ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 7 глава




1915. Основана Мариупольская учительская семинария.

1916. В Юзовке функционируют пять кинотеатров: «Биограф» братьев Лейниных, «Биограф» Х.С. Соболева, «Колизей» З.Я. Сидоренко, «Сатурн» В.Ю. Шмидта и «Эден» Зузули.

1917, 15 марта Отречение последнего российского императора Николая И.

1917, 7 ноября. Великая Октябрьская социалистическая революция в России.

1918 − 1920. Гражданская война в России.

1918, 11 ноября Германская делегация подписала условия Компьенского перемирия. Завершение Первой мировой война. Общие потери составили 25 млн. чел., в том числе Российской империи 2,5 млн. чел. К 1921 г. европейская задолженность Америке достигла астрономической суммы в 15 млрд. долл. Начало НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ человечества.

1919 − 1939. Творчество писателей «потерянного поколения», участников Первой мировой войны (Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Томас Вулф, Натаниэль Уэст, Джон О'Хара и др).

1919 г., декабрь. В. Лениным подписан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

1920. В Константиновке создан первый в Донбассе профессиональный театр.

1920, август. В Енакиево открыта музыкальная школа.

1920. Завершение гражданской войны на территории бывшей Российской империи. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты.

1920. Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткульте».

начало 1920-х. Сформировалось новое течение в европейском литературе и искусстве – сюрреализм (сверхреализм). Сюрреалистическое движение как таковое начинает функционировать с 1924 (поэт Андре Бретон). В 1929 г примыкает к группе сюрреалистов Сальвадор Дали.

1921, 1 марта. В Луганске открыты губернские высшие педагогические курсы.

1921. Основан Донецкий горный техникум (сейчас-Донецкий национальный технический университет).

1922, 27 октября. В Италии пришли к власти фашисты.

1922. Святогорский монастырь постановлением Донецкого губернского ревтрибунала закрыт, «старцы» приговорены к принудительным работам на разные сроки, на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса.

1923. На базе педагогических курсов основано первое в Донбассе высшее учебное заведение Донецкий институт народного просвещения в Луганске.

1923, 1 августа. Принят декрет ВУЦИК и СНК УССР "О мерах по обеспечению равноправия языков и о помощи развитию украинского языка".

1923 – 1932 гг. Большевики проводят политику «коренизации». С января 1923 г. до 1 января 1924 г. количество школ з украинским языком обучения возросла с 7 до 129. В 1928 г. их было 1308.

1923, 2 ноября. Бюро Донецкого губкома КП(б)У утвердило «План по украинизации и социальному воспитанию» (общеобразовательных школ).

1923. В Харькове создан первый Государственный симфонический оркестр.

1924 г. Открытие первой радиостанции в Украине (Харьков).

1924. В Артемовске открыт театр «Синяя блуза».

1924. В СССР начальное образование становится обязательным.

1925. Сергей Эйзенштейн снял фильм «Броненосец Потемкин». Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

1925. Резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы».

1925− 1926. Созданы театры оперы и балета в Харькове, Киеве и Одессе.

1925 − 1928 гг. Действует ВАПЛИТЕ ‒ Свободная академия пролетарских писателей.

1926. В Сталино основана областная научная библиотека имени Н.К. Крупской.

1926. Открытие в г. Артемовск музыкального училища.

1927. В составе делегации американских рабочих в Сталино побывал писатель Теодор Драйзер. В здании городского цирка проведен литературный вечер, на котором выступил приехавший в Сталино В. В. Маяковский.

1927. В Святогорске открыт памятник Артему (скульптор И. Кавалеридзе).

1928. В Сталино открыт драматический театр.

1928. Под лозунгом «Рабочие Донбасса должны знать украинских писателей» проходит торжественный приезд в города региона П. Тычины, В. Сосюры, И. Микитенко, Остапа Вишни и П. Панча.

1928 − 1979. Годы жизни Л. Быкова. Родился в с. Знаменське Славянского района Донецкой обл. Народный артист УССР (1974). Окончил Харьковский театральный институт. Создатель фильмов «В бой идут одни „старики», «Аты-баты, шли солдаты».

1929. На базе курсов по повышению квалификации инженерно-технических работников завода им. Ильича открыт Мариупольский металлургический институт.

1930. Основаны Харьковский и Днепропетровский институты инженеров железнодорожного транспорта

1930. В Сталино открыт медицинский институт (ныне Донецкий национальный медицинский университет).

1930. На Киевской кинофабрике создан первый в СССР звуковой фильм «Симфония Донбасса» (Энтузиасты).

1930. В Сталино создана областная филармония.

1930 − 1956. Тоталитарное господство сталинизма и «соцреализма» в литератеру и искусстве СССР.

1931. В с. Николаевка Волновахского района Донецкой (Сталинской) обл. родился литературовед, критик, диссидент советских времен И. Дзюба.

1931. Основана Донецкая областная филармония.

1931. В Рио-де-Жанейро установлена статуя Христа-Искупителя. Признана одним из семи Новых чудес света.

1932. В Луганске на базе Луганского театра оперы и балета и Передвижной оперы Правобережной Украины в Виннице создан Донецкий театр оперы и балета.

1932. Впервые употреблен термин «Социалистический реализм» в советской печати.

1932. Украинизация объявлена буржуазно-националистической кампанией.

1933. Червонозаводский театр (драматический) из Харькова переведен в г.Сталино.

1934. В городе Рыково (Енакиево) открыт русский драматический театр.

1934, 2 августа. После смерти Гинденбурга рейхсканцлер Адольф Гитлер стал одновременно президентом Германии, сосредоточив в своих руках законодательную и исполнительную власть. Установил в стране режим фашистской диктатуры и развернул активную подготовку к войне.

1934. В Германииначали регулярную трансляцию телевизионного сигнала.

1935. Открыт музыкальный техникум в Сталино.

1935. Прокофьев написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».

1936. Открыт Константиновский русский драматический театр имени А.С.Пушкина.

1937. Пабло Пикассо написал по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже картину «Генрика». Тема картины, исполненной в манере кубизма − бомбардировка Герники. Пикассо, по оценкам, лучший художник среди живших за последние 100 лет.

1937 г. В Сталино создан педагогический институт − ныне Донецкий национальный университет. К занятиям приступили 138 студентов.

1937 − 1938 гг. В Донецкой области арестованы около 500 преподавателей и работников отделов образования. Не менее 4,5 тыс. учителей лишились работы.

1938. В Славянске открыт русский драматически театр.

1939 − 1945. Вторая мировая война.Число погибших, включая мирное население, более 70 млн. чел., из которых на долю СССР приходится более 25 млн. чел. Материальные потери оцениваются в 2,6 трлн. долл., из которых на долю СССР выпало 610 млрд. долл.

1939 г. В Донецкой области безграмотных 6,6%.

1940 г. В 7 вузах области обучается 6,4 тыс. студентов, в техникумах – 16,7 тыс. учащихся, в школах – около 570 тыс. детей.

1941 г., апрель. Театр оперы и балета в г. Сталино въехал в новое здание.

1944. В Бреттон-Вудсе подписаны соглашения, в соответствии с которыми вся мировая торговля стала вестись в долларах. Он заменил собой золото.

1945 6 августа. США против Японии использована первая в истории ядерная бомба.

вторая половина XX в. Начало постнеклассическоого этапа развития науки.

1949 г. На базе преподавательского состава Белоцерковского педагогического училища в Горловка основан государственный педагогический институт иностранных языков имени Н.К. Крупской.

1949. Лесли Алвин Уайт публикует труд «Наука о культуре».

1949 – 1962 гг. В Донецком политехническом институте преподает А.Соловьяненко – впоследствии оперный певец, имя которого носит Донецкий театр оперы и балета.

середина XX в. Культурология развивается как самостоятельная научная дисциплина.

вторая половина ХХ в. Начало развития нанотехнологий в электронике и других наукоёмких производствах.

вторая половина ХХ в. В США, европейских странах − кризис протестанской этики и культуры. Формируется культура современного потребительства. Девиз такой культуры: «Быть значит иметь». На смену пуританской этики накопления во имя будущего приходит этика расточительства, ориентированная на настоящее и опирающаяся на кредит. Экономика общества потребления опирается на новый тип личности. Ее ключевая характеристика: склонность к потреблению как способу конструирования своей идентичности.

1953. Выяснена суть ДНК. Предложенная в 1953 Дж. Уотсоном и Ф.Криком структурная модель ДНК (двойная спираль) объясняла, каким образом генетическая информация может быть записана в молекулах ДНК.

1954, 26 июня. Впервые в мире на Обнинской АЭС был получен электрический ток. Начало атомной энергектики..

1956 г., сентябрь. Начало работать Донецкое телевидение.

1957, 4 октября: СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли.

1959 г. Открыт Сталинский институт советской торговли.

1961, 12 апреля Ю.А. Гагарин впервые в истории человечества совершил полет в космос на космическом корабле «Восток».

1961, 30 октября СССР провел испытание ядерного устройства мощностью 50 мегатонн самое мощное ядерное испытание в истории.

1964 г. Донецкий пединститут преобразован в Донецкий университет.

1965 г. Создан Донецкий научный центр АН УССР, в составе которого 5 академических институтов. Для работы в Донецком госуниверситете и научном центре прибыли 4 академика и 10 членов-корреспондентов Академии наук.

1967. Первая в мире удачная пересадка сердца.

1966 г. Введение обязательного среднего образования в СССР.

1969, 21 июля Американский космонавт Нил Армстронг − первый человек, ступивший на Луну. На Луну высаживались 12 астронавтов. Максимальное время пребывания 75 ч.

1969, 29 октября. Проведен успешный сеанс связи между двумя локальными сетями на расстоянии в 640 км (в США). Года рождения Интернета.

1970 г. ЮНЕСКО признало Донецк лучшим промышленным городом мира.

1970-е гг. XX вв. Началась четвертая информационная революция.

1973 г. В Макеевке в ДК им. Кирова состоялся концерт В. Высоцкого.

1976 Создан «первый персональный» компьютер Apple I.

1977. Донецкий театр оперы и балета получил звание академического.

1977. Последний случай заражения натуральной оспой в Сомали. Натуральная оспа – первое из инфекционных заболеваний, побеждённое с помощью массовой вакцинации.

1977. В Макеевке состоялся второй концерт В. Высоцкого.

конец ХХ − ХХI в. Третий этап развития техногенной цивилизации – постиндустриальная стадия.

2006 г. Оперный певец А. Соловьяненко посмертно получил звание Героя Украины.

2010. В крупнейшем городе Объединённых Арабских Эмиратов Дубае сооружен небоскрёб высотой 828 метров.

2016. Распространение образования по планете. В 17 странах мира более 25% детей никогда не ходили в начальную школу. В 8 странах более 50% молодых людей в возрасте 20-24 лет имеют меньше двух классов образования. В 27 странах 9 из 10 женщин из беднейших слоёв населения не закончили начальных классов. В 21 стране менее 50% детей младшего школьного возраста освоили основы математики. В 35 странах более 75% подростков не закончили среднюю школу. 40% учащихся в мире обучаются на языке, которого они не понимают.

ХХI в. Происходит банковская революция.

ХХI в. Идет процесс формирования планетарной цивилизации.

Вопросы для работы с хронологической таблицей.

1. В чем состоит содержание третьей информационной революции? Когда произошли две предшествовавшие?

2. В чем смысл третьей научной революции?

3. Можете ли Вы согласиться со словами Н.А. Бердяева: «Техника и экономика сами по себе могут быть нейтральными, но отношение духа к технике и экономике неизбежно становится вопросом духовным… Технизация духа, технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума».

4. Согласны ли Вы с мыслью Ф. Ницше: «Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения».

5. Какое культурно эстетическое течение с конца 19 века начинает вытеснять реализм?

6. Каким образом первая мировая война повлияла на развитие культуры?

7. К какому времени относится начало новейшей истории человечества?

8. Какую смысловую нагрузку несет понятие «потерянное поколение», кого к нему относят?

9. Каким образом на развитие российской культуры повлияла гражданская война?

10. Представителем какого вида искусства является Сальвадор Дали?

11. Что такое ВАПЛИТЕ?

12. В какие городах Донбасса в 20−30-е гг. были отрыты драматические театры?

13. Что такое «Герника»?

14. Какое влияние на развитие культуры оказала Вторая мировая война?

15. Какой год можно считать годом рождения атомной энергетики.

16. Какой культурный объект, созданный в ХХ в. включен в семь новых чудес света?

17. Сколько вузов функционировало в Сталинской области накануне Великой Отечественной войны?

18. Когда началась четвертая информационная революция. Какой временной интервал между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой?

19. Когда был изобретен компьютер?

20. К какому времени относится появление интернета?

21. С какого года началась космическая эра?

22. К какому времени относится начало третьего этапа техногенной цивилизации?

23. В каком году фиксировались последние вспышки оспы?

 

 

Видео-материалы (You Tube):

Война и Цивилизация. 08. Цена побед и поражений.

Золотой век Парижа: рождение модернизма.

Баухаус: Лицо двадцатого века / Bauhaus: The face of the twentieth century.

Баухаус. Мифы и заблуждения.

Биография Никола Тесла (Биографии великих людей).

Гендрик Лоренц.

Алан Тьюринг − великий математик с трагической судьбой.

Биография Зигмунд Фрейд (Биографии великих людей).

Фильм «Биография Сальвадора Дали».

Фильм «Слава и позор Сальвадора Дали».

Тайны Сальвадора Дали.

Творчество Пикассо − раскрывая тайны полотна.

Мост над бездной − Ренуар и Ярошенко. 15 серия.

Величайшее шоу на земле! ПИКАССО!

Мост над бездной – Пикассо. 11 серия.

Джон Голсуорси.

Джозеф Редьярд Киплинг (документальный, биография, 2015).

История моды: XX век. − Свобода в одежде (5 из 5).

Искусство XX века. У истоков авангарда.

Современное искусство. История.

Гении дизайна.

Чудеса Света − 15 творческих скульптур и статуй со всего мира!

Топ 10 чудес современности.

Современное искусство (балет).

Современное искусство − великий мыльный пузырь.

Ron Mueck − скульптура гиперреализм.

Фрагмент из балета «Роден»/ Fragment from the ballet Rodin.

Фильм про выставку Василия Цаголова.

Современное Монументальное Искусство.

Массовая культура как инструмент управления обществом.

Вопрос времени: Архитектура будущего.

Культура в упадке - Документальный Фильм 2016.

Чудеса инженерии Небоскреб − Бурдж Дубай Burj Dubai HD.

Discovery: Чудеса инженерии и науки (44 видео).

Культура СССР.

Чтоб сказку сделать былью. Советское искусство 20 50- х гг.

Культура 30-х годов - История России XX века.

Жизнь в СССР после войны. В цвете.

Монументальная живопись (в СССР).

Поэти-шестидесятники.

Писатели-шестидесятники.

Танец рыцарей из балета "Ромео и Джульетта".

Иван Павлов (документальный, биография, 2015)

Константин Сергеевич Станиславский

Советский неореализм. Впечатления.

Евгений Станкович. Княгиня Ольга. Балет-сказание.

Рэйв культура 90-х в Москве (RTR)

Совершенно секретно. Культура и НКВД. Документальное расследование

Культура Донбасса

Симфония Донбасса.

Живой вопрос. Выпуск 6. Наука на Донбассе.

Леонид Быков. Острова.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет и задачи культурологии.

2. Основные этапы становления культурологии как научной дисциплины.

3. Школы, направления и теории в культурологии.

4. Сущность, функции и формы культуры.

5. Структура культуры. Характеристика материальной и духовной культуры.

6. Основные функции культуры.

7. Ценности и нормы культуры.

8. Культура и цивилизация.

9. Религия как феномен культуры.

10. Наука как феномен культуры.

11. Искусство как феномен культуры.

12. Возникновение культуры и культурного человека.

13. Духовная культура первобытного общества.

14. Древние цивилизации Ближнего Востока. Их вклад в развитие мировой культуры.

15. Древние цивилизации Дальнего Востока и юго-восточной Азии. Их вклад в развитие мировой культуры.

16. Древние цивилизации Центральной и Южной Америки.

17. Античная культура: основные формы и этапы развития.

18. Крито-минойская и микенская культуры.

19. Культура Древней Греции.

20. Культура Древнего Рима.

21. Достижения Византийской культуры.

22. Особенности европейской средневековой культуры.

23. Инквизиция. Ее роль и значение в средневековой Европе.

24. Зарождение мусульманской культуры. Культура средневекового Востока.

25. Романский и готический стиль в европейском искусстве.

26. Гуманистический характер культуры Возрождения.

27. Наука, научные и географические открытия эпохи Возрождения.

28. Основные черты изобразительного искусства эпохи Возрождения.

29. Реформация и ее историческое значение.

30. Формирование предпосылок культуры Просвещения.

31. Основные черты культуры Просвещения.

32. Культурологическое значение научных достижений эпохи Просвещения.

33. Основные направления литературы и искусства ХVШ века.

34. Основные архитектурные стили ХVШ века.

35. Культурологическое значение научных достижений ХIХ века.

36. Ведущие направления архитектуры ХIХ века.

37. Особенности романтического стиля ХIХ.

38. Своеобразие модернизма в искусстве конца ХIХ века.

39. Музыкальное искусство ХIХ века.

40. Особенности культуры ХХ века.

41. Мировые войны и их влияние на развитие культуры.

42. Научные и технические достижения ХХ века и глобальные проблемы современности.

43. Кризис христианской и протестантской культуры ХХ в. Формирование общества массового потребления.

44. Массовая, элитарная, маргинальная культура ХХ в.

45. Информационные революции: их суть, значение в развитии культуры.

46. Этапы развития технологической революции. Их содержание и культурологическое значение.

47. Научные революции. Их содержание и культурологическое значение.

48. Золотой и серебряный век русской культуры.

49. Развитие культуры Донбасса в XVII − ХIХ вв.

50. Развитие культуры Донбасса в ХХ в.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат abstrractio - отстранение) - направление в искусстве ХХ века, творческий метод абстрактного, беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи, который отказался от изображения форм реальной действительности. У его истоков стояли художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан. Для него характерен отказ от изображения предметов и явлений объективного мира.

АВАНГАРД – общее название художественных тенденций XX в., противостоящих классическому искусству и его эстетике. Понятия «авангардизм» и «модернизм» являются во многом синонимами.

АНИМИЗМ (от лат anima − душа) − вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников, вера в душу и духов человеческого тела, животных, орудий труда, войны, болезни и т.д.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч anthropos − человек и лат centrum − центр) − представления о мироздании, которая организуется вокруг человека как центра Вселенной.

БАРОККО (от итал barocco − причудливый) − стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII ст. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

ГОТИКА (от итал gotico − варварский) − общеевропейский художественный стиль, возникший в середине XII в во Франции: в основном проявился в архитектуре храмов, монастырей. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и узкими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, колонны, богато украшенный фасад с резной деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.

ГЕДОНИЗМ – этическая позиция, рассматривающая наслаждение как высшее благо и смысл жизни человека. В эстетике этот термин обозначает теории, считающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение.

ГУМАНИЗМ (от лат humanus − человечный) − учение о самоценности человека, утверждающий человека как смысл и основу бытия.

ДЕВЕСТЕРНИЗАЦИЯ − согласно С. Хантингтоном, в незападных цивилизациях процесс возвращения к своим культурным истокам.

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ − утрата обществом духовных и моральных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, виду и уважении к личности, индивидуальных качеств человека.

ДЕИЗМ (от лат deus − бог) − 1) идеалистическое учение, которое признает Бога первопричиной мира, но отрицает его вмешательство в явлениях природы и общественной жизни; 2) форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения.

ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в западноевропейском искусстве, достигшие своего расцвета во французской живописи 70 – 80-х годов XIX в. (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега). Позднее термин стали употреблять применительно и к другим видам искусства: музыке (К. Дебюсси и М. Равель), литературе (С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд) и театру. Для него характерны протест против консервативной академической живописи, раскрепощение выразительных средств, лепка форм отдельными мазками чистых красок.

ИНДИВИДУАЛИЗМ (фр. individualisme, от лат. individuum – неделимое) – моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм – есть противоположность коллективизма и его разновидностей.

КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и стиль, характерный для европейского искусства XVII – XVIII вв. Для классицизма характерны взятые из античного искусства темы, сюжеты, характеры, конфликты, равнение на античные каноны. Наиболее последовательное выражение классицизм получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен). В России классицизм представлен творчеством А. Сумарокова, М. Ломоносова, архитекторов М. Казакова, Д. Кваренги.

КЛЕРИКАЛИЗМ (от лат clericalis − церковный) − общественно-политическое движение, добивается господства церкви и духовенства во всех сферах жизнедеятельности общества.

КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

КУБИЗМ − направление во французском искусстве начала ХХ века, характеризуется преобладанием в картинах прямых линий и кубовидной формы. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою картину «Девицы из Авиньона». В кубистическом произведении сознательно нарушаются все взаимоотношения видимого мира, преобладает плоскостность и абстрактный характер.

МОДЕРН – движение в искусстве, которое возникло на рубеже XIX и XX вв. в европейских странах. Главной идеей модерна было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Характерными для этого стиля особенностями были изогнутые, текучие формы, гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Мечта модерна – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий – вызвала переворот в прикладном искусстве. Модерн был синтезом европейских и восточных художественных традиций.

МОДЕРНИЗМ – понятие, употребляемое для характеристики искусства конца XIX – середины XX в. Модернизм включает в себя различные течения: от крайних форм натурализма до абстракционизма. При всем различии этих течений всех их объединяет отрицание реализма в искусстве, утверждение крайнего субъективизма. Модернизм включает в себя две противопоставленные друг другу тенденции. Одна – это тяга к иррациональному. Другая тенденция – стремление к абсолютной рационалистичности, к безупречной геометрической правильности. Теоретической основой искусства модернизма явились концепции А. Бергсона, К. Г. Юнга и др.

МОНОТЕИЗМ (от греч monos − единственный, theos − бог) - религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизма – многобожия.

НАТУРАЛИЗМ (фр. naturalisme, от лат. natura): 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) Направление в европейском и американском искусстве последней трети ХIХ в. Исходило из представления о полном предопределении судьбы, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к бесстрастному, «объективному» воспроизведению реальности.

НИГИЛИЗМ (от лат nihil − ничто) − в широком смысле слова отрицание общепринятых ценностей и норм, которые укоренились в общественной жизни.

ПАНТЕИЗМ (от греч pan − все и theos − бог) − учение о единстве Бога и мира, согласно которому мир и человек растворенные в высшем, а Бог присутствует во всем.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. plyralis − множественный) − наличие и признание свободного существования и развития различных этнических культур в составе единой национальной общности. Предполагает наличие в национальном самосознании и закрепление в законодательных актах и нормах права на свободное развитие различных культур и субкультур, в том числе и культуры этнического меньшинства, признание данного права за всеми народами и народностями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: