стадии
| Смысловое чтение
| ТРКМ
|
Предтекстовая
Постановка цели и задач:
Выбор чтения
Актуализация знаний и опыта
Понятия и словарь текста
Мотивации
Т.е.антиципация –умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
| - Заголовок: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?» (направленность чтения, выделение главного)
- Мозговой штурм: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте
- Глоссарий(словарная работа, ключевые слова(понятия): актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
- Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения): актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
- Задай вопрос: перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление). ВАЖНО:ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.
- Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста). Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.
- Оценка текста: у ченикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.
| - составление списка «известной информации»,
– рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая):
Кластеры-предположения (грозди мысли гроздятся, а не громоздятся= солнечная система: солнце\планеты и их спутники)
таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Тип чтения:
Ознакомительное
просмотровое
|
Текстовая – диалог с текстом:
понимание текста и создание его читательской интерпретации:
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы,
обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста,
проверять, совпадают ли они с замыслом автора.
– рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.
| - «Чтение с остановками» - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
- «Чтение с пометами» – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения).
- Составление таблиц – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
- Стратегия сжатия текста. «G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ). Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ
| Кластеры
Инсерт
Тип чтения: изучающее (медленное, художественное)
|
Послетекстовая –
достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
| - Отношения между вопросом и ответом: обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя.
- Ку бик (ромашка) Блума: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». =Стратегия«Вопросительные слова»
3. Работа с выводами: Раскрыть один
из выводов, Сформулировать собственную систему выводов? - Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями? (В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится).
• Стратегия «Ассоциации»
• Стратегия «Таблица-синтез»
•Стратегия «Вопросительные слова»
• Стратегия «Письмо по правилам»
• Стратегия «Письмо без правил»
| Кластеры (верные-неверные утверджения, коррекция кластера
Синквейн
Сочинение
Работа с выводами (приём 5 предложений)??
Тип чтения: рефлексивное
|
Кластеры-предположения ( мысли гроздятся, а не громоздятся= солнечная система: солнце\планеты и их спутники): до изучения темы «Лат америка в ХХ веке»: как вы думаете, по каким смысловым блокам мы будем изучать тему? (планеты) и по каким аспектам? – выход на целеполагание.
Инсерт Еще один прием данной технологии, который часто используется, — это маркировка текста значками по мере его чтения — «ИНСЕРТ» (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)1. Делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
/ — interactive интерактивная
N — noting размечающая
S — system система
Е — effective для эффективного
R — reading and чтения и
Т — thinking размышления
| «v» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы
| • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.
• Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что вы знали или предполагали по дан ной теме раньше; возможно, количество значков увеличится.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы 3, количество граф которой соответствует числу значков маркировки
|