Этапы развития советского театра




Период Основные направления деятельности Пьесы, драматурги, спектакли
1917-1920 гг. Октябрьская революция 1917 г., гражданская война · сохранение и развитие театрального искусства; · национализация театров; · четыре театра имеют статус “академический” – МХАТ, Малый театр, Большой театр, Александринский театр; · театры находятся в ведении Наркомпроса · 1919 г. – открытие Большого драматического театра в Петрограде (пьеса “Дон Карлос”); · 1919 г. – “Декрет об объединении театрального дела”; · приобщение к театральному искусству нового зрителя (бесплатные спектакли, распространение билетов через профсоюзы, выступления на заводах, фабриках, в клубах); · развитие художественной самодеятельности (театральные студии, драматические кружки, агитбригады); · новая репертуарная политика: героико-патриотические пьесы, классика, новая драматургия; · театр массовых действий: постановка мистерии “Взятие Зимнего дворца”, режиссёр Н. Евреинов. 7 ноября 1918 г. – премьера спектакля “Мистерия-буфф” по пьесе В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда. “Мистерия-буфф” – первая профессиональная советская драма, выражающая пафос революции и сатиру против её врагов.
20-е гг. НЭП · возникновение театров-студий (ТРАМ); · режиссёрские поиски В. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова; · возникновение новой революционной драматургии (идейность и революционный пафос в содержании пьес, сатира); · рождение нового стиля игры актёров - без романтики и пафоса, социальная оценка поведения героев; · открытие новых театров; · разнообразие художественных течений; · 1920 г. Мейерхольд выдвинул программу «Театральный Октябрь», провозгласившую полное разрушение старого искусства и создание на его развалинах искусства нового; · 1922-1924 гг. – зарубежные гастроли МХАТ; · 1926-1931 гг. – ОБЭРИУ; · усиление воспитательной и просветительской функции театров; · эмиграция М. Чехова; · возникновение ТЮЗов: - реализация художественных и педагогических задач, - создание драматургии для детей и юношества, - обслуживание зрителей от 7 до 17 лет (и старше), - возможности для театральных экспериментов. *1922 г. – открытие театра им. Е. Вахтангова спектаклем “Принцесса Турандот” (программный спектакль театра и вахтанговской школы); * пьесы Л. Сейфуллина (“Виринея”), Вс. Иванова (“Бронепоезд – 14-69”), В. Билль-Белоцерковского (“Шторм”), К. Тренёва (“Любовь Яровая”); * творчество М. Булгакова, В. Маяковского, Н. Эрдмана; * сотрудничество М. Булгакова с МХАТ: 1926 г. – премьера спектакля “Дни Турбиных” (987 показ во МХАТ); * постановки в театре В. Мейерхольда пьес Н. Эрдмана “Мандат” (1925 г.), “Самоубийца” (1928 г. - запрет) В. Маяковского - “Клоп” (1929 г), “Баня” (1930 г.)
30-е гг. Коллективизация, индустриализация, политические репрессии · театр – средство воспитания трудящихся; · увеличение числа театров в Советском Союзе; · 1936 г. – учреждение звания “Народный артист СССР”; · идеологизация театров и их “мхатизация”; · торжество метода социалистического реализма: система образов героев, победа идей социализма, образ советского интеллигента; · появление на сцене образа В.И. Ленина и его соратников по партии; · Главный репертуарный комитет при ЦК КПСС; · утверждение системы К.С. Станиславского; · 1936 г. – закрытие МХАТ Второго; · 1938 г. – закрытие Театра им. Вс. Мейерхольда; · политические репрессии в отношении драматургов, режиссёров, актёров; · развитие русского театра в эмиграции: - творчество Н. Евреинова, - 1936-1937 гг. – возникновение Русского драматического театра в Париже; · становление режиссуры и театральной педагогики А.Попова, Ю.Завадского, Р.Симонова, Б.Захавы, А.Дикого, Н.Охлопкова, Л.Вивьена, Н.Акимова, Н.Герчакова, М.Кедрова, М.Кнебель, В.Сахновского, А.Брянцева, Э.Радлова и др. * обращение к творчеству М. Горького: постановки пьес во МХАТ, театре им. Е. Вахтангова, Малом театре; * развитие советской драматургии: “Платон Кречет” А. Корнейчука, “Машенька” А. Афиногенова, “Таня” А. Арбузова”, “Парень из нашего города” К. Симонова; * 1933 г. - постановка “Оптимистической трагедии” Вс. Вишневского в Камерном театре, режиссёр - А. Таиров; * разрыв М. Булгакова с МХАТ; * 1937 г. - постановка пьесы Н. Погодина “Человек с ружьём” в театре им. Е. Вахтангова, режиссёр - Р. Симонов; * русская классика на сцене МХАТ: “Три сестры”, “Анна Каренина”, “Ромео и Джульетта” и др., * 1938 г. – премьера пьесы В. Набокова “Событие” в Париже.  
40-е гг. Великая Отечественная война · патриотическая тематика на сценах театров; · создание фронтовых бригад (3500 артистов, более 500 000 концертов и спектаклей на фронтах и в тылу); · работа театров в эвакуации, бронь на творческих работников; · работа театров блокадном Ленинграде; · создание новой драматургии; · возрастание роли периферийных театров; · 1946 г. – постановление ЦК КПСС “О репертуаре драматургии и мерах по его улучшению” (задача – создание ярких полноценных в художественном отношении произведений о жизни советского общества, о советских людях, об их роли в Великой Отечественной войне); · 1949-1950 гг. – закрытие Камерного театра. * пьесы К. Симонова “Русские люди”, А. Корнейчука “Фронт”, Л. Леонова “Нашествие”; * пьесы о русских полководцах А. Невском, А. Суворове, М. Кутузове и др.; *постановки пьес Е. Шварца в театре комедии Н. Акимова: 1944 г. – “Дракон”, 1947 г. – “Тень”; * постановка спектаклей о войне и её уроках: “Молодая гвардия” в театре им. Н. Охлопкова по роману А. Фадеева, “Дорога бессмертия” по роману Ю. Фучика “Репортаж с петлёй на шее”, режиссёр Г.Товстоногов.
50-60-е гг. “Оттепель” · появление на сцене нового героя – современника; · развитие театрального искусства по нескольким направлениям: - углублённо-психологический театр (путь МХАТ, система Станиславского), - условно-метафорический театр (близость к традициям Мейерхольда, Вахтангова, Брехта); · “шептательный реализм”; · сюжеты и конфликты пьес черпались из самой жизни; · актёрская игра – доверительно, правдиво, просто; · 1956 г. – открытие театра-студии “Современник”: - гражданская и этическая тематика в выборе репертуара, - преемственность творческой программы МХАТ; - освобождение от искажений и штампов в, постановке спектаклей и актёрской игре; · новое поколение драматургов, режиссёров, актёров: А. Володин, В. Розов, Л. Зорин, А. Арбузов; О.Ефремов, Ю. Любимов, Г. Товстоногов, А. Эфрос, Р. Симонов и др.; · открытие имён актёров И. Смоктуновского, М. Ульянова, Ю. Борисовой, О. Табаков, Е. Лебедева, Т. Дорониной, Е. Стеблова, И. Саввиной, Е. Евстигнеева и др.; · 1964 г. – открытие Театра драмы и комедии на Таганке: - эстетика эпического театра, - функция “человека театра”, - зонги, монологи от лица актёра, а не персонажа, - поэтические спектакли; · новое осмысление классики. * 1956 г. – премьера в “Современнике” пьесы В. Розова “Вечно живые”; * премьеры пьесы А. Володина “Пять вечеров” в БДТ, театре им. Е. Вахтангова; * 1961 г. – спектакль “Принцесса Турандот” выходит с новым составом актёров: В. Лановой, Ю. Яковлев, Е. Райкина, Л. Максакова и др.; * 1964 г. – премьера спектакля “Добрый человек из Сезанна” по пьесе Б.Брехта в театре на Таганке; * трилогия “Декабристы”, “Народовольцы”, “Большевики” в “Современнике”; * творчество А. Вампилова.
70-80-е гг. Эпоха “застоя” · тематика пьес отражает проблемы действительности – социальные, нравственные, сатирические; · производственная тематика: освещение нравственных проблем на производстве; · образ современного партийного руководителя; · “датские” спектакли; · “возвращение” метода социалистического реализма; · творчество А. Вампилова, М. Рощина; · 1970 г. - уход О. Ефремова из “Современника” во МХАТ, · 1984 г. - Ю. Любимов лишён советского гражданства; · творчество М. Захарова, А. Васильева, А. Эфроса, Г. Волчек, В. Фокина, Р. Виктюка и др.; · новое поколение актёров: О. Янковский, Н. Караченцова, А. Абдулов В. Высоцкий, О. Даль, А. Миронов, М. Неёлова и др.; · 1987 г. – открытие театра-студии под руководством О. Табакова; · 1987 г. – открытие экспериментального театра «Школа драматического искусства» под руководством А. Васильева. * 1971 г. – постановка в театрах страны пьесы М. Рощина “Валентин и Валентина” (72 показа во МХАТ); * постановка пьес “Сталевары”, “Заседание парткома”; * 1981 г. - первая постановка мюзикла в СССР – рок-опера “Юнона и Авось” в Ленкоме.
90-е гг. Перестройка, развал Советского Союза · театральная реформа; · создание антрепризных театров; · коммерциализация театрального искусства; · новые именав драматургии: Н. Коляда, М. Угаров, О. Мухина, Н. Птушкина, В. Сигарев и др.; · поколение молодых режиссеров, создавших новый постмодернистский театр: К. Серебрянников, Ю. Бутусов, В. Мирзоев, А. Житинкин и др.; · новое поколение актёров: Е. Миронов, С. Безруков, В. Машков, Ч. Хаматова и др.; · творчество Л. Додина, П. Фоменко, Г. Яновской, К. Гинкаса и др.; · 1992 г. – П.Н. Фоменко набрал актёрско-режиссёрский курс, положивший начало возникновению театра «Мастерская П. Фоменко»; · 1992 г. – открытие Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова в Москве: знакомство российского зрителя с творчеством П. Брука, П. Штайна, Дж. Стрелера, О. Крейча и других западных режиссёров; · 1994 г. – учреждена Национальная театральная премия «Золотая Маска»; · участие российских театров в международных театральных фестивалях; · 1997 г. – триумф российских театров на Авиньонском фестивале; · И.Эппельбаум, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментирует со всеми компонентами зрелища в театре “Тень”; · активно развивается смежное с театром направление хепенинга и инсталляции. *1992 г. – спектакль “Волки и овцы”, режиссёр П. Фоменко; 1994 г. – спектакль «К.И. из “Преступления” в МТЮЗе, режиссёр К. Гинкас; * 1999 г. – спектакль “Три товарища” в театре “Современник”, режиссёр Г. Волчек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: