Статистическое изучение цен




 

Статистическое изучение цен направленно на то, чтобы измерить их уровни в размере определенных товарных групп выразить структурные различия этих уровней и показать их динамику. При этом широко используются средние величины и индексный метод.

Средняя цена- средний уровень цены отдельного товара или совокупности качественно однородных товаров. Величина средней цены определяется как уровень цен, так и соотношение объемов реализации товаров по розничным ценам. Определяется по формуле средней арифметической взвешенной - при наличии данных о продажи в натуральном измерении и по формуле средней гармонической взвешенной , если данные представлены в стоимостном выражении. Только в отдельных случаях допускается определение средней цены, как простое среднее арифметическое.

Пространственное и временное сопоставление средних уровней цен позволяет судить о региональных различиях цен и динамики цен.

Для изучения вариации используется традиционный методы анализа, основанные на вычислении таких показателей, как размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.[5,c 700] Если на основе фактических данных установлен факторный признак (например, увеличение доходов населения), влияющих на уровень цен, то анализ ее вариации дополняется расчетом эмпирического коэффициента эластичности

 

Э=

 

где - абсолютные приросты факторного признака и цены соответственно;

х, р- базовые значения факторного признака и цены соответственно.

Эмпирический коэффициент эластичности отражает процентные изминения цены в результате увеличения факторного признака на 1 %.

Система средних цен широко используется для сравнения цен на однородную продукцию. Для определения динамики цен однородной продукции исчисляется индекс цен переменного состава:

 

(2)

 

где q,p- объемы продукции и цены на нее в отчетных и базисных периодах соответственно;

pq- выручка от продажи или товарооборот.

 

Рис.1

 

Этот индекс испытывает на себе не только влияние конкретных цен, но и структуры продукции. Чтобы изучить структурные особенности цен, используется индекс структурных сдвигов:

 

(3)

 

деление индекса переменного состава на индекс структурных сдвигов дает индекс цен постоянного состава, или обычный агрегатный индекс цен:

 

(4)

 

При статистическом изучении цен часто качественно разнородные по своему потребительскому назначению товары объединяются в совокупность, обладающая новыми качествами, в таких случаях средняя цена теряет свое реальное значение, и статистический анализ направлен на характеристику пространственного или временного изменения цен без использования средств. Достигается это при помощи агрегатного индекса цен:

 

(5) (индекс Пааше);

(6) (индекс Ласпейреса)

 

Индеек цен и покупательная способность рубля

Индекс цен является общим измерителем инфляции при макроэкономических исследованиях, используется при корректировке законодательного устанавливаемого минимального размера оплаты труда, установление ставок налогов и т.д.

Индекс потребительских цен характеризуется изменением во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде:

 

(7) ИПЦ=

 

Индекс потребительских цен используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

Индекс потребительских цен – это своеобразный барометр уровня жизни в стране, благосостояние каждой семьи, каждого человека. Он при применяется в качестве индекса дефлятора при нахождении реальных денежных доходов, реальной заработной платы на основе их номинальных значениях:

 

Реальный доход =

Реальная заработная плата

 

Аналогично рассматривается индекс реальных доходов, реальной заработной платы:

 

(10) I реал.дох.

(11) I р.з.п.

 

наряду с исчислением ИПЦ возникает необходимость в расчете индекса цен предприятий – производителей промышленности, сельскохозяйственной, строительной и другой продукции. Индекс цен предприятий –производителей формируются на базе изменений цен этих предприятий. Наблюдение за изменением цен производителей продукции осуществляется по выборочной сети базовых предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.

Индекс цен производителей промышленной продукции характеризует динамику цен предприятия – производителей промышленной продукции. Расчет этих индексов осуществляется по набору товаров – представителей промышленной продукции, который включает важнейшие виды продукции отдельных отраслей, занимающие наибольшую долю в выпуске товарной продукции по данной отрасли. На рисунке 2 изображен график прироста цен в промышленности.

Рис. 2

 

Покупательная способность денег – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за одну денежную единицу при данном уровне цен и тарифов.

Покупательная способность рубля – определяется в виде индекса, обратного индексу цен и тарифов на услуги:

 

(12) Iп.с.р.=

 

Индекс покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции: показывает во сколько раз обесценились деньги.

Так, если в 2005 г. индекс потребительских цен на товары и платные услуги населения России составил 115,2%, т.е. цены выросли на 15,2%, то покупательная способность рубля за 2005 снизился на 13%.

Повысить и укрепить покупательную способность рубля можно только на основе установления правильных соотношений между спросом и предложением. Для обеспечения этих условий необходимо стабилизировать экономику и сделать ее эффективной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: