Темы рефератов:
1. Сатира как основной художественный прием в романе У Цзинцзы «Неофициальная история конфуцианцев»;
2. Роман Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» и его место в истории китайской литературы.
Источники:
У Цзинцзы. Неофициальная история конфуцианцев / Пер. с кит. Д. Н. Воскресенского. М., 1959.
Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме / Пер. с кит. В. А. Панасюка. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. Т. 1, 2.
Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме / Пер. с кит. В. А. Панасюка, Л. Н. Меньшикова. М.: Полярис, 1997. Т. 1–3. (Библиотека китайской литературы).
Рекомендуемая исследовательская литература:
Пан Ин. Текстология китайского классического романа («Речные заводи» и «Сон в красном тереме»). СПб.: Нестор-История, 2008.
Фишман О. Л. Китайский сатирический роман. М.: Наука, 1966.
Фишман О. Л. Сон в красном тереме // История всемирной литературы в 9 т. / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1988. Т. 5. С. 593–599.
Дисциплинарный модуль 3.
Китайская литература Нового и Новейшего времени
Тема № 14: Литература ХХ в.
Темы рефератов:
· Жизнь и творчество выдающегося китайского писателя Лу Синя;
· Жизнь и творчество выдающегося китайского писателя Лао Шэ.
Источники:
Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе / Вступ. Ст. В. И. Семанова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977.
Лао Шэ. Записки о кошачьем городе Вступ. Ст. В. И. Семанова. М.: Муравей, 2000.
Лао Шэ. Избранное. М.: Прогресс, 1981.
Лао Шэ. Избранное. М.: Радуга, 1982.
Лао Шэ. Избранные произведения / Сост. Е. Рождественской-Молчановой; вступ. ст. В. И. Сорокина. М.: Художественная литература, 1991. (Библиотека китайской литературы).
Лао Шэ. Рикша / Пер. с кит. Е. Рождественской; предисл. В. Петрова. М., 1970.
|
Лао Шэ. Сказители / Пер. с кит. Н. А. Спешнева. М., 1986.
Лу Синь. Избранное. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.
Лу Синь. Повести и рассказы / Вступ. ст. Л. З. Эйдлина, под ред. Н. Т. Федоренко. М.: Художественная литература, 1971. (Библиотека всемирной литературы).
Лу Синь. Повести и рассказы / Под ред. Н. Т. Федоренко, вступ. ст. Л. З. Эйдлина. М.: Художественная литература, 1971.
Лу Синь. Подлинная история А-Кью. М.: Детская литература, 1986.
Рекомендуемая исследовательская литература:
Антиповский А. А. Раннее творчество Лао Шэ. Темы, герои, образы. М.: Наука, 1967.
Духовная культура Китая: Энциклопедия / Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Восточная литература, 2008. Т. 3. Литература.
Петров В. В. Лу Синь, очерк жизни и творчества. М., 1960.
Позднеева Л. Д. Лу Синь: Жизнь и творчество. М., 1959.
Семанов В. И. Лу Синь и его предшественники. М.: Наука, 1967.
Тема № 15: Основные тенденции в современной китайской литературе.
Темы рефератов:
· Проблематика и образы в творчестве Фэн Цзицая;
· Художественное своеобразие прозы Ван Мэна.
Источники:
Ван Мэн. Избранное / Сост. и предисл. Торопцева С. А. М.: Радуга, 1988.
Ван Мэн. Мертвеющие корни самшита // Иностранная литература. М., 2004. №5.
Ван Мэн. Следы на склоне, ведущем вверх / Пер. с кит., сост. Торопцева С. А. М: Едиториал УРСС, 2004.
Современная китайская проза: Ван Мэн, Шэнь Жун, Фэн Цзицай / Вступ. ст. Л. З. Эйдлина. М.: Известия, 1984 (Библиотека журнала «Иностранная литература»).
Фэн Цзицай. Повести и рассказы / Сост. и предисл. Б. Л. Рифтина. М.: Радуга, 1987.
Фэн Цзицай. Чудаки / Предисл., пер. с кит. Спешнева Н. А. СПб.:Бельведер, 2003.
|
Фэн Цзицай. Чудаки. Рассказы на китайском и русском языках / Вступ. Ст. Спешнева Н. А.М.: КАРО, 2006.
Вопросы к экзамену по курсу
«История литературы Китая, Японии, Кореи»
1. Специфика понятия литературы на Дальнем Востоке.
2. Мифология Китая: особенности, основные источники и сюжеты.
3. Становление китайской поэтической традиции. Идеи, структура и образы «Книги песен» («Ши цзин»). Чуская поэзия.
4. Основные произведения исторической прозы и их связь с литературным процессом.
5. Основные направления древнекитайской философской мысли, ее влияние на развитие литературы.
6. Эпоха Тан – «золотой век» китайской поэзии.
7. Китайская литература эпох Сун и Юань.
8. Развитие повествовательной прозы в эпохи Юань и Мин. «Четыре великих удивительных книги».
9. Городская повесть хуабэнь: истоки, особенности жанра, тематика повестей.
10. Литературная новелла на языке вэньянь. Творчество Пу Сунлина.
11. Китайская афористическая словесность.
12. Цикл произведений просветительской литературы «Три-сто-тысяча», его значение в культуре стран Восточной Азии.
13. Значение романа Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» в китайской культуре.
14. Основные тенденции в развитии китайской литературы ХХ в.
15. Мифология Японии: особенности, основные источники и сюжеты.
16. Жанр моногатари: анонимные повести. Поэтико-повествовательный жанр ута-моногатари. Развитие дневниково-мемуарной литературы.
17. Формирование жанра дзуйхицу. Произведение Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» («Макура-но соси»).
|
18. Произведение Мурасаки Сикибу «Повесть о принце Гэндзи» («Гэндзи-моногатари»).
19. Японские поэтические антологии «Манъёсю», «Кокин-вакасю», «Синкокин-вакасю», «Хякунин иссю» и их значение в японской культуре.
20. Основные особенности жанра исторического прозы рэкиси-моногатари и воинских повествований гунки-моногатари.
21. Театр и драматургия: но, кёгэн, дзёрури, кабуки.
22. Особенности творчества Ихара Сайкаку.
23. Развитие жанра трехстиший хайку (Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса)
24. Основные тенденции в развитии японской литературы ХХ в.
25. Ранний этап развития корейской литературы. Исторические сочинения конфуцианского и буддийского характера.
26. Основные особенности развития корейских поэтических жанров.
27. Жанровые особенности корейских средневековых повестей пхэсоль.
28. Создание крупных повествовательных форм. Становление традиционного корейского романа.