ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» Приказ Минтранс РФ № 128 от 31.08.09
Перед полетом по ПВП в целях авиационных работ или АОН (в районе аэродрома) количество топлива и масла на борту должны позволять:
а) для самолетов – выполнить полет до аэродрома назначения и затем продолжить его на запланированной крейсерской скорости: днем – в течении 30 мин, ночью – 45 мин.
2.10. Перед полетом по ППП (и по ПВП вне района аэродрома) в целях авиационных работ или АОН количество топлива и масла на борту должны позволять:
выполнить полет до аэродрома назначения, а затем, на запланированной крейсерской скорости выполнить полет до запасного аэродрома, а затем продолжить его в течении 45 минут.
Общие данные топливной система самолета Цессна – 172 С:
Общая емкость топливных баков: 56 американских галлонов (212 л);
Расходуемое топливо 53 американских галлона (200,6 л):
Не вырабатываемый остаток топлива 3 американских галлона (11,4 л).
1 американский галлон = 3,785 литра; в расчетах округляем до 3,8 л.
1 литр = 0,264 американских галлона.
Расход топлива (для упрощенного расчета) в крейсерском режиме полета 8,9 галлона / час;
Расход топлива на земле (запуск, прогрев, руление, ожидание и т.п.) 1,4 галлона.
Расчет потребного количества топлива при заполнении ШБЖ начинаем с определения Q ухода на з/а.
(Пример расчета выполняется для варианта полета по маршруту с уходом на запасной аэродром)
Уход с ВПР на запасной аэродром UUNN, S 32,4 ММ Q = 14 галлонов.
Q ухода на з/а. = Q АНЗ + Q но = Q пол.зап.аэр + Q 45 мин + Q но
(Sз.а: Wз.а) = t зап.аэр.
q (Sз.а: Wз.а) + q × (45: 60) + 3 гал.
Wз.а = Vи при попутном ветре;
(в рассматриваемом случае, при уходе на запасной аэродром, ветер встречный).
Wз.а = Vи - U при встречном ветре;
q = 8,9 гал / час; Q но = 3 галлона.
Q ухода на з/а = 8,9 × (32,4:75,4) + 8,9 × (45: 60) + 3 = 13,5 галл. ≈ 14 галлонов.
Определение суммарного количества топлива, потребного на полет:
Q потр.= Q ухода на з/а + Q пос + Q участка (n) + Q участка (n-1) + …
+ Q взл. + Q земли.
Q галл. 8,9
1
2
tр
«Ключ» для определения на НЛ – 10м количества топлива
по времени полета.
или, с использованием калькулятора:
Q участка = 8,9 × (t уч. мин: 60) галлонов.
Н преп. | Н б. пр. Н б. 760 | МАРШРУТ | МПУ | МК | Vи | W | S | t | Топливо | Тр | Тф | Нпол | Для заметок | |||
Q р | Q ф | |||||||||||||||
Н б. аэр | Взлет | УВ | УС | - | - | - | - | - | 27,8 | Q факт = 120 литров 90 кг | ||||||
Сасово | 75,4 | 27,2 | ||||||||||||||
Варваровка | +10 | 45,4 | ||||||||||||||
Поляны | - 8 | 36,8 | 17,9 | |||||||||||||
Пителино посадка | 14,9 | |||||||||||||||
Всего по маршруту: | 117,2 | 1.31 | 29,2 |
111 л / 120 л./ 90 кг Фактическое время полета ______час. _____мин.
из них ночью ________ час. _______ мин.
Уход с ВПР на запасной аэродром _UUNN _ S _23,4 NМ. Q _14 галлонов.
Командир ВС ____________
2-й пилот (штурман) ____________
Рубеж возврата (ухода) на аэродром вылета S р.в. Q р.в.. Штурман АЭ ____________
Всего по маршруту (29,2 галл.) включают в себя:
Q пол (27,8 галл) + Q земли (1,4 галл).
Перевести расчетное, потребное на полет количество топлива (29,2 галл.) в литры:
Q литр. = Q галл × 3,8 = 29,2 × 3,8 ≈ 111 литров.
Q литр. округлить, с небольшим запасом и указать как Q факт.
(Q факт = 120 литров / 32 галл.)
Фактическое количество топлива в литрах, перевести в килограммы и указать в ШБЖ (90 кг)
Q кг = Q литр × γ = 120 × 0,75 = 90 кг.
γ - весовая плотность топлива (0,75 кг/л).
(γ фак. определяется по данным паспорта на топливо)
Расчет можно выполнить на НЛ – 10м по приведенному «ключу»
Q кг Q л
1
2
γ (75) 100