность к общению или прямо стимули­рует активную обратную связь партнера.

2. Закрытая позиция, при которой демонстрируется отсут­ствие заинтересованности в обратной связи. Может быть и так, что партнеры просто не умеют показать такую заинтересованность.

3. Отстраненная позиция характерна для констатирующего типа информации. В основном отстраненная позиция присутствует в формальных, например, служебных или официальных от­ношениях. При этом сотрудники выполняют свои обязанности, мало интересуясь тем, как их поведение будет воспринято кол­легами или посетителями. Такая позиция зачастую наблюдается в бюрократизированных структурах и при немотивированности в своем деле.

Процесс отражения и его функции. Процесс отражения может быть пассивным и активным. Пассивное отражение име­ет место, когда реципиент воспринял информацию, но не дал об этом знать отправителю. Коммуникация может считаться пол­ноценной только в случае активного отражения, когда получа­тель сообщает каким-либо образом, что он получил сообщение и понял его так-то и так-то. Таким образом, отражение, по сути, является обратной связью. Цель отражения – помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его по­ступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Среди видов обратной связи выделяют оценочную и безо­ценочную.

Оценочная обратная связь - это сообщение своего мне­ния, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценки могут быть положительными или отрицательными. Позитивная оценоч­ная связь выполняет функцию поддержки «Я - концепции» на­шего партнера и сложившихся отношений.

Негативная оценочная обратная связь выполняет корректи­рующую функцию, направленную на устранение нежелатель­ного поведения и на изменение отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: