Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживая работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В тих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
К системе социально-бытового обслуживания работников в организациях наряду с помещениями здравоохранения, общественного питания, торговли, предприятий службы быта, культурно-массового обслуживания относятся санитарно-бытовые помещения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные и помещения личной гигиены женщин).
Проектирование этих помещений должно производиться согласно нормам СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания".
К санитарно-бытовым помещениям относятся:
– гардеробные;
– умывальные;
– душевые и полудушевые;
– ручные и ножные ванны;
– уборные, помещения личной гигиены для женщин;
– помещения для отдыха и приема пищи;
– помещения для обогрева работающих и др.
Необходимость вспомогательных помещений устанавливается в соответствии с санитарной характеристикой производственных процессов (группой и подгруппой) и числом работающих.
По санитарной характеристике выбирается состав специальных бытовых помещений и их оборудование, а по числу работающих в наиболее многочисленной смене, которым положены эти помещения, определяют площадь этих помещений и их оборудование.
|
По сравнению с другими санитарно-бытовыми помещениями гардеробные занимают наибольшую площадь (около 40...50 процентов от общей площади санитарно-бытовых помещений). Гардеробные проектируют для хранения уличной одежды (пальто, головной убор, обувь), домашней (костюм, платье, белье) и рабочей одежды с соблюдением, как правило, условия самообслуживания.
Гардеробные на производстве должны быть отдельными для специальных групп производственных процессов: вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности тела и спецодежды, удаляемые с применением специальных моющих средств (группа 1в); протекающие при избытках явного тепла или неблагоприятных метеорологических условиях, связанные с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды (2в), при температуре воздуха до 10 °С,
Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения, используемые при пересменках, следует объединять в гардеробные блоки.
Основным типом душевых кабин являются открытые душевые кабины. В целях повышения удобства пользования кабины в женских душевых рекомендуется оборудовать устройствами с гибкими шлангами либо с наклонной установкой форсунки над уровнем пола не выше 1,6 м.
Закрытые душевые кабины являются более комфортными, однако имеют меньшую пропускную способность, так как используются и для вытирания тела. Не рекомендуется применение закрытых душевых кабин на производствах с особо сильными или опасными загрязнениями (группы 1в, 2б - процессы, протекающие при избытках явного лучистого тепла). Закрытые душевые кабины рекомендуется проектировать отдельно от помещения с открытыми кабинами.
|
Двери помещений душевых и преддушевых должны быть самозакрывающимися, чтобы предотвратить проникновения водяных паров в гардеробные помещения.
Умывальные рекомендуется размещать в отдельных помещениях, смежно с душевыми. При количестве умывальников не более 4 допускается размещать умывальники на специально отведенной площади гардеробных, смежно с душевыми.
Уборные в многоэтажных бытовых помещениях должны быть на каждом этаже. При численности работников на двух смежных этажах 30 человек или менее уборные следует размещать на одном из этажей с наибольшей численностью. При численности работников на трех этажах менее 10 человек допускается одну уборную на три этажа. Общую уборную для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работников в смену не более 15 человек
Уборные должны быть оборудованы крючками, корзинками для мусора и держателями бумаги.
Помещения для личной гигиены женщин оборудуют при работе 15 женщин и более в самой многочисленной смене и, как правило, совмещают с женскими уборными.
Помещения для личной гигиены женщин предназначены для проведения гигиенических процедур. В их состав входят: помещения для раздевания, индивидуальные кабины для процедур, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, с ножным пуском; места для раздевания, оборудованные скамьями с крючками над каждым местом и умывальником.
|
Прачечные, помещения для химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания, ремонта одежды и обуви устраивают в коммунальных и общих прачечных предприятия.
Помещения для отдыха (в рабочее время) предусматривают в соответствии с технологической частью проекта. Их располагают на удалении не более 75 м от рабочих мест и оборудуют умывальником с подводом горячей и холодной воды и устройством питьевого водоснабжения.
Комнаты для приема пищи оборудуются кипятильниками, холодильниками, умывальниками и электроплитами.
Планирование работы по охране труда.
Планирование работ по охране труда - это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств.
Мероприятия по охране труда планируют на основании оценки соответствия орудий, средств производства и технологических процессов требованиям нормативов по охране труда; прогнозов улучшения условий труда с учетом научно-технического прогресса; мер, разработанных по результатам проверок; анализа травматизма и заболеваемости; приказов и указаний органов надзора и контроля за охраной труда.
Планирование мероприятий по охране труда может быть перспективным, текущим и оперативным.
Перспективное (долгосрочное) планирование охраны труда осуществляется в виде комплексных планов улучшения условий охраны труда и оздоровительных мероприятий, а также плана внедрения Системы стандартов безопасности труда
(ССБТ). Оно является составной частью плана экономического и социального развития предприятия.
В комплексных планах рекомендуется предусматривать следующие основные задачи:
максимальное сокращение количества рабочих мест, не соответствующих требованиям и нормам охраны труда;
приведение оборудования, машин и механизмов в соответствие с требованиями государственных и отраслевых стандартов;
вывод из эксплуатации объектов производственного назначения, не обеспечивающих безопасность труда и не подлежащих по своему техническому состоянию реконструкции и капитальному ремонту;
доведение обеспеченности работающих санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм;
значительное сокращение, а в дальнейшем и ликвидация тяжелых физических работ, уменьшение численности работающих, занятых ручным трудом;
дальнейшее развитие при предприятиях, организациях лечебно-профилактических, медицинских и оздоровительных учреждений с целью обеспеченности ими до установленных нормативов.
Решение указанных задач должно осуществляться в первую очередь на основе реконструкции, технического перевооружения, автоматизации и механизации производства, внедрения прогрессивной технологии, способствующих созданию безопасных условий труда.
Перед разработкой комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий на предприятиях рекомендуется провести аттестацию состояния условий труда на рабочих местах и в цехах.
На основании результатов аттестации определяется количество рабочих мест, не соответствующих требованиям и нормам охраны труда по производственным факторам - шуму, вибрации, запыленности, загазованности воздуха, температурно-влажностному режиму, численности занятых на тяжелых физических, ручных, опасных и вредных для здоровья человека работах; выявляются травмоопасные участки и операции, производственное оборудование, здания и сооружения, не обеспечивающие безопасности труда, а также характерные причины производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.
Текущее планирование по охране труда осуществляется в виде мероприятий, предусмотренных соглашением по охране труда (приложение к коллективному договору) на текущий год.
К текущему планированию относится также план работы службы охраны труда на год, квартал, месяц.
Оперативное планирование мероприятий по охране труда в целом по предприятию либо по отдельному цеху осуществляется во исполнение предписаний органов Госнадзора и контроля, приказов и директивных указаний вышестоящих организаций, актов расследования несчастных случаев и аварий; при этом следует также учитывать анализ заболеваний.
Билет 30.