Выпускная квалификационная работа по педагогике
Тема: Деловые игры как средство развития профессионально важных качеств у будущих педагогов
Троицк,2009 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития профессионально важных качеств у будущих педагогов
Значение профессионально важных качеств в становлении специалиста
Понятие профессионально важных качеств в психолого-педагогической теории
Особенности развития профессионально важных качеств в процессе профессиональной подготовки
Деловая игра: история и классификация
Глава 2. Рекомендации по использованию деловых игр в процессе развития профессионально важных качеств у будущих учителей
Выбор тематики деловых игр и разработка их содержания
Методические рекомендации по проведению деловых игр
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Целью профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными профессионально важными качествами. Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает кардинальное изменение в системе профессионального обучения. С переходом к личностно-ориентированному, компетентностному образованию меняется вся система профессиональной подготовки будущего специалиста.
Одним из ее основных принципов должен стать гуманистический характер профессионального образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свобода развития личности и профессионально важных качеств.
В современной педагогической теории разрабатываются вопросы, связанные со средствами формирования и развития профессионально важных качеств студентов в процессе профессиональной подготовки. Особое место среди них принадлежит игре. На наш взгляд, среди разнообразия игровых методов и приемов именно деловые игры в полной мере способствуют решению задачи формирования профессионально важных качеств будущих педагогов. Актуальность деловой игры, как одной из активных форм организации повышения уровня педагогической компетенции, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме.
Изучению различных аспектов использования игр в обучении посвящено большое количество исследований. Значение игры в воспитании и развитии личности отражено в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Макаренко. В работах П.И. Пидкасистого и Г.К. Селевко отмечается исключительно важное место дидактических игр и игровой деятельности в обучении.
Сущность, назначение и теоретические вопросы применения деловых игр отражены в работах Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкого, В.Г. Комарчука, Е.А. Хруцкого. В педагогике изучались обучающие, дидактические, учебно-ролевые, деловые учебные, педагогические и другие игры.
Однако следует отметить, что в системе профессионального образования в центре внимания не всегда находится развитие личности студента и его профессионально важных качеств, а преобладает процесс передачи ему суммы знаний и умений.
Исходя из этого, возникает противоречие между необходимостью формирования профессионально важных качеств студентов и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике педагогики.
Разрешение данного противоречия предполагает рассмотрение проблемы, заключающейся в следующем: возрастание духовного кризиса молодёжи, снижение престижа педагогической профессии, уменьшение конкурса при поступлении абитуриентов в педагогический колледж - с одной стороны и возрастание требований к личности педагога - с другой стороны. Это противоречие обусловливает разработку социально-педагогических условий, обеспечивающих коррекцию личностных качеств будущих педагогов и формирование профессионально важных качеств в процессе профессионального образования.
Актуальность данной проблемы в теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Деловые игры как средство развития профессионально важных качеств у будущих педагогов».
Цель исследования: обосновать и подобрать содержание комплекса деловых игр, направленных на развитие профессионально важных качеств студентов педагогического колледжа.
Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом колледже.
Предмет исследования: деловые игры как средство развития профессионально важных качеств.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
определить значимость формирования профессионально важных качеств студентов в процессе осуществления профессионального образования;
охарактеризовать технологии развития профессионально важных качеств;
раскрыть понятие «деловая игра» и условия ее использования в педагогической работе;
разработать комплекс деловых игр и сформулировать методические рекомендации по их использованию в образовательном процессе педагогического колледжа.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса деловых игр, которые могут использоваться педагогами, классными руководителями для организации внеурочной работы в учреждениях профессионально-педагогического образования.
Глава 1. Теоретические аспекты развития профессионально важных качеств у будущих педагогов