Тема № 9. Произведения цикла «Сань-бай-цянь» в литературе и культуре стран Восточной Азии




Произведения цикла 三百千«Три–сто–тысяча» («Сань–бай–цянь») в контексте конфуцианской просветительской литературы старого Китая. «Троесловие» 三字经 («Сань цзы цзин»), «Фамилии ста семей» 百家姓 («Бай цзя син») и «Тысячесловие»千字文 («Цянь цзы вэнь») не только как собрание рифмованных иероглифических прописей, но и как развитие жанра энциклопедических сводов. Нумерологическое значение произведений цикла «Три–сто–тысяча» и феномен универсального классификационализма китайской культуры. Влияние памятников этого цикла на формирование письменной культуры Японии и Кореи.

Тема № 10: Городская повесть хуабэнь

Повествовательная проза эпох Мин и Цин. Демократизация литературы как результат стремительного роста китайских городов и укрепления городского населения. Расцвет жанра городских повестей 话本 хуабэнь. Знаменитые сборники Фэн Мэнлуна 冯梦龙 («Три слова» 三言 «Сань янь») и Лин Мэнчу凌蒙初 («Первый сборник рассказов совершенно удивительных» 初刻拍案惊奇 «Чу кэ пай ань цзин ци»; «Второй сборник рассказов совершенно удивительных» 二刻拍案惊奇 «Эр кэ пай ань цзин ци»). Художественное богатство; увлекательность и динамизм в развитии сюжета; жанровое многообразие. Связь с народным сказом как яркая художественная особенность городских повестей. Сильная дидактическая и морализаторская направленность в рамках религиозного мировосприятия. Жанр хуабэнь как переходный этап от устной сказовой прозы к индивидуальной авторской повести.

Тема № 11: Литературная новелла. Творчество Пу Сунлина

Литературная новелла на языке 文言 вэньянь. Творчество Пу Сунлина 蒲松龄. Сборник новелл «Записки Ляо Чжао о вещах невероятных» 聊斋志异 («Ляо чжай чжи и»). Разнообразие тематики, стилистики, литературных приемов. Неразделимое единство реального мира и мира чудес. Возрождение традиции авторского резюме. Сатира на современное общество. Продолжение традиций Пу Сунлина в творчестве Цзи Юня, Юань Мэя. Развитие индивидуального начала в психологических зарисовках «Шесть записок о быстротечной жизни» Шэнь Фу как эволюция жанра бицзи.

Тема № 12. Китайские афоризмы. Цзацзуань.

Китайская афористическая словесность. Становление афоризма в качестве литературной формы как результат культурного синтеза трех традиционных учений Китая. Структурные и художественные особенности афоризмов цзацзуань.

Тема 13. Китайский роман XVIII в.

Роман как основной прозаический жанр китайской литературы XVIII в. Цао Сюэцинь 曹雪芹и его роман «Сон в красном тереме» 红楼梦 («Хун лоу мэн»). Автобиографический характер романа. Буддийско-даосская символика романа. Сложное взаимодействие различных пластов реальности и сверхреальности. Многоплановость сюжетных линий, психологизм в описании противоречивости душевного состояния героев. Новаторство в композиции романа. Энциклопедия нравов традиционного китайского общества. Художественные достоинства и эпическая масштабность. Значение романа как шедевра китайской и мировой литературы.

 

Дисциплинарный модуль 3.

Китайская литература Нового и Новейшего времени

Тема № 14: Литература ХХ в.

Тенденции в развитии китайской литературы XX в. Трансформация системы литературных жанров в XX в. Вытеснение классических жанров новыми литературными формами. Развитие прозы на разговорном языке байхуа 白话. Обращение к новым темам, публицистичность и ориентация на реальную жизнь. Широкая переводческая деятельность как неотъемлемая часть литературы. Творчество двух выдающихся литераторов XX в. Лу Синя 鲁迅и Лао Шэ 老舍. Социальная направленность творчества как нравственная основа их произведений. Переводческая и литературо­ведческая деятельность. Развитие реалистического метода.

Динамика и многоплановость литературного процесса середины ХХ в. Литературная теория и политическая борьба. Тяжелые последствия «культурной революции». Возрождение и развитие реалистической прозы. Правдивая Летопись пережитого. Переосмысление прошлого. Гражданское мужество. Боль и горечь пережитого как постоянная тема современной прозы. «Литература шрамов» не только как документальное повествование, но и как литература социально-критического направления. Попытка осмысления фактов на более широком материале повседневной действительности. «Литература дум о прошедшем» как развитие жанра «литературы шрамов». Психологизм, социально-нравственный и этико-философский анализ действительности. Развитие иностранной темы, традиционного китайского авантюрно-рыцарского, бытописательского, фантастического и философского романа.

Поэзия и современный литературный процесс. Основные литературные течения заключительной четверти XX в. как развитие направлений «литературы шрамов» и «литературы размышлений». Народные и национальные традиции в «литературе поисков корней». Китаеязычная литература Тайваня и Сянгана. Сосуществование в современном Китае двух разных видов литературы. Элитарная и массовая литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: