Предполетная штурманская подготовка.
(с-т Cessna 172 S)
Сасово.
2015 год.
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 25.02.04. «Летная эксплуатация летательных аппаратов».
ОДОБРЕНО: Методическим советом СЛУ ГА филиала ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И).
Протокол от «»_____________ 2015 г. № ___
Составил: Е.Р. Минаев
РЕЦЕНЗЕНТ: Главный штурман училища С.Н. Селиванов.
Предлагаемое учебное пособие является пособием для обучаемого, при самостоятельном освоении учебной дисциплины и конспектом лекций для преподавателя (инструктора) при изложении учебного материала на занятиях. Учебный материал содержит необходимый, для изучаемой темы графический материал, для его демонстрации в процессе лекции с использованием электронной проекционной аппаратуры.
Учебный материал охватывает всю тематику учебной программы, изложен доходчиво, с практическими примерами решения навигационных задач.
Предполетная штурманская подготовка.
Предполетная штурманская подготовка к полету по маршруту включает в себя расчет и заполнение штурманского бортового журнала (ШБЖ).
а) По данным синоптика (метеонаблюдателя) заности в таблицу ШБЖ данные о направлении и скорости ветра по высотам (применительно к заданной высоте полета), значение температуры воздуха у земли (tо) и атмосферное давление по маршруту приведенное к уровню моря (QNH).
- АМСГ «Сасово»;
- δ = 2600 метеорологическое направление ветра (от истинного меридиана) на высоте 400м.
- U = 40 км/ч; (21,6 узла); - скорость ветра на высоте полета;
- tо = + 120С температура воздуха у земли;
- QNH = 754 мм рт ст. минимальное атмосферное давление по маршруту приведенное к уровню моря.
Табл.1. Табл.2.
Пункты | H | δ | U уз. |
Сасово | 21,6 | ||
δн |
Пункты | Солнце | ||
восход | заход | сум | |
Сасово | 4. 45 | 16.50 | 0.45 |
UUNN |
б) Данные о восходе, заходе Солнца, продолжительности сумерек для
аэродрома вылета, аэродрома назначения (запасного аэродрома), определяют по Календарному справочнику или Астрономическому ежегоднику на дату вылета и заносят в таблицу (1).
Метеорологическое направление ветра (δ) перевести в навигационное (δн)
и заности в таблицу (1).
δн = δ ± 1800 - (± ΔМ) = 260 – 180 = 800. (ΔМ = + 100)
Примечание. Если магнитное склонение (ΔМ) по району полета не превышает 100 – его, при определении δн, можно не учитывать.
Штурманский бортовой журнал №_________
Подразделение _Сасовское ЛУ ГА _ Дата __________
Тип ВС _Цессна 172 с_ № ___ Н эш. зад._ПВП_ Р прив. мин. __754 (Н без. эш.) № _50 / 40_(5000/4000 ф)
450 м. (1476 м ≈ 1500 футов)
Пункты | H | δ | Uузл |
Сасово | 21,6 | ||
δн |
Пункты | Солнце | ||
восход | заход | сум | |
Сасово | 4. 45 | 16.50 | 0.45 |
UUNN |
Аэродром вылета Аэродром посадки
Ро | tо | mпос | САХ | Lпроб |
δ | Uм/с | Ро | tо | САХ | mвзл | Vотр | Lразб | Hбез.кр |
+12 |
Н преп. метры | Н б. пр. Н б. 760 футы | МАРШРУТ | МПУ | МК | Vи узл. | W узл | S ММ | tрасч | Топливо | Трас | Тфак | Нпол | Для заметок | |||
Q р | Q ф | |||||||||||||||
Взлет | УВ | УС | - | - | - | - | - | |||||||||
Сасово | 75,4 | |||||||||||||||
Варваровка | +10 | 45,4 | ||||||||||||||
Поляны | - 8 | 36,8 | ||||||||||||||
Пителино посадка | ||||||||||||||||
Всего по маршруту: | 117,2 | 1.31 |
Уход с ВПР на запасной аэродром __ «UUNN» ___ S _32,4 NМ_ Q =
ПУ = 2000
Рубеж возврата (ухода) на аэродром вылета S р.в. _______ Q р.в. _____
в) По приведенным данным рассчитать навигационные элементы:
1. δн = δ ± 180о – (± ΔМ)
Примечание: ΔМ учитывать, если [ ΔМ ] превышает 10о
δн = δ ± 1800 - (± ΔМ) = 260 – 180 = 800
2. По участкам маршрута определить значения углов ветра и знаки углов сноса;
УВо = δн – ЗМПУ Знак угла сноса (УСр) определяем по углу ветра.
УВ1 = δн – ЗМПУ = 80 – 260 = (- 180) + 3600 = 1800 (ветер встречный
УСр = 00)
УВ2 = δн – ЗМПУ = 80 – 310 = (- 230) + 3600 = 1300 (вторая четверть,
УС +)
УВ3 = δн – ЗМПУ = 80 – 120 = (- 40) + 3600 = 3200 (четвертая четверть,
УС -)
Примечание: УВ, по определению, всегда положительный. Если, при арифметическом расчете, получается отрицательное значение, необходимо прибавить 3600.
2.С использованием НЛ – 10 м определить значения углов сноса (УСр) и расчетной путевой скорости (Wр):
УСр Wр УС УВ УВ + [УС]
![]() |
U V W
УС1 = 00; W = V - U =75,4 узла.
УС2 = + 100; W = 83 узла.
УС3 = - 80; W = 113 узлов.
Примечание: Если УВ больше 1800 , для расчета на НЛ 10 м необходимо определить дополнение до 3600.
Пример: УВ = 3200 , дополнение = 360 – 320 = 400
на шкале 3, при расчете, устанавить: УВ = 400; УВ + [УС] = 480; знак УС не учитываем.
г) С использованием НЛ – 10 м определить расчетное время полета по участкам:
t расч S Wр
t расч Δ
t1 = 28 мин.
t2 = 33 мин.
t3 = 20 мин.
Примечания: Время взлета включает в себя время непосредственно взлета
и время полета до исходного пункта маршрута (ИПМ). В нашем примере
t взл = 4 мин. Время посадки определяется временем типового маневра захода
на посадку (6 мин).
д) Определить значения расчетных курсов по участкам маршрута:
МКр = ЗМПУ – (± УСр); МК1 = 260 – 0 = 2600
МК2 = 310 – 10 = 3000
МК3 = 120 – (- 8) = 1280
.
Рассчитанные значения навигационных элементов заносим в штурманский бортовой журнал.
Примечание. Значения безопасной высоты полета в районе аэродрома (Н б. аэр) рассчитываются дежурным штурманом и указываются на стенде информации в штурманской комнате.
Н преп. метры | Н б. пр. Н б. 760 футы | МАРШРУТ | МПУ | МК | Vи | W | S | t | Топливо | Трас | Тф | Нпол | Для заметок | |||
Q р | Q ф | |||||||||||||||
Н б. аэр | Взлет | УВ | УС | - | - | - | - | - | ||||||||
Сасово | 75,4 | |||||||||||||||
Варваровка | +10 | 45,4 | ||||||||||||||
Поляны | - 8 | 36,8 | ||||||||||||||
Пителино посадка | ||||||||||||||||
Всего по маршруту: | 117,2 | 1.31 |
Е) Расчет безопасных высот полета (по ПВП).
Для полета по ПВП ниже нижнего эшелона рассчитывается
Н без.ниж. (без) эш. = Н без.ист. + Н преп. - ΔНt
Н без. ист. = 100 м. (ФАП);
Н преп. -- наибольшая высота препятствия в полосе учета препятствий
по участкам маршрута.
ΔНt = (tо – 15о): 3 × (Н испр.: 100).
Н испр. = Н без.ист. + Н преп.
Пример расчета: Н без.ниж. (без) эш. = Н без.ист. + Н преп. - ΔНt
Н без.ниж. (без) эш. = 100 + 187 – (- 3: 3) × 287: 100 ≈ 290 м. (951 ф.)
Примечание. Полученное, в процессе расчета, значение высоты в метрах (290 м) переводим в футы, используя коэффициент перевода (3,28) и указываем в ШБЖ значение высоты в футах.
290 м. х 3,28 = 951,2 ф ≈ 951 фут.
Для полета по ППП (в случае перехода на приборный полет) рассчитывается:
Н ниж. (без) эш ≥ Н без.ист. + Н преп. + (760 – Р прив.мин.) × 11 - ΔНt
Н без. ист. = 600 м. (ФАП);
Н преп. -- наибольшая высота препятствия в полосе учета препятствий
по участкам маршрута.
ΔНt = (tо – 15о): 3 × (Н испр.: 100).
Н испр. = Н без.ист. + Н преп. + (760 – Р прив.мин.) × 11
Пример расчета.
Н ниж (без)эш ≥ Н без.ист.+ Н преп.+ (760 – Р прив.мин.) × 11 – ΔНt
Н ниж (без)эш ≥ 600 + 285 +(760 - 754) ×11 – (- 3: 3) × 9,51 ≥ 961 м.
По найденному значению Н без.760 определяется нижний безопасный эшелон полета.
Н ниж. (без) эш. ≥ Н без.760 = 1500 / 1200 м.
или № эш. 50 / 40. (5000 ф / 4000 ф)