Количество топлива и масла на борту самолетов с поршневыми двигателями должно позволять:
выполнить полет до запасного аэродрома через любой заранее определенный рубеж ухода и затем продолжить полет в течении 30 мин. При условии, что перед полетом имеется не меньший запас топлива, чем
необходимо для выполнения полета до аэродрома назначения и продолжения его в течении 1 часа.
Аэродром вылета Аэродром назначения
Маршрут полета Q м-та
+ Запас на 1 час
Определить потребное на полет количество топлива в соответствии с приведенной схемой полета.
Q потр. = Q зем. + Q взл.пос. + Q м-та + Q (1 час) + Q но.
1,4 гал. + q × t взл.пос + q × t пол + 8,9 галл. + 3 галл.
Применительно к нашему плану полета имеем:
Q потр. = 1,4 + 8,9 × (10: 60) + 8,9 × (Sм-та: Wср) + 8,9 + 3 (галлонов).
где:
1,4 галлона – расход топлива на земле;
8,9 галлона – часовой расход топлива;
суммарное время взлета и посадки в долях часа - (10: 60). (Время взлета 4 мин. и посадки 6 мин);
(Sм-та:Wср) - время полета по маршруту в часах;
Wср = Sм-та: t м-та. t м-та = Σ t участков. (1 час. 22 мин) = 82 мин: 60 = 1,37 часа.
(время взлета и посадки не учитывать!)
3 галлона – не вырабатываемый остаток топлива.
При выполнении расчетов время (t) в минутах, переводить
в доли часа: t час. = t мин: 60.
Пример расчета:
S м-та = 117,2 NM.
Wср = S м-та: t м-та. = 117,2 nm: 1,37 часа = 85,5 узла.
Q потр. = 1,4 + (8,9 × 10: 60) + (8,9 × 1,37) + 8,9 + 3 = 1,4 + 1,5 + 12,2 + 8,9 + 3 = 27 галлонов.
Q потр. (27 галлонов) перевести в литры; Q л = Q галл × 3,8 и округлить до величины кратной 10 л.
Q потр. = 27 × 3,8 ≈ 103 литра (110 л. / 30 галл) ≤ Qфакт. = 120 литров /32 галлона.
По фактическому количеству топлива (32 галлона) рассчитать рубеж возврата (S рв) с использованием приведенной схемы полета:
Аэродром вылета S рв Рубеж возврата
Аэродром
+ 30мин назначения
- определить располагаемое количество топлива, для полета до рубежа возврата и обратно:
Q расп = Q фак - Q зем - Q взл.пос. - Q 30 - Q но =
Q фак - 10,4 галл. = 32 – 10,4 = 21,6 галл.
- по располагаемому количеству топлива рассчитать рубеж возврата (S рв)
S рв = Q расп: 2 q × (0,9 Vи) = (Q фак - 10,4): 17,8 × (0,9 Vи)
коэффициент 0,9 – «коэффициент влияния» эквивалентного ветра
- выход на рубеж возврата определяем по количеству топлива на рубеже возврата (Q рв)
Q рв = Q пол + Q 30 + Q пос = S рв: (0,9 Vи) × q + Q 30мин + q (t пос. мин: 60) галл.
- проведя окружность радиусом, равным S рв от точки возврата, получим границу максимального удаления для выбора запасных аэродромов.
Рубеж возврата
лзп
Аэродром назначения
R = S рв
Любой аэродром, находящийся в пределах этой окружности, можно использовать в качестве запасного.
Пример расчетов.
Q фак = 120 л / 32 галл.
S рв = (Q фак - 10,4): 17,8 × (0,9 Vи) NM
S рв = (32 -10,4): 17,8 × (0,9 × 97) ≈ 106 NM = 196 км.
Q рв = S рв: (0,9 Vи) × q + 4,45 + q (6 мин: 60) (галл)
Q рв = 106: 87,3 × 8,9 + 4,45 + 8,9 (6: 60) = 16,15 ≈ 16,2 галл. = 62 литра
Н преп | Н б. пр. Н б. 760 | МАРШРУТ | МПУ | МК | Vи | W | S | t | Топливо | Тр | Тф | Нпол | Для заметок | |||
Q р | Q ф | |||||||||||||||
Н б. аэр | Взлет | УВ | УС | - | - | - | - | - | 27,8 | Q факт = 120 литров 90 кг | ||||||
Сасово | 75,4 | 27,2 | ||||||||||||||
Варваровка | +10 | 45,4 | ||||||||||||||
Поляны | - 8 | 36,8 | 17,9 | |||||||||||||
Пителино посадка | 14,9 | |||||||||||||||
Всего по маршруту: | 117,2 | 1.31 | 29,2 |
. 110 л / 120 л./ 90 кг
Фактическое время полета ______час. _____мин.
из них ночью ________ час. _______ мин.
Уход с ВПР на запасной аэродром _UUNN _ S _23,4 NМ. Q _14 галлонов.
Рубеж возврата (ухода) на аэродром вылета S р.в.= 106 nm /196 км; Q р.в.= 16,2 галл.
Командир ВС ____________2-й пилот (штурман) ____________
Штурман АЭ ____________
δ | Uм/с | Ро | tо | САХ | mвзл | Vотр | Lразб | Hбез.кр |
+12 |
Эта таблица ШБЖ заполняется по данным синоптика
для расчета взлетно-посадочных характеристик ВС.
Приложение 1.
Расчет потребного количества топлива при выполнении полетов в районе аэродрома.
Расчет, потребного на полет количества топлива, при выполнении аэродромных полетов по ПВП (пилотажные зоны, сектора для полетов по приборам и т.п.), целесообразно выполнять, руководствуясь п.п 2.10. ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» Приказ Минтранс РФ № 128 от 31.08.09 г.
2.10. Перед полетом по ПВП в целях авиационных работ или АОН (в районе аэродрома) количество топлива и масла на борту должны позволять:
а) для самолетов – выполнить полет до аэродрома назначения и затем продолжить его на запланированной крейсерской скорости: днем – в течении 30 мин, ночью – 45 мин.
В этом случае расчет Q потр. осуществляется следующим образом:
Q потр = Q зем. + Q взл.пос. + Q п-та + Q (30 мин) + Q но.
где: Q зем. – выработка топлива на земле = 1,4 галлона;
Q взл.пос. – топливо потребное для взлета и посадки:
Q взл.пос = q (t взл + t пос. мин): 60 галл;
Q п-та – топливо на планируемое время полета.
Q п-та = q (t полета. мин): 60) галл;
Q (30 мин) – аэронавигационный запас топлива.
Q (30 мин) = 8,9 × 0,5 часа = 4,45 галл.;
Q но. - не вырабатываемый остаток топлива.
Q но = 3 галл.;
q - часовой расход топлива в галлонах / час. q = 8,9 галл / час.
Пример расчета.
Планируемое время полета (t полета) = 40 минут. (40: 60) = 0,67 часа.
Время взлета + время посадки (t взл + t пос.) мин = 10 минут. (10: 60) = 0,17 часа
Q потр = Q зем. + Q взл.пос. + Q п-та + Q (30 мин) + Q но.
Q потр = 1,4 + 8,9 × 0,17 + 8,9 × 0,67 + 4,45 + 3 ≈ 16,3
округляем с увеличением до 17 галлонов.
Q потребное на полет 17 галлонов.
Литература.
1. К.В. Митрофанович. Конструкция и летная эксплуатация самолета CESSNA 172S NAV III, УП УВАУ ГА 2012 г.
2. Белкин А.М., Миронов Н.Ф. Справочник воздушная навигация.- М, «Транспорт» 1988г.
3. Руководство по летной эксплуатации самолета Cessna 172 S.
4. Минаев Е.Р. Курсы лекций по воздушной навигации. СЛУ ГА. 2010 – 2014 гг.