Возникновение и развитие новгородской школы Лихудов.




Биография братьев Лихудов.

Братья Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды родились на острове Кефаллония в семье потомка византийской знати князя Марка Лихуда. Основателем рода был современник Ярослава Мудрого Константин Лихуд, Константинопольский патриарх (1059-1064). После падения Византии Лихуды переехали во владения Венеции — на ионический остров Кефаллонию.

Получив начальное образование дома, под руководством священника, братья затем учились философии и богословию в Венеции, у греческого учёного с Крита Герасима Влаха, дидаскала школы греческой общины города. В 1661 году Иоанникий начинает обучение в Падуе, в Коттунианской коллегии у племянника Герасима Влаха, Арсения Каллудиса. Одновременно с Софронием он учился в Падуанском университете, по окончании которого получил степень доктора богословия.

С 1670 по 1683 годы братья Лихуды занимались преподавательской деятельностью в школах христианского Востока, являясь одновременно проповедниками. Позже братья поступают в монастырь Пресвятой Богородицы Панагия Иерия. В начале 1680-х годов неизвестные обстоятельства вынудили братьев Лихудов искать себе новое место. В поисках службы они отправились в Константинополь, где в течение пяти месяцев жили на иерусалимском подворье у патриарха Досифея. В Константинополе они получили от восточных патриархов свидетельственный лист, подтверждающий их православие и профессиональное мастерство как учителей и богословов, а 3 июля 1683 года выехали в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича. Прежде, чем попасть в русскую столицу, им предстояло проехать через Турцию, Молдавию, Венгрию и Польшу.

6 марта 1685 года Лихуды прибыли в Москву. Уже на девятый день после своего приезда они участвовали в диспуте с Яном Белобоцким, польским шляхтичем, претендовавшим на должность преподавателя академии, которую планировалось открыть в Москве. 1 июля 1685 года Лихуды стали преподавать в созданном ими высшем учебном заведении, которое со временем получило название Славяно-греко-латинской академии.

В России они получили известность как образованные преподаватели, переводчики, писатели. Через девять лет по проискам духовной власти, обвинившей братьев в «латинстве», их отстранили от преподавания и отправили в ссылку в Костромской Ипатьевский монастырь, откуда их в 1706 году вызволил новгородский митрополит Иов. Софроний пробыл в Новгороде недолго. В 1707 году он уехал в Москву по заданию Иова, но был там удержан и более в Новгород не вернулся. Иоаникий же в течение десяти лет преподавал в школе и оставил глубокий след на стезе духовного просвещения в Новгороде. Лишь в 1716 году, после смерти митрополита Иова, по указу Петра I он переехал к брату в Москву, где 7 августа в 1717 году скончался и был погребён в Заиконоспасском монастыре, в котором размещалась Славяно-греко-латинская академия. Софроний почтил его память эпитафией, написанной на греческом и славянском языках:

«О путчине, что мимо идеши?

Стани, прочитай...

Се, лежит человек Божий,

Ангел Восточныя Церкви...

Зане смертен бяше, но не дела его.

Праведницы вовеки живут...

Тем же вечная твоя память,

Достоблаженне брате». [1]

Софроний же скончался в Солотчине Моностыре 15 июня 1730 года, будучи от рождения 78 лет.

Возникновение и развитие новгородской школы Лихудов.

В конце XVII - начале XVIII века в России при архиерейских домах по инициативе образованных иерархов стали возникать школы, копировавшие учебные программы Киевской и Московской академий. В 1706 году усилиями митрополита Иова при архиерейском доме в Новгороде была открыта школа, ставшая единственной из епархиальных, способной по уровню гуманитарной подготовки сравниться с Московской Славяно-греко-латинской и Киево-Могилянской академиями.

Создатель школы — митрополит Новгородский и Великолукский Иов (1697-1716), один из просвещённейших церковных деятелей Петровской эпохи, занимал самую престижную в России кафедру, возглавлял самую богатую епархию. Пользуясь неизменной симпатией и поддержкой Петра I, он располагал для создания такой школы необходимыми возвожностями. По инициативе Иова 31 января 1706 года Пётр подписал указ о переводе из Костромы «в Новгородские монастыри, что в епархии Новгородского и Великолукского митрополита Иова... иеромонахов греческих Иоанникия и Софрония Лихудовых». Лихуды возглавляли Новгородскую школу в течение 10 лет (1706-1716).

Школа разместилась на территории Владычного двора в Детинце, в здании, построенном в 1670 году, которое в память о братьях Лихудах стало именоваться Лихудовым корпусом.

При внимательном отношении к нуждам школы ее покровителя митрополита Иова, при искусстве и опытности наставников Новгородское училище пошло очень успешно. Лихуды работали «с великим усердием днем же и нощию», так что митрополит Иов не мог нахвалиться ими и успехами их школы. «Словеснейшие учителя, честнейшие иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихудиевы,- писал он 26 июня 1706 года Троицкому архимандриту Сильвестру,- воистину высокоучены суть, добры же и верны, трезвы и бодры, и во учении усердны; непрестанно на каждый день учеников греческим, словенским и латинским письменам без всякого сокрытия вседушно обучают».

В 1712 году, как полагают, на помощь Лихудам прибыл знаменитый московский просветитель Карион Истомин. После возвращения Лихудов в Москву в школе преподавали их московские и новгородские ученики.

Дальнейший расцвет Новгородской школы связан с деятельностью Новгородского архиепископа Феодосия (Яновского) (1721-1725), игравшего при Петре I роль главного духовного лица в империи. При нём при архиерейском доме в Новгороде наряду с созданной Лихудами греко-славянской школой появилась латинская. В ней преподавали московские учителя с академическим образованием. Масштаб деятельности в области образования, развернувшийся в Новгородской епархии, был беспрецедентным для России. Благодаря усилиям архиепископа Феодосия в Новгороде и в Новгородской епархии было открыто до 15 партикулярных школ, обеспечивающих начальное образование. В эти школы был открыт доступ ученикам, принадлежащим к разным сословиям. Общая численность в Новгородских школах, включая партикулярные, к 1726 году превышала 1000 человек, что во много раз превосходило число учащихся школ, возникающих в других епархиях России. В 1722 году Новгородская школа была объявлена Св. Синодом образцовой, получив характер учительского института, готовившего кадры учителей и грамотных канцеляристов для всей империи.

После отставки Феодосия его политический противник Феофан Прокопович, ставший Новгородским архиепископом (1725-1736), разрушил систему образования, созданную в Новгородской епархии: в 1726 году ликвидированы партикулярные школы. Новгородская школа братьев Лихудов под руководством Фёдора Максимова продолжала, однако, действовать, хотя число её учеников сильно сократилось. Большая часть её учеников была переведена в Санкт-Петербург в школу Феофана Прокоповича на Карповке. Новый этап в истории Новгородской школы Лихудов связан с преобразованием школы в 1740 году в Новгородскую духовную семинарию.

 

Учебный процесс.

Учебный план Новгородской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской Славяно-греко-латинской академии. В школе с самого начала были созданы два класса — «славянский» и «греческий». Обучением в славянском классе руководил переводчик Фёдор Герасимов. Курс наук в нём заключался в изучении церковнославянского языка, преподававшегося на высоком уровне. В греческом классе преподавали сами Лихуды. Они, в сущности, создали в Новгороде предназначенное для обучения как духовных, так и светских лиц учебное заведение типа «академии», используя собственные учебники, предназначенные для высшей школы, некоторые из которых были созданы ими в Новгороде специально для Новгородской школы. Среди них: «Грамматика греческая иеромонаха Софрония Лихудиева»; «Иоанникия и Софрония иеромонахов же и учителей самобратии Лихудиевых о грамматическом художестве». Лихуды преподавали в Новгороде дисциплины тривиума (грамматика, риторика, диалектика). Прошедшие полный курс грамматики изучали пиитику. И как венец школьной науки изучалась риторика. Курс риторики, преподаваемой Лихудами в новгородской школе, соединялся, как требовалось школьными традициями, с «диспутациями и разглагольствами». В Новгородской школе, в отличие от Московской, не преподавался курс естественной философии — физики. Таком образом, Новгородская школа Лихудов имела выраженный гуманитарный характер. Особенно большую роль в преподавании играли грамматика, риторика и пиитика, культ которых был характерен для восточнославянских академий XVII-XVIII веков. Неотъемлемым и завершающим компонентам высшего образования в большинстве университетов Средневековой Европы было, как известно, богословие. Лихуды вели в Новгороде богословские дискуссии и создавали богословские произведения, служащие объяснению догматов веры, уставов и обрядов церкви. Исследователи даже полагают, что именно в Новгороде они завершили создание своей богословской системы. Активная полемическая и богословская деятельность Лихудов в Новгороде приравнивала их Новгородскую школу по статусу к академии.

Особенностью Новгородской академии при Лихудах был ярко выраженный филологический характер. Основой учебного плана Новгородской школы была филология — обучение языкам классической древности: греческому и, по-видимому, латыни. Филологическая деятельность Лихудов сделала их Новгородскую школу выдающимся центром изучения церковнославянского языка. Свидетельством этого является первая собственно российская грамматика церковнославянского языка — «Грамматика Славенская в кратце собранная в Греко-словенской школе, яже в великом Нове граде при доме Архиерейском Повелением Всепресветлейщаго, Державнейшаго Государя нашего Петра Великого, Отца Отечества, Императора и Самодержца Всероссийскаго, Благословением же Святейшаго Правительствующего Синода, напечатася при Санктъпитербурхе в Троицком Александровском монастыре. Лета от рождества Христова 1723». Она была создана лучшим новгородским учеником Лихудов иподиаконом Фёдором Максимовым (?-?), известным филологом и педагогом первой половины XVIII века. Грамматика Фёдора Максимова сыграла важную роль в становлении русского литературного языка, явившись одновременно первым массовым учебником славянской грамоты в России (1200 экземпляров).

Ещё одной интересной особенностью Новгородской школы было то, что по указу Петра о заведении цифирных школ в 1714 году, новгородский архиепископ Феодосий, при котором школа братьев Лихудов пережила новый расцвет, решил претворить в жизнь программу обучения, предписывающую духовным лицам, в соответствии с «Духовным регламентом» Феофана Прокоповича, изучение арифметики и геометрии. К гуманитарным дисциплинам тривиума добавлялись ещё две математические дисциплины квадриума. Благодоря инициативе Феодосия Св. Синод в мае 1724 года принял указ об объединении цифирной и архиерейской школ только в Новгороде, в порядке эксперимента. Таким образом, только в Новгороде была предпринята единственная в России того времени попытка объединения зарождающихся систем духовного и светского образования. Как известно, эта идея не была в стране в дальнейшем реализована. Симптоматичен, однако, сам факт, свидетельствующий о том, что Новгород в эпоху петровских реформ выступал в качестве уникального экспериментального полигона для апробирования различных вариантов образовательных систем.[2]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: