Значение профессионально важных качеств в становлении специалиста




 

Современное развитие российского общества, педагогические проблемы, которые возникли в результате радикального реформирования политической и экономической жизни, актуализировали внимание к воспитанию, профессиональной подготовке молодежи. Профессиональный мир нуждается в человеке, способном успешно и активно находить и реализовывать себя в меняющихся условиях. Личностно-развивающее профессиональное образование сегодня должно готовить специалистов-профессионалов, способных к постоянному развитию и совершенствованию профессионально важных качеств, ибо личностное развитие человека тесно связано с его успешностью и эффективностью в профессиональной деятельности.

Смена образовательной парадигмы с когнитивно ориентированной на личностно ориентированную приводит к пересмотру роли и деятельности специалиста, отношений учащихся образовательного процесса.

Педагог рассматривается в личностно ориентированном образовании с точки зрения специалиста - профессионала, имеющего личностные и профессионально важные качества [7, с. 26].

Правительственная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие ключевой компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового понятия» - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятие компетентности заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности. Компетентности формируются в процессе обучения и вне образовательного учреждения под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается учащийся [49, с.42].

В зарубежной и отечественной педагогике широко используется понятие «ключевая квалификация» рассматриваемое как совокупность социальных и профессионально-квалификационных требований, предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека.

В работах Э.Ф. Зеера социально-профессиональные качества названы метапрофессиональными качествами, под которыми автор понимает комплекс психологических качеств, способностей, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме конкретных, частных видов деятельности.

По мнению Э.Ф. Зеера, в структуру ключевых квалификаций входят:

профессиональная направленность, включающая склонности, интересы, отношения, установки, мотивы, касающиеся будущей профессиональной деятельности;

профессиональная компетентность, включающая знания, умения, навыки по конкретным дисциплинам, способы и приемы профессиональной деятельности, выходящие за рамки одной профессии, коммуникативную компетентность, организаторские способности;

профессионально-важные качества: доброжелательность, терпимость, эмпатия, контактность, самообладание, способность к саморазвитию, самоконтроль, самостоятельность [20, с. 19].

Профессионально важные качества студентов являются важным компонентом ключевых квалификаций, которые в общем виде выглядят так (схема 1).

 

Схема 1 - Основные компоненты ключевых квалификаций (по Э.Ф. Зееру)

 

По мнению И.Ж. Калашникова, процесс формирования профессионально важных качеств способствует осознанию человеком своей принадлежности к определенному профессиональному сообществу, осознанию и самооценке своих профессионально важных и нежелательных качеств, собственных ограничений и возможностей профессионального развития, адекватному представлению уровня сформированности своей профессиональной компетентности, реальных мотивов своего труда, своих профессиональных ценностей, позиций и т.д. представляют сложную динамическую систему представлений человека о себе как о профессионале, его профессиональную «Я-концепцию» [26, с.71].

Е.Д. Макарова отмечает, что для современной российской школы требуется педагог, способный видеть, чувствовать, понимать ребенка. Именно эти качества автор относит к профессионально важным, характеризующим его как гуманного педагога. Гуманный педагог умеет не только говорить, но и слушать и слышать другого. Он способен к рефлексии и быстрым изменениям своего поведения с учетом изменений, происходящих в ребенке. Такой педагог может постоянно воспитывать и проявлять определенные гуманные профессионально важные качества личности [40, с. 49].

Исследования Н.Е. Сальниковой показывают, что такие профессионально важные качества как готовность понять внутренний мир ребенка предполагает ориентацию будущего педагога на воспитание у себя таких личностных качеств как эмпатия, аффективная устойчивость, терпимость, умение создавать атмосферу доверия и понимания [50, с.36].

В конце XIX века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально значимые качества: педагогическая целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность [42, с. 74].

Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова отмечают, что профессионально важные качества определяют продуктивность (производительность, качество, результативность) любой деятельности, в том числе и учебной, определяют гармоничную жизненную перспективу [22, с.21].

По мнению Е.М. Боброва, С.В. Васильковой, Ф.Н. Гоноболина, Э.А. Гришина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, педагог должен обладать целым комплексом профессионально важных качеств, без которых невозможна модернизация современной школы [52, с.436].

Э.Ф. Зеер считает, что профессионально важные качества защищают специалиста от ранней профессиональной стагнации и ведут к осознанию и самооценке своего профессионального развития, являются составной частью профессиональной «Я-концепции» [19, с. 18].

Таким образом, профессионально важные качества являются компонентом ключевых квалификаций специалиста-профессионала, влияют на осознание человеком своей принадлежности к определенному профессиональному сообществу; на способность видеть, чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир; на успешность и продуктивность педагогической деятельности, определяют гармоничную жизненную перспективу человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: