СОГЛАШЕНИЯ КАК АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА




Общие положения о соглашениях как актах социального партнерства

 

Соглашения наряду с коллективными договорами являются актами социального партнерства, конечным продуктом коллективных переговоров сторон коллективных трудовых отношений.

В соответствии со ст. 358 ТК Республики Беларусь соглашение − нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории [27, ст. 358].

По признаку масштабности охвата участвующих в коллективных трудовых отношениях субъектов соглашения согласно действующему в республике законодательству подразделяются на:

− генеральные, заключаемые на республиканском (национальном) уровне. Данные соглашения, как указано, например, в п. 50 Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2011 - 2013 годы [58], действуют в отношении всех нанимателей (их объединений), профсоюзов (их объединений) и работников Республики Беларусь;

− тарифные (отраслевые), охватывающие своим нормативным воздействием нанимателей и работников (членов соответствующих профсоюзов) той или иной отрасли или группы родственных, ведомственно связанных между собой отраслей;

− местные, которые распространяются на нанимателей и группу (группы) профессионально однородных работников, чья деятельность осуществляется в пределах определенной местности (области, района, города) [59].

Генеральные, тарифные, местные соглашения и коллективные договоры составляют звенья системы, предусматривающей механизм приоритетности положений соглашения более высокого уровня при заключении договоров на низших уровнях. Поэтому заключение генерального соглашения, которое определяет общее направление социально-экономических отношений в Республике Беларусь, должно предшествовать заключению отраслевых и местных соглашений. В свою очередь, отраслевые соглашения определяют конкретные условия труда, его оплаты, увольнения работников, а также минимальные гарантии, конкретизируемые на территориальном и отраслевом уровнях, а затем на уровне организации.

Но и при несоблюдении указанной очередности следует иметь в виду, что гарантии, устанавливаемые на уровне территории или организации, не должны быть ниже гарантий, распространенных тарифным соглашением на организации отрасли, применяющие эти соглашения. В соглашениях, заключаемых на низших уровнях, могут приниматься лишь условия, соответствующие соглашениям, принятым на высшем уровне, либо улучшающие положение работников по сравнению с ними.

В разделе «Общие положения», как правило, отражаются такие вопросы, как наименование сторон, сфера и срок действия соглашений.

В большинстве отраслевых соглашений предусматривается также условие о том, что они дополняют законодательство и Генеральное соглашение по трудовым и социально-экономическим вопросам.

Основным разделом соглашений всех уровней, в т.ч. и отраслевых, является раздел «Заработная плата. Защита жизненного уровня работников». В данном разделе стороны договариваются, например:

− установить минимальный уровень оплаты труда как суммы всех начисленных работнику выплат в денежной и натуральной форме в процентах от минимального потребительского бюджета (МПБ);

− обеспечить уровень среднемесячной заработной платы в отрасли в процентах от МПБ;

− поэтапно повышать тарифную ставку 1-го разряда с учетом роста производства и его эффективности;

− ежемесячно индексировать заработную плату на индекс роста потребительских цен на условиях, определяемых коллективным договором;

− осуществлять доплату за работу в неблагоприятных условиях труда по нормам не ниже предусмотренных законодательством;

− не допускать снижения доли заработной платы в себестоимости выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом [38, с. 41].

Генеральное соглашение служит основой для заключения тарифных, местных соглашений и коллективных договоров. Тарифные, местные соглашения и коллективные договоры могут содержать более льготные по сравнению с Генеральным соглашением трудовые и социально-экономические условия [53].

А.А. Греченков отмечает, что раздел «Создание условий для деятельности профсоюза» содержат по существу все соглашения. В этом разделе содержатся, как правило, следующие обязательства:

− предоставлять возможность соответствующему профсоюзу беспрепятственно посещать организацию, где работают его члены;

− сообщать необходимую информацию о состоянии трудовых и связанных с ними отношениях, включая в первую очередь предусмотренные в рамках статистической отчетности;

− предоставлять профсоюзам помещение для выполнения уставных целей и задач, проведения совещаний, собраний (конференций), обучения профсоюзного актива; предоставлять транспортные средства, оргтехнику и оплачивать услуги связи;

− перечислять в безналичном порядке профсоюзные взносы через расчетные службы организаций одновременно с выплатой заработной платы за соответствующий месяц;

− сохранять средний заработок за членами комиссии по трудовым спорам (далее − КТС); общественными инспекторами по охране труда во время их работы по расследованию несчастных случаев на производстве; за членами профсоюза, уполномоченными вести переговоры по заключению, изменению и контролю за исполнением коллективных договоров, а также за время краткосрочной профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, пленумах, созываемых профсоюзом;

− не допускать увольнения по инициативе нанимателя представителей профсоюза, участвующих в работе КТС, членов профсоюза, уполномоченных вести переговоры по коллективным договорам, а также общественных инспекторов по охране труда без согласия профсоюза [59].

В соответствии со ст. 362 ТК Республики Беларусь условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

Генеральное соглашение

 

Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

В соответствии с ч. 1 ст. 359 ТК Республики Беларусь сторонами соглашения на республиканском уровне могут быть - республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь.

Генеральные соглашения являются трехсторонними.

В соответствии со ст. 360 ТК Республики Беларусь содержание соглашений определяется сторонами, но только в пределах их компетенции. Поэтому если, например, объединение (ассоциация) заключило соглашение по вопросам, не переданным (уставом, учредительным договором или иным документом о делегировании соответствующих правомочий) в его компетенцию входящей в него организацией, то соответствующие условия соглашения для данной организации не будут иметь юридической силы. В соглашениях определяются базовые условия труда, которые могут улучшаться в коллективных договорах, заключаемых в организациях.

Так, генеральное соглашение может содержать положения о (об):

1) развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

3) заработной плате работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4) обеспечении занятости;

5) охране труда и окружающей среды;

6) иных трудовых и социально-экономических условиях.

При ведении переговоров по заключению генерального соглашения главное внимание должно быть сосредоточено на выработке и принятии согласованных мер, направленных на повышение реальной заработной платы и восстановление присущих ей функций (воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей, социальной); установление и обеспечение государственных гарантий в области труда; усиление законодательной защиты права работника на своевременное получение начисленной заработной платы; обеспечение принципа справедливого вознаграждения за труд равной сложности и квалификации; создание действенного контроля (в том числе с участием профсоюзов) за соблюдением трудового законодательства, созданием необходимых условий и охраны труда и ходом выполнения соглашения и др. [59].

Поскольку генеральное соглашение решает лишь общие вопросы взаимоотношений нанимателей и профсоюзов, определяя в то же время согласованные позиции сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и совместные действия по их реализации, то его заключение предшествует заключению нижестоящих соглашений и коллективных договоров.

В связи с этим представляет интерес не только для нанимателей, но и для рядовых работников Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами на 2011 - 2013 годы (далее − Генеральное соглашение Беларуси).

Генеральное соглашение, заключаемое между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателей, должно быть по юридической силе не ниже постановлений Совета Министров Республики Беларусь, тарифное соглашение − не ниже постановлений министерств, местное − не ниже решений местных исполнительных и распорядительных органов [62].

Необходимо отметить, что на день раньше, 29 декабря 2010 года было заключено генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской федерации на 2011 − 2013 годы (далее – Генеральное соглашение России).

Рассмотрим эти соглашения.

Если говорить о структуре генеральных соглашений Республики Беларусь и Российской федерации на 2011−2013 годы, то она имеет одноименные разделы: экономическая политика; доходы, заработная плата и уровень жизни населения; социальная защита, социальные гарантии и социальное страхование; развития рынка труда и содействие занятости населения; охрана труда, промышленной и экологической безопасности; социальное партнерство и координация действий сторон соглашения. Стоит отметить, что в Генеральном соглашении России глава называется «Развитие социального партнёрства и т.д.», с чем видимо возникает больше проблемных вопросов и, что, несомненно, является одной из приоритетных целей государства. Единственная лишь разница, что в Генеральном соглашении Беларуси есть такая глава, как заключительные положения. В Генеральном же соглашении России эти положения не вынесены отдельно, а указаны в главе VII «Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения». Тем самым в Беларуси делается больший акцент на результате, на ответственности за исполнение обязательств по соглашению. В России акцент сделан на приоритетных целях соглашения, которые указаны в общей части.

Проанализировав генеральные соглашения России и Беларуси, сделан соответствующий вывод: несмотря на то, что текст Генерального соглашения России имеет почти в 2 раза больше положений, оно имеет скорее декларативный характер, в то время как Генеральное соглашение Беларуси имеет конкретику в поставленных целях и задачах. Например, по сравнению с ранее действовавшим (на 2009−2010 годы) новое Генеральное соглашение в п. 34 главы 4 (развитие рынка труда и содействие занятости населения) предусматривает принятие конкретных мер по обеспечению занятости и трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости.

В качестве новых направлений деятельности сторон в указанной области следует рассматривать осуществление мониторинга неполного рабочего времени работников организаций реального сектора экономики, принятие мер по недопущению вынужденного неполного рабочего времени (п. 35 гл. 4 Генерального соглашения), а также увеличение размеров пособия по безработице и стипендий гражданам, потерявшим работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников организаций и направленных органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную переподготовку или повышение квалификации (п. 37 гл.4 Генерального соглашения).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: