Стратегии смыслового чтения и ТРКМ.




стадии Смысловое чтение ТРКМ
Предтекстовая Постановка цели и задач: Выбор чтения Актуализация знаний и опыта Понятия и словарь текста Мотивации Т.е.антиципация –умения предполагать, предвосхищать содержание текста.  
  1. Заголовок: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?» (направленность чтения, выделение главного)
  2. Мозговой штурм: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте
  3. Глоссарий(словарная работа, ключевые слова(понятия): актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
  4. Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения): актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
  5. Задай вопрос: перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление). ВАЖНО:ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.
  6. Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста). Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.
  7. Оценка текста: у ченикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.
 
- составление списка «известной информации», – рассказ-предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): Кластеры-предположения (грозди мысли гроздятся, а не громоздятся= солнечная система: солнце\планеты и их спутники) таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. Тип чтения: Ознакомительное просмотровое
Текстовая – диалог с текстом: понимание текста и создание его читательской интерпретации: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.
  1. «Чтение с остановками» - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
  2. «Чтение с пометами» – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения).
  3. Составление таблиц – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
  4. Стратегия сжатия текста. «G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ). Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ
Кластеры Инсерт Тип чтения: изучающее (медленное, художественное)
Послетекстовая – достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
  1. Отношения между вопросом и ответом: обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя.
  2. Ку бик (ромашка) Блума: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». =Стратегия«Вопросительные слова»
3. Работа с выводами: Раскрыть один из выводов, Сформулировать собственную систему выводов? - Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями? (В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится). • Стратегия «Ассоциации» • Стратегия «Таблица-синтез» •Стратегия «Вопросительные слова» • Стратегия «Письмо по правилам» • Стратегия «Письмо без правил»
Кластеры (верные-неверные утверджения, коррекция кластера   Синквейн Сочинение Работа с выводами (приём 5 предложений)??     Тип чтения: рефлексивное

Кластеры-предположения ( мысли гроздятся, а не громоздятся= солнечная система: солнце\планеты и их спутники): до изучения темы «Лат америка в ХХ веке»: как вы думаете, по каким смысловым блокам мы будем изучать тему? (планеты) и по каким аспектам? – выход на целеполагание.

Инсерт Еще один прием данной технологии, который часто ис­пользуется, — это маркировка текста значками по мере его чтения — «ИНСЕРТ» (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)1. Делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

/ — interactive интерактивная Nnoting размечающая S — system система Еeffective для эффективного Rreading and чтения и Тthinking размышления   «v» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы   • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. • Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что вы знали или предполагали по дан­ ной теме раньше; возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы 3, количество граф которой соответствует числу значков мар­кировки


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: