Выдающиеся ученики школы братьев Лихудов.




Новгородская греко-славянская школа со временем окрепла и приобрела почетную репутацию в глазах ревнителей отечественного просвещения.
По решению Петра I с 1715 года в новгородскую школу стали направлять дворянских недорослей из Воронежа, Коломны, Вятки, Рязани — до 60 человек ежегодно.

В списке первых учеников новгородской греко-славянской школы, оставивших след в истории русского просвещения, имя Федора Максимова, изучившего под руководством своих наставников греко-славенскую грамматику, пиитику и риторику. В документах Государственного архива Новгородской области Максимов первоначально фигурирует учеником греко-славянской школы, затем значится иподиаконом Софийского собора, преподавателем, принявшим на себя руководство школой в 1718 году. Федором Максимовым создана собственно первая русская грамматика.

Лихудам не суждено было увидеть полный расцвет своей просветительской деятельности, когда их школа сделалась рассадником просвещения не только для всего Новгородского края, но распространила свое влияние и за его приделы, как своего рода педагогическая семинария, куда епархиальное начальство, по указу Синода, посылало «остроумных и книжному чтению искусных» учеников своих школ, чтобы «подготовить из них опытных и искусных педагогов». Все это произошло уже после смерти митрополита Иова и Иоанникия Лихуда, когда во главе школы стоял иподиакон Фёдор Максимов.

Так, ученик Лихудов подъяк Василий Михайлов был определен учителем в партикулярную Знаменскую школу, подъяк Дмитрий Фёдоров — в епархиальную школу в Великие Луки; дъячки Пётр Петров и Афанасий Григорьев назначены: первый — в епархиальную Старорусскую школу, второй — в Оштинскую школу, при Петровских железных заводах. В открытую в 1721 году в Петербурге при Александро-Невском монастыре славенскую школу учителем был вызван новгородский воспитанник — подъяк Иродион Тихонов, когда же число учеников у него увеличилось, в 1723 году из Новгородской школы был вызван другой учитель — Андрей Тишин. В 1725 году в Псковскую домовую архиерейскую школу был вызван дъячок Евстафий Фёдоров, новгородский воспитанник, бывший некоторое время помощником Фёдора Максимова в Новгородской школе, а затем, когда он оставил учительство, его место занял во Пскове подъяк Дмитрий Фёдоров, один из наиболее успешных учеников Иоанникия Лихуда. В феврале 1726 года рязанские ученики, вернувшиеся из Новгорода, открыли школу в Переяславле-Рязанском. Из Коломенских учеников один был определен учителем в Коломенскую архиерейскую школу, двое других заняли учительские должности один — в Туле, другой — в Орле.

Так с течением времени скромная школа, открытая митрополитом Иовом, благодаря умелой постановке учебного дела со стороны братьев Лихудов, благодаря их трудам, особенно Иоанникия, разрослась и сделалась рассадником просвещения для многих русских городов.

В ведомости расходов новгородского архиерейского дома за 1724 год на содержании греко-славянской школы находилось 16 учителей, 95 учеников из своей епархии, 8 из посторонних, при них содержалось служителей 22 человека. К 1727 году в школе прошли обучение 282 ученика, а всего за двадцатилетний период существования школы в ней получили образование более 550 человек.

Совместные труды митрополита Иова и братьев Лихудов на ниве духовного просвещения принесли пользу не только в пределах новгородской земли, но и в масштабах всей России.

Выпускником школы был Василий Евдокимович Ададуров (1709-1780), автор первой русской грамматики на родном языке, учитель М. В. Ломоносова, обучавший русскому языку принцессу Софью, будущую императрицу Екатерину II. В 1727 году он поступил в Санкт-Петербургский университет (один из первых наборов). В университете проявились его разносторонние способности, он считался одним из лучших студентов. По заданию И.Д. Шумахера он принял участие в подготовке немецко-русского словаря, издаваемого Академией. В 1731 году получил должность переводчика Академии. Работа переводчика подтолкнула Адодурова к более глубокому изучению русского языка. Филологическая деятельность В. Е. Адодурова составила важный этап доломоносовского периода отечественной русистики. Он был сторонником самостоятельной и независимой гражданской орфографии, стремился определить специальные нормы светского книжного языка. Будучи первым русским учёным Академии наук, он способствовал её превращению в филологический центр страны. Именно В. Е. Адодурову принадлежит заслуга в составлении орфографических правил для типографии Академии наук, которые прочно утвердились и частично продержались без изменения до советской орфографической реформы 1918 года. С 1736 года В. Адодуров начал заниматься педагогической деятельностью. Ему был поручен надзор за присланными из Московской славяно-греко-латинской академии учениками. В 1738 году В. Адодуров получил звание адъюнкта высшей математики. С 1739 года он работал переводчиком у кабинет-министра Л.П. Волынского. В 1740-41 годах преподавал в немецком классе академической гимназии арифметику и геометрию на немецком языке, затем определен ассесором в Герольдмейстерскую контору. С воцарением Екатерины П на российский престол, Адодуров был назначен президентом Мануфактур-колегии и куратором Московского университета. В 1777 году В.Е. Адодуров стал членом Сената, что явилось свидетельством признания его заслуг на государственной службе.

Выпускником школы был и уроженец Новгорода Мартын Ильич Шеин (1712-1762), первый из российских учёных, получивших звание профессора анатомии Академии наук. По окончании этого учебного заведения был направлен на работу в качестве «рисовального мастера» в госпитальную школу при Кронштадском адмиралтейском госпитале. Госпитальные школы — первые высшие медицинские учебные заведения в России. Они были организованы по инициативе Петра I, их история началась с 1707 года. В1737 году М. Шеин был откомандирован в Петербург. Здесь он целиком отдается составлению анатомического атласа, работая рисовальным мастером при Петербургском адмиралтейском госпитале. Хотя создание такого необходимого учебного пособия для госпитальных школ, как анатомический атлас, отнимало много сил и времени, Шеин одновременно увлечённо работал как анатом и хирург. Его атлас был составлен на основании анатомических препаратов, приготовленных им самим. В 1742 году в типографии Академии наук было завершено печатание анатомического атласа М.И. Шеина. С 1745 года, оставаясь в должности рисовального мастера, Шеин преподавал в госпитальной школе при Петербургском адмиралтейском госпитале анатомию и оперативную хирургию. Он так преуспел в практической и педагогической деятельности, что ему было поручено исполнение обязанностей главного доктора Петербургского адмиралтейского госпиталя и главного преподавателя хирургии в госпитальной школе при нём. Большую услугу высшему медицинскому образованию в России оказал он и тем, что перевел некоторые учебники по анатомии и хирургии с латинского и французского языков на русский язык, чем облегчил изучение этих предметов для соотечественников.

Дальнейшая деятельность новгородской греко-славянской школы связана с именем архиепископа Феодосия Яновского. При нем при архиерейском доме в Новгороде наряду с греко-славянской школой появилась латинская, в которой работали преподаватели иеродиакон Московского Заиконоспасского монастыря Иоасаф Туркевич, бывший префект и учитель философии Московской славяно-греко-латинской академии Стефан Прибылович.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: