Тема «Товарная информация»
ПЛАН
1. Виды и формы товарной информации.
2. Требования к товарной информации.
3. Средства товарной информации.
4. Структура маркировки.
Виды и формы товарной информации
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей-субъектов коммерческой деятельности.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара.
В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по разным классификаторам. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяются следующиеформытоварнойинформации:
1) словесная информация наиболее доступна для потребителей, если она дана на соответствующем языке. К ее недостаткам относится громоздкость, для ее восприятия необходимо время;
2) цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Ее отличают четкость и единообразие, но в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции);
3) изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов либо иных изображений. К ее преимуществам относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность;
4) символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для нее характерны лаконичность, однозначность. Но ее восприятие требует определенной профессиональной подготовки.
Требования к товарной информации
К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д».
Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие информации, вводящей пользователей в заблуждение.
Доступность предполагает информационную открытость сведений о товаре для всех пользователей, т. е. языковую доступность, востребованность и понятность. Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. Востребованностъ — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию. Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.
Достаточность информации — это рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.