Методические рекомендации по проведению деловых игр




 

Для успешного внедрения деловых игр, при выборе содержания и тематики необходимо учесть то, что они должны:

▪ создавать сильное поле эмоционального заражения;

▪ формировать опыт эмоционального переживания, концентрировать внимание студентов на социальном значении происходящего;

▪ подкреплять реальное взаимодействие участников в ходе игры с конкретным объектом мира высокой удовлетворенностью, так как для участников важно общение, ощущение своей индивидуальности.

Также необходимо определить условия проведения игры:

материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;

должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия;

игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение как правил, так и содержания);

в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей;

игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;

не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;

наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием.)

Существует достаточно модификаций деловых игр, но в любой из них должны соблюдаться следующие условия:

) проигрывать рекомендуется реальные события;

) приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;

) ситуации должны быть проблемными;

) главная цель игры - приобретение умений и навыков, выработка стиля поведения.

Подготовка к игре должна начинаться с разработки сценария (определение цели, регламента, проблемы, количества участников, распределение ролей). За основу берутся наиболее часто возникающие в коллективе внутренние конфликты, когда почти каждый сотрудник в душе уверен: «Если бы директором был я...», а каждый подросток: «Если бы я был мастером группы (учителем, классным руководителем)...». Вот по этим ситуациям и желательно проводить игры, причем организатор должен находиться «за кадром», не подавляя интерес у участников. Его задача - увидеть себя другими глазами, как бы со стороны. Подведением итогов должна заниматься объективная экспертная комиссия из профессионалов. В качестве примера рассмотрим несколько ситуаций.

В целом весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 4 основных этапа:

. Вводная теоретическая часть в форме лекции или самостоятельного изучения необходимого теоретического материала.

. Моделирование игры:

определить тему и содержание (педагогическую проблему, объем теоретической информации и практических умений, подлежащих усвоению),

сформулировать общую дидактическую цель игры, ее задачи.

После этого начинается непосредственная разработка материалов деловой игры или сценария.

Она включает разработку проекта игры или сценария с описанием конкретной педагогической ситуации, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли. Разрабатываются общие правила игры, а также подробные инструкции для игроков и руководителя игры.

Здесь же следует предусмотреть описание организации проведения занятий, составление заданий для участников игры, определение ожидаемых результатов.

.Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.

Время игры зависит от ее содержания и конкретных задач.

.Подведение итогов игры, подробный анализ, оценка ее роли и значение.

При организации деловой игры важно помнить о необходимости реализации в ходе их проведения принципа самовыражения.

Человек не хочет быть хуже других, он хочет, чтобы его заметили, услышали его точку зрения, оценили его позицию.

Психолого-педагогические принципыконструирования деловой игры

«В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности» [3, с. 129].

«Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет ее структуру» [там же, с. 143].

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста».

Таким образом, разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. «На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается» [16].

«Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм напоминают наставления по управлению производством, строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в игровой форме» [3, с. 131].

Структура деловой игры

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней.

Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры.

В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

цели, - предмет игры, - графическая модель взаимодействия участников, - система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

цели, - комплекс ролей и функций игроков, - сценарий, - правил игры.

Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. «В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально» [3, с. 115].

Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.

Как правило «в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги…» [15, с.9].

Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:

реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт - наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п.

Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.

«способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный)… Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий» [там же, с. 11].

Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр

Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:

отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;

некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;

методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;

трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний

опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.

Отдельно можно выделить и социально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать».

Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:

«а) личностные отношения вне игры переносятся в игру…

б) конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры…

в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем…» [45, с. 76].

При проведении деловой игры возможно возникновение и таких трудностей как:

. Участники не вступают в игру или вступают в нее формально. В этом случае ведущему следует проиграть самому или выбрать наиболее инициативных и подготовленных исполнителей. Можно стимулировать игровую деятельность с помощью вопросов типа: "Я думаю действовать так, но сам пока не разобрался. Что вы мне посоветуете?"

. Игра затягивается, так как участники не могут найти правильное решение. Ведущий должен ввести дополнительные средства, помогающие участникам достичь цели.

. Игровые действия не развиваются, поскольку участники не могут наладить взаимодействие. В таком случае следует уточнить роли, повторно сформулировать задачи.

. Игра переходит в конфликтную ситуацию.

Ведущий снимает конфликт, ликвидируя предмет спора, или вводит в игру новые данные или новые правила, которые нейтрализуют участников конфликта.

Чтобы избежать многих трудностей, чтобы участники чувствовали себя более комфортно во время проведения игры, необходимо организовать правильную теоретическую подготовку по предложенной теме, как коллективную, так и индивидуальную, т.е. участники должны быть вооружены теоретическими основами решаемой проблемы и должны владеть исследовательскими умениями и подходами в поиске ее практического разрешения.

Отрефлексированные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности…;

систематизация… в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам…;

получение опыта социальных отношений…;

формирование профессионального творческого мышления…».

. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры… приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения [30, с.108].

В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры» [30, с. 113].

. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов.

Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2 часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.

Цель практического аспекта нашей работы состояла в разработке комплекса деловых игр, которые можно использовать в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.

Для разработки деловых игр принципиальными моментами являются определение темы и целей. Нами был спланирован и разработан комплекс деловых игр, направленных на развитие ПВК студентов педагогического колледжа.

Данный комплекс можно использовать со студентами педагогического колледжа любого курса обучения, однако, наибольшего эффекта деловые игры достигнут, если их проводить на выпускном курсе.

В этот период студенты имеют определенный опыт профессиональной деятельности (полученный на школьной практике), происходит осмысление профессионального выбора на более высоком уровне.

Также при организации и проведении деловых игр следует придерживаться рекомендаций, представленных нами в п.2.2.


Заключение

 

Проблема формирования профессионально важных качеств студентов является актуальной как в отечественной, так и зарубежной педагогике и психологии. Для современной российской школы требуется педагог, способный видеть, чувствовать, понимать ребенка. Именно эти качества относятся к профессионально важным, характеризуемым его как признанного педагога.

Реализация в образовательном процессе основных принципов личностно-ориентированного, компетентного образования в значительной степени способствует формированию профессионально важных качеств студентов, компетенции которого выступают главным условием будущей успешной профессиональной деятельности.

Выявление сущности профессионально важных качеств студентов и их составляющих, позволяет полнее выявить причины их сформированности у студентов средних специальных заведений. Следует отметить, что некоторые формы организации учебно-познавательной деятельности студентов более эффективны и потому получают широкое применение в образовательном процессе (активные методы обучения, творческие задания, анализ производственных ситуаций и др.)

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в педагогике и психологии накоплен определенный опыт исследования проблемы формирования профессионально важных качеств студентов, реализация в образовательном процессе педагогических условий, позволяющих добиться эффективного формирования профессионально важных качеств студентов в процессе изучения дисциплин.

Особое место в процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов занимает игра. В нашем исследовании были рассмотрены деловые игры, имеющие свои характерологические особенности и требования к проведению.

В процессе практической работы мы разработали комплекс деловых игр, которые содействуют развитию профессионально важных качеств будущих педагогов.

Таким образом, нам удалось решить задачи, поставленные в исследовании и достигнуть цели: «охарактеризовать влияние использования деловых игр в процессе профессионально-педагогической подготовки на развитие профессионально важных качеств студентов педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования состоит в разработке сценариев деловых игр, направленных на развитие профессионально важных качеств будущих педагогов. Комплекс разработанных игр может быть использован как во внеклассной работе, так и на учебных занятиях по педагогическому мастерству, педагогике и др.


Список использованной литературы

 

1. Аксенова Г.А. Использование игровых технологий // Специалист.-2006.- №10.-С.20.

. Артамонова Е.И., Узиков Н.И. Духовная культура педагога//Педагогическое образование и наука.-2005.-№5.-С.30-32.

. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.

4. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения <https://www.businessmag.ru/publishing/ksupp/businessgame/_default.htm>

. Барабанщикова С.А. Специфика профессионального воспитания в вузе на технических специальностях// Акмеология профессионального образования: материалы III регион, науч.-практ. конф. 14-15 марта 2006 г.- Екатеринбург: Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2006.- С.24.

. Блинов Л.В., Фишбейн М.Х. Срединность как ценность - цель, формирующая духовное в человеке и в человеческом обществе// Педагогическое образование и наука.-2005.-№5.-С.9-14.

. Вакарина С.Ф. Влияние акцентуаций черт характера на продуктивность педагогической деятельности в личностно ориентированном образовании// Психология профессионально-образовательного пространства личности: сб. науч. ст./ Науч. ред. док. псих, наук, профессор Н.С. Глуханюк.- Екатеринбург, 2003.-С.69-122.

. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-207 с

. Водеников В.А. Динамика личностных характеристик инженера в процессе профессиональногостановления//Психология профессионально- образовательного пространства личности: сб. науч. ст./ Науч. ред. док. псих, наук, профессор Н.С. Глуханюк.- Екатеринбург, 2003.- С.32-41.

. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.- Мн.: Университетское, 1989.- 125 с.

. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. - М.: Знание, 1989.- 208 с.

. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.-Новосибирск: Наука, 1987. -С. 61-77.

. Гуц А.Х. Подготовка педагога к работе в условиях сельской местности и поликультурного пространства// Среднее профессиональное образование.- 2006.-№7.-С.26.

. Данильчук Е.В. Методические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. - 2003. -№ 1. - С. 65 - 73.

. Деловые педагогические игры для учителей: Методические рекомедации. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1988. - 12с.

. Дьяченко А.В., Глуханюк Н.С. Проблема изучения профессионального самосознания: результаты поискового исследования// Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании: Межвуз. сб. науч. ст./ Под ред. Б.А. Вяткина, Н.С. Глуханюк.- Екатеринбург, 2000.-С.61-77.

. Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр <https://www.indepsocres.spb.ru/>

. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.- Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.-96 с.

. Зeep Э.Ф. Акмеологические основы профессионального развития личности// Акмеология профессионального образования: материалы III регион. науч.-практ. конф. 14-15 марта 2006 г.- Екатеринбург: рос. гос. проф. пед. ун-т, 2006.- С.62.

. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та.,2000.- 190 с.

. Зеер Э.Ф., Калашникова О.В. Психологические особенности развития рефлексии педагогов// Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании: Межвуз. сб. науч. ст./ Под ред. Б.А. Вяткина, Н.С. Глуханюк.- Екатеринбург, 2000.- С.98.

. Зеер Э.Ф., Хасанова И.И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: Практико-ориентир. моногр. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та.,2003.-158 с.

. Илларионова Л.П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования// Педагогическое образование и наука.-2002.-№3.-С.10-14.

. Казанцева Л.А., Казанцев С.Я. Мониторинг развития методологической культуры студентов - будущих педагогов// Педагогическое образование и наука.-2005.-№4.-С.11-14.

. Кайбияйнен А.А. Формирование позитивного имиджа студента как компонент профессиональной подготовки специалистов//Педагогическое образование и наука.-2004.-№2.-С.41-43.

. Калашников И.Ж. Психологические особенности формирования профессионально важных качеств личности специалиста по социальной работе// Психология профессионально-образовательного пространства: сб.науч. ст./ Науч. ред. Н.С. Глуханюк.-Екатеринбург, 2003.-С.140-142.

. Камбулгаянова М.К., Онищук А.С. Формирование самообразовательной компетенции// Специалист.-2006.-№11.-С.17.

. Капустина Г.Ю., Андрианова Н.Н. О повышении профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа// Среднее профессиональное образование.-2005.-№2.-С.9.

. Козлов С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 432 с.

. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.-Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.- 272 с.

. Кореляков Ю.А. Программа активизации и развития профессиональной направленности личности учителя// Психологическая наука и образование. - 1998.-№7.-С.З-4.

. Котлярова И.О., Циринг Р.А. Становление профессионально-педагогической квалификации: Научно-методические рекомендации для руководителя/Под ред. С.А.Репина.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1998.- 72 с.

. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). - М.: Экономика, 1989.- 175 с.

. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. -М.:Наука, 1981. -120 с.

. Кутейникова И.Х. Методические материалы к «Практикуму по педагогической этике»: для студентов и преподавателей педагогических колледжей: практическое пособие. - Челябинск, 2005.-32 с.

. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 352 с.

. Ложникова Н.А. Имитационная педагогическая игра как средство формирования профессиональных умений // СПО.-2005.-№9.-С.9.

. Ложникова Н.А. Имитационная педагогическая игра// Специалист.-2005.- №2.-С.19.

. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.-128 с.

. Макарова Е.Д. Воспитываем гуманных педагогов// Среднее профессиональное образование.-2006.-№4.-С.49-51.

. Морозова Н.А. Профессионально-направленная педагогическая технология - условие формирования практических навыков специалистов// Среднее профессиональное образование.-2005.-№8.-С.7-9.

. Новикова П.П. Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процессов// Педагогическое образование и наука.-2005.-№5.-С.19-25.

. Новоселов А.А. Формирование профессионально важных качеств на уроках информатики// Специалист.-2003.-№8.-С.23.

. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. учеб. заведений/ Под общ. ред. В. А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 2-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-368 с.

. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.- М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. - М.: Знание, 1990. - 80 с.

. Психология. Психологический словарь <https://azps.ru/handbook/d/delo224.html>

. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

. Самолдина Л.М. Возможные изменения структуры ГОС СПО// Среднее профессиональное образование.-2006.-№3.-С.2.

. Санникова И.Р. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов педагогического колледжа// Среднее профессиональное образование.-2006.-№8.-С.36-60.

. Сапарходжаев П.И. Роль специализации в профессиональной подготовке студентов // Педагогическое образование и наука.-2003.-№2.-С.40-42.

. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А.Сластенина.-4-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-576 с.

. Сластенин В.А., Елисеев В.Л. Рефлексивная культура учителя как субъекта педагогической деятельности// Педагогическое образование и наука.-2005.- №5.-С.37-42.

. Смирнова Т.В. О роли учебных игр// Специалист.-2005.-№11.-С.19.

. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-176 с.

. Тесля Е.Б. Формирование смыслов профессиональной деятельности будущих педагогов// Педагогическое образование и наука.-2005.-№5.-С.43-44.

. Тропникова Н.П., Угринова Т.Ю., Королева В.О. Технологии личностно ориентированного образования: теоретические основания и практическая реализация. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005.-74с.

. Усова А.В.Требования к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования на период до 2010 года//Педагогическое образование и наука.-2003.-№2.-С.4-6.

. Федькина Г.А. Проблема этического воспитания студентов в педагогическом колледже//Среднее профессиональное образование.-2006.-№7.- С.42.

. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. метод, пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1991. - 320 с.


 

Приложения

деловой игра родитель консультация

Деловая игра «Полет на Луну»

Профессионально-важные качества, которые развиваются в ходе игры: коммуникабельность, терпимость, контактность.

Цель проведения:

. Научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности.

. Выработать навыки эффективного взаимодействия.

. Обучить сотрудничеству.

Размер группы: от 6-12 участников.

Необходимое время: около 1 часа.

Материалы для упражнения:

. Карандаши

. Листы для индивидуальной работы.

. Листы с ответами и обоснованием решений.

. Контрольные листы для подсчета баллов.

Как рассадить участников: они должны сидеть за квадратным или круглым столом. В случае прямоугольного стола люди, сидящие на концах, занимают контролирующую позицию.

Организация игры:

. Каждому участнику дается лист индивидуальной работы и 15 минут на выполнение упражнения.

. Каждой группе дается один лист групповой работы. Причем

а) участникам не разрешается менять что-либо в листах индивидуальной работы в результате группового решения;

б) каждый член группы должен записать результаты группового решения, принятого методом консенсуса, в свой лист;

в) участникам дается 30 минут на заполнение листа групповой работы.

. Каждому участнику раздается контрольный лист для подсчета баллов. На эту операцию отводится от 7 до 10 минут. Участники

а) подсчитывают индивидуальные баллы;

б) передают свои листы с вычисленными баллами человеку, ведущему групповой протокол, для подсчета среднего индивидуального балла. Причем

в) этот же человек подсчитывает групповой балл.

. Группа сравнивает средний индивидуальный балл с групповым и обсуждает смысл упражнения. На этот шаг отводится от 7 до 10 минут.

. Результаты выписываются на плакате или доске по образцу, приведенному ниже, и ведущий направляет дискуссию на обсуждение вопроса о значении и путях нахождения в ходе переговоров консенсуса, способного обеспечить при принятии решения учет наиболее убедительной аргументации со стороны любых членов группы.

 

  Группа 1 Группа 2 Группа 3
Количество баллов, полученное в результате решения, принятого методом консенсуса Средний балл (среднее арифметическое индивидуальных баллов) Размах индивидуальных баллов (максимальный и минимальный)      

 

Образцы материалов

Лист для индивидуальной работы участника упражнения «Полет на Луну»

Инструкция: вы - член экипажа космического корабля, который, согласно первоначальному плану, должен был встретиться с ранее посланным кораблем на светлой стороне Луны. Однако в результате механических затруднений вашему кораблю пришлось прилуниться в 200 милях (примерно 370 км) от места назначения. Во время посадки многое оборудование на борту пострадало и, поскольку ваша жизнь зависит от того, попадете вы или нет на корабль, который вас ждет, необходимо выбрать принципиально важные вещи для похода на 200 миль. Ниже приведены 15 предметов, которые не были повреждены после посадки. Наша задача состоит в том, чтобы проранжировать их в порядке важности для того, чтобы ваш экипаж смог добраться до места встречи. (1 - приписывается наиболее значимому предмету, 2 - второму по степени важности и т.д., до 15 для наименее важного предмета). У вас есть 15 минут для этого этапа упражнения.

Список предметов:

Коробок спичек

Пищевой концентрат

футов (1 фут - 0,3 м) капроновой веревки

Парашютный шелк

Портативный нагреватель

револьвера 45-го калибра

Одна упаковка сухого молока

Два 100-литровых баллона с кислородом

Звездная карта

Надувной плот

Компас магнитный

галлонов (примерно 19 л) воды

Сигнальные ракеты

Аптечка первой помощи с иглами для инъекций

Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях

Лист для групповой работы участников упражнения «Полет на Луну»

Инструкция: это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа должна принять решение методом консенсуса. Это означает, что со степенью предполагаемой важности каждого из 15 предметов, необходимых для выживания, должны согласиться все члены группы перед тем, как это станет частью группового решения. Консенсуса достичь нелегко. Следовательно, не любой вариант ранжирования вызовет всеобщее одобрение. Постарайтесь, работая как единая группа, определять и принимать каждый номер лишь при условии, что все члены группы хотя бы частично с ним согласны. Ниже приводится некоторое руководство по достижению консенсуса:

. Избегайте споров, в которых стараетесь доказать правоту собственных суждений. Подходите к задаче с позиций логики.

. Избегайте изменения своего мнения только для того, чтобы |прийти к соглашению и не допустить конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти. Избегайте таких конфликтов методом разрешения спорных вопросов, как-то: голосование, усреднение или торг при принятии коллективного решения.

. Принимайте разницу в мнениях как нечто полезное, а не как помеху для принятия решения.

Список предметов:

Коробок спичек

Пищевой концентрат

футов (1 фут - 0,3 м) капроновой веревки

Парашютный шелк

Портативный нагреватель

револьвера 45-го калибра

Одна упаковка сухого молока

Два 100-литровых баллона с кислородом

Звездная карта

Надувной плот

Компас магнитный

галлонов (примерно 19 л) волы

Сигнальные ракеты

Аптечка первой помощи с иглами для инъекций

Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях

Контрольный лист для подсчета баллов в упражнении «Полег на Луну»

Название предмета Правильный номер Объяснение
Коробок спичек Пищевой концентрат 50 футов капроновой веревки Парашютный шелк Портативный нагреватель 2 револьвера 45-го калибра Одна упаковка сухого молока Два 100-литровых баллона с кислородом Звездная карта (карта лунного созвездия) Надувной плот Компас магнитный 5 галлонов (примерно 19 л) воды Сигнальные ракеты Аптечка первой помощи с иглами для инъекций Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях 15 4 6 8 13 11 12 1 3 9 14 2 10 7 5 на Луне нет кислорода можно некоторое время прожить без еды может пригодиться для похода по неровной местности чтобы что-то нести на светлой стороне Луны жарко для использования силы толчка нужна вода, а ее мало на Луне нет воздуха нужна для навигации представляет некоторую ценность как укрытие или для того, чтобы что-то нести магнитное поле Луны отличается от магнитного поля Земли без этого долго не прожить нет кислорода, можно использовать лишь для силы толчка аптечка первой помощи может понадобиться, но иглы бесполезны для коммуникации

 

Лист инструкций для подсчета баллов в упражнении

«Полет на Луну»

Человек, ведущий групповой протокол, отвечает за правильный подсчет баллов, контролирует этот процесс. Участники должны:

. Подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами.

. Просуммировать все разницы в индивидуальном задании.

. Вычислить средний балл, для чего сложить все индивидуальные баллы и разделить на число человек в группе.

. Подсчитать абсолютную разницу в баллах между групповыми ответами и правильными ответами.

. Просуммировать все разницы в групповом задании.

. Сравнить индивидуальный и групповой счет и попытаться объяснить, почему некоторые из наиболее правильных индивидуальных ответов не были учтены в групповых ответах (если это имело место).

. Выявить трех победителей в индивидуальном соревновании.

Оцените результаты по рейтингу:

-20 баллов - отлично;

-30 баллов - хорошо;

-40 баллов - посредственно;

-50 баллов- удовлетворительно;

и более баллов - плохо.

Деловая игра «Мужество учителя»

Цель: развитие чувства солидарности в действиях против зла, развитие педагогического интереса.

Ход работы:

Деловая игра «Жалоба»

Задается ситуация: учитель-предметник пожаловался классному руководителю на его ученика: «Он дерзит, не уважает мой авторитет, подбивает детей на неуважение и споры со мной. Примите меры!»

Организация

а) студенты в ролях «Учителя» и «Классной».

Ведется диалог.

б) беседа «Классной» с классом (тема определяется студентом самостоятельно)

в) учитель приходит на помощь ученику.

Возможные варианты направления помощи (они должны быть предложены студентами).

Возможные аналогические ситуации, когда ученику нужна помощь учителя: «Педсовет». Ситуация стрессовая для ребенка. Большое количество профессиональных дидактогений приходятся именно на педсоветы. Учитель защищает ученика от клейма «отпетый» перед другими учителями. Студенты должны предложить способы профессиональной защиты. Например, в учебе - методами сотрудничества в обучении (назвать их), вне учебы - вхождением в круг интересов ребенка при использовании приемов косвенного воздействия и реакции диалогового общения.

Деловая игра «Радость общения» («Терпимость учителя»)

Цель: развитие педагогического интереса выдержки, тактичности, умений диалогового общения.

Ход работы:

Задаются ситуации общения:

а) общение с приятным послушным и исполнительным ребенком.

б) общение с ребенком в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций учителя:

ученик не выполнил домашнего задания;

подрался и разбил в драке окно;

систематически смеется, отвлекается на ваших уроках;

плохое личное отношение, задает каверзные вопросы, мажет доску маслом, на стул подкладывает кнопки, всовывает бумажку в замок;

общение с неприятной группой (срывают урок, гудят во время объя<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: