Плейбек-театр как психологический инструмент.




Введение:

Структура:

1. Плейбек-театр: суть, основные принципы.

2. Терапевтическое воздействие театра.

3. Применение плейбек-театра как психотерапевтического инструмента.

1. Плейбек-театр (с английского Play-Back Theatre от «We are playing your stories back to you») – это форма театральной импровизации, возникшая в 1975-ом году в Соединенных Штатах как комбинация театра и психотерапии. Основателями этого театра были Джонатан Фокс и Джо Салас. Джонатан отмечал, что на возникновение нового театрального направления повлияли психодрама Морено и форум-театр Боаля.

Какое-то время эта труппа оставалась единственной в мире, выступала в родном городе, но вскоре они начали принимать участие в различных конференциях и тренингах по всему миру. Направление стало набирать популярность, все больше людей заинтересовывались им. На данный момент множество театральных трупп, профессионально выступающих или учебных, успешно действуют в США, России, Франции, Австралии и других странах. Они дают перфомансы, организовывают мероприятия.

Например, в Москве ежегодно проводится фестиваль плейбек-театров, где участвует достаточно много трупп.

 

Выступления такого театра принято называть перфомансами (от английского performаnce). На них актеры (обычно три или четыре человека) отыгрывают рассказанные зрителями истории (небольшие личные рассказы) без подготовки и предварительного обсуждения, импровизируя.

В отыгрыше они опираются только на принятые в плейбеке формы – например, «Скульптура», «Три Я», «Фотография» и многие другие. Форма – это своеобразная структура отыгрыша; ритуал; определенные правила, на которые актер опирается. Но, несмотря на наличие форм, каждая новая история оказывается сыгранной совершенно по-своему. Формы структурируют игру; на них актеры могут опираться.

 

Руководит процессом специально обученный человек – кондактор. Его задача – помочь рассказчику и актеру, скоординировать их между собой; выбрать форму и разобраться в истории; убедиться, что актеры также поняли историю; создать на перфомансе безопасную, доверительную обстановку.

 

Также, кроме актеров и кондактора, в труппе плейбек-театра обычно есть музыкант, который также импровизирует в процессе перфоманса, создавая ритм, динамику. Музыкант помогает подчеркнуть ключевые моменты отыгрыша, создать правильное настроение, помочь и содействовать актерам.

 

Обычно, в начале перфоманса зрители делятся своим настроением или рассказывают короткие истории, чтобы актеры смогли «разогреться». Далее человек, желающий поделиться ситуацией из своей жизни, садится рядом с кондактором и начинает рассказ. Кондактор может задать наводящие вопросы, или сразу же назначить актерам форму. Некоторые формы предполагают выбор рассказчиком актеров на некоторые роли. Обычно, это сам герой истории и протагонисты. Оставшиеся актеры остаются в роли Джокера – это означает, что они могут выбрать себе роль самостоятельно в процессе игры, или не участвовать в игре.

После отыгрыша рассказчик может дать обратную связь, поделиться тем, что отозвалось ему, что было похоже на его жизнь.

 

2. Как было написано выше, плейбек-театр имеет некоторые черты сходства с психодрамой. Это спонтанность; общие техники; импровизация; психологическое воздействие на человека посредством игры. Однако ошибочно полагать, что плейбек-театр – это ответвление психодрамы. Между этими направлениями есть ключевые различия:

1) В плейбек-театре рассказчик, не участвует сам в работе над своей историей, а является наблюдателем. Он является зрителем, что дает ему уникальную возможность посмотреть на себя и свою жизнь со стороны.

2) В плейбек-театре, тем более, на перфомансах, историю не обсуждают, как в терапевтической группе, а после отыгрыша сразу же переходят к следующим.

3) Плейбек-театр не направлен на поиск решений.

 

Часть плейбек-трупп уделяют больше внимания зрелищности, театральности, а часть углубляются в психотерапию, помощь людям.

 

Безопасность обстановки, в которой проходит перфоманс или репетиции театра, чрезвычайна важна. Поэтому перфомансы чаще всего проводятся не в классических театральных залах, а в небольших и уютных помещениях. Важно, чтобы каждому присутствующему было комфортно, чтобы зрители ощущали себя достаточно спокойно и безопасно, чтобы поделиться чем-то. Такое доверие – заслуга и актеров, и кондактора.

Истории могут фигурировать абсолютно разные – от коротких и поверхностных, до глубоких и сокровенных.

В любом случае, для людей важно иметь возможность делиться происходящим с ним с окружающими, выговариваться. Человек нуждается во внимании и сопереживании, и плейбек-театр дает восполнить эту потребность. Порой на перфомансе театра человек может поделиться тем, чем ни с кем не делился; открыться; выплеснуть эмоции.

 

Рассказ истории на плейбек-театре позволяет человеку почувствовать себя услышанным, понятым, что во многих случаях уже помогает ему чувствовать себя лучше.

 

Иногда, если кондактор считает это нужным, после отыгрыша он может предложить рассказчику немного изменить сыгранную актерами сценку; посмотреть на альтернативный вариант развития событий. Обычно такое происходит, если история оказывается морально тяжелой; или если рассказчику совершенно не отозвалось происходящее на сцене.

 

Благодаря этой возможности «подкорректировать» сыгранное, плейбек-театр несколько напоминает форум-театр Бойаля (иначе, театр угнетенных), суть которого заключается в том, что зрители, участники группы, постепенно «улучшают» отыгранную на сцене ситуацию, ищут наилучшие пути разрешения возникшей на ней проблемы.

 

Просмотр своей собственной истории, разворачивающейся на сцене – это редкая возможность посмотреть на свою жизнь со стороны, еще раз систематизировать, структурировать пережитый опыт. Если рассказчик делится ситуацией, связанной с поиском решения, с выбором, происходящее на сцене может натолкнуть его на новые мысли. Однако, задача актеров не найти решения проблемы, не предложить совет, а дать рассказчику и зрителю ресурс, поддержку.

 

В своей книге «Играем в реальную жизнь в Плейбек-театре» Джо Салас, одна из основателей плейбека, написала, что «Даже самое болезненное переживание отчаяния некоторым образом отступает, если оно высказано в виде истории».

 

На перфоманс можно прийти и никак не участвовать, и даже в этом случае человек, кроме развлечения, может получить поддержку. Это происходит в том случае, если ему как-то отозвалась история или игра актеров.

Занятие плейбек-театром – возможность личностного роста для его актеров. Прежде чем давать перфомансы, труппе необходимо провести много времени, репетируя, чтобы лучше узнать друг друга; научиться взаимодействовать и доверять. Во время многочисленных репетиций, они, также как и зрители, познают себя, делятся важными для них историями с другими, получают психологическую помощь и проработку. Отчасти репетиции сравнимы с групповой терапией.

 

Плейбек учит взаимодействию, принятию, терпимости и эмпатии – эти свойства необходимы для качественной игры.

 

«Невозможно провести годы, слушая истории других и рассказывая свои в дружеской атмосфере Плейбека, и при этом не вырасти в плане самопознания, терпимости и любви» - Джо Салас.

3. Плейбек-театр – достаточно мощный психологический инструмент, поэтому его можно практиковать с целью помочь людям.

 

Например, существуют группы для подростков, дают им возможностью выговориться, поделиться сокровенными переживаниями и тревогами, обсудить какие-то общие для данной возрастной категории проблемы. И, что важно, почувствовать себя услышанным. Воздействие плейбека помогает сменить свои установки и модели поведения, стать терпимее к ценностям других людей, лучше адаптироваться в обществе.

 

Труппы плейбек-театров выступают в больницах, детских домах, в школах, группах для подготовки к родам и так далее. Смысл всегда один – поддержать людей, столкнувшихся со сложными жизненными ситуациями, дать им возможность поделиться важными переживаниями. На перфомансе нет критики или оценки рассказчика и его истории, и это позволяет людям раскрыться сильнее, чем они делают это в повседневной жизни.

 

В 90-ых годах прошлого века, преимущественно в США и Израиле, некоторые компании начали практиковать плейбек-театр как инструмент работы с трудовым персоналом. Сотрудники могут быть зрителями профессиональной труппы или же принимать участие самостоятельно.

Почему это может быть полезно для компании и ее сотрудников?

 

1. Плейбек, как форма досуга и визуального искусства, помогает отвлечься, получить позитивные эмоции и отдохнуть от рабочих задач, стресса.

2. Плейбек, как форма социального взаимодействия, дает возможность участникам игры сблизиться; почувствовать себя командой; улучшить взаимоотношения друг с другом; найти общие интересы, точки соприкосновения. Это может быть полезно для дальнейшей совместной работы над проектами в компании.

3. Плейбек дает возможность сотрудникам выразить свои переживания, в том числе касательно рабочих задач и общих, коллективных проблем. Высказывать свое мнение очень важно для благоприятной рабочей атмосферы.

К сожалению, такая практика еще не обрела большой популярности.

Заключение:

Список литературы

 

И. Литвиненко. Плейбек-театр – театр или психотерапия? // Психодрама и современная психотерапия. – 2012. – № 1–2

Джо Салас. Играем в реальную жизнь в плейбек-театре: пер. с англ. – М.: Когитоцентр. 2009.

И. В. Ефимова. Применение плейбек-театра в практике дородовой подготовки для активизации обратной связи в творческом общении. // Paradigms of knowledge. - 2014. - № 4.

Пархомовская Ника. Аугусто Боаль и «Театр угнетённых». // Журнал Театр №24-25, 2016.

Галюк А. Д. Возможности применения инструмента плейбек-театр в управлении трудовым поведением персонала. // Дискуссия – журнал научных публикаций. – 2016. - № 7.

Джонатан Фокс. Об отличиях Плейбек театра от психодрамы. – 2011.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: