Характеристика материала детали.




КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТАЛИ

Эскиз и характеристика детали

Основные причины неисправностей трансмиссий – нарушение правил эксплуатации, нарушение регулировок, неправильная сборка, износ трущихся деталей и т.д.

Вал первичный является одним из основных и ответственных деталей коробки переключения передач (именуемая дальше кпп). Первичный вал - основная деталь, передающая крутящий момент от двигателя к трансмиссии.

Эскиз первичного вала кпп ЗИЛ-130 представлен на рис. 1.1.

 

 

 

 

Рис. 1.1 Эскиз первичного вала кпп ЗИЛ-130

Деталь: Первичный вал
Номер по каталогу: 130-1701030 Б
Материал: 25ХГМ
Масса: 0,32

 

 

Дефекты, встречающиеся у первичных валов кпп ЗИЛ- 130, представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Карта дефектации первичных валов кпп ЗИЛ-130

Обозначение по эскизу   Наименование дефекта     Способ установления дефекта и измерительные приборы   Размеры, мм     заключение
  Номинальный   Допустимый без ремонта   Допустимый для ремонта
  Износ зубьев муфты по торцам Осмотр, эталонная деталь     _   _   _   Браковать
  Износ шейки под передний шариковый подшипник Скоба 24,93 мм или микрометр 0-25 мм       24,93     менее24,93   Ремонтировать. Хромирование. Осталивание

 

Характеристика материала детали.

Первичный вал кпп ЗИЛ-130 изготовлен из стали 25ХГМ. Химический состав и механические свойства марки стали из которой изготовлен вал приведены в таблицах 1.2 и 1.3 соответственно.

Таблица 1.2 Химический состав в % материала 25ХГМ

C Si Mn S P Cr Mo
0.23 - 0.29 0.17 - 0.37 0.9 - 1.2 до 0.035 до 0.035 0.9 - 1.2 0.2 - 0.3

Таблица 1.3 Механические свойства при Т=20oС материала 25ХГМ

Сортамент Размер Напр. sв sT d5 y KCU Термообр.
- мм - МПа МПа % % кДж / м2 -
                Закалка 860oC, масло, Отпуск 200oC,

Технологические свойства материала 25ХГМ

Флокеночувствительность: не чувствительна.
Склонность к отпускной хрупкости: не склонна.

 

Обозначения:

 

Механические свойства:
sв - Предел кратковременной прочности, [МПа]
sT - Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]
d5 - Относительное удлинение при разрыве, [ % ]
y - Относительное сужение, [ % ]
KCU - Ударная вязкость, [ кДж / м2]
HB - Твердость по Бринеллю, [МПа]

 

Свариваемость:
без ограничений - сварка производится без подогрева и без последующей термообработки
ограниченно свариваемая - сварка возможна при подогреве до 100-120 град. и последующей термообработке
трудносвариваемая - для получения качественных сварных соединений требуются дополнительные операции: подогрев до 200-300 град. при сварке, термообработка после сварки - отжиг


1.3 Анализ условий работы детали.

Преобладающий вид изнашивания усталостный. Усталостноеизнашивание – механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя. Данный вид изнашивания может происходить как при трении качения, так и в условиях скольжения. Наиболее часто усталостное изнашивание возникает на поверхностях деталей имеющих сосредоточенный контакт (линейный или точечный) при наличии смазки. Примерами таких деталей и узлов трения могут служить беговые дорожки и тела качения шариковых и роликовых подшипников, активные поверхности зубьев шестерен, кулачки, валки прокатных станов, бандажи колесной пары тепловозов, рельсы, фрикционные передачи. Вместе с этим усталостное

 

изнашивание встречается и у деталей не испытывающих контактных напряжений – подшипников скольжения, деталей шарниров. При этом на монометаллических подшипниках образуются сквозные трещины, а на биметаллических вкладышах наблюдается выкрашивание антифрикционного споя. Процесс усталостного изнашивания обычно связан с многократно повторяющимися циклами напряжений возникающими на поверхностях контактирующих деталей. Циклически изменяющиеся контактные напряжения вызывают поверхностные разрушения в виде трещин, ямок (питтинг), отслаивания металла. Образующиеся оспины и раковины диаметром от сотых долей до нескольких миллиметров увеличиваются в процессе работы узла и ведут к выкрашиванию значительных участков. Механизм этого вида изнашивания определяется процессами повторной пластической деформации, упрочнением и разупрочнением металла в поверхностных слоях. При этом в зоне контактной площадки образуются первичные микротрещины обычно под углом 30° к поверхности трения. В основе механизма развития трещины лежит тот же процесс, что и при объемной усталости. Специфичность процесса контактной усталости заключается в значительно большем уровне действующих напряжений, в тепловыделении от внешнего трения, в наличии двух тел и промежуьочной среды между ними, активно участвующей в процессе, а также в роли микронеровностей как концентраторов напряжений.

Для повышения износостойкости деталей работающих при усталостном изнашивании их подвергают ХТО, снижают шероховатость и модифицируют профили контактирующих поверхностей, исключают неравномерное распределение нагрузки, используют более вязкие масла.

Коррозионный износ деталей происходит при попадании в смазку воды, кислот, топлива.

В данном разделе провели характеристику детали, произвели анализ её работы. В результате выявили, что у первичного вала преобладающий вид

изнашивания усталостный, который вызывает износ рабочей поверхности торца зубьев. Следовательно, необходимо, проанализиров существующие способы, выбрать наиболее приемлемый способ восстановления.

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: